Постановление №№ 4839/7 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 52 о назначении административного наказания ... от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Начальнику группы маркетинга

АО «Алтайэнергосбыт»

<...>

<...>

г.Барнаул, 656045

 

Дело №022/04/14.3-892 /2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 52

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

26 ноября 2020 года г. Барнаул

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 022/04/14.3-892/2020 в отношении должностного лица АО «Алтайэнергосбыт» - начальника группы маркетинга <...>,

УСТАНОВИЛ:

<...> на рассмотрение дела об административном правонарушении не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила представителя с доверенностью от 28.10.2020г. <...>.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, начальника группы маркетинга АО «Алтайэнергосбыт» <...>.

Согласно протоколу № 48 от 29.10.2020г. об административном правонарушении и материалам дела, при размещении рекламы «АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!...» допущено нарушение части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Данное обстоятельство выражается в следующем.

Согласно материалам дела, 14 и 28 июля 2020 года в Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступили обращения жителей города Рубцовска Алтайского края о размещении на платежных документах на оплату электрической энергии рекламы АО «Алтайэнергосбыт».

Антимонопольным органом установлено, что на обратной стороне платежного документа (счета за электроэнергию л/с № 4906722958, л/с №49067213576 / июнь 2020г.), наряду с информацией об изменении с 01 июля 2020 года тарифов на электрическую энергию и выдержками из Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, размещена информация следующего содержания: «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...».

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, распространена способом размещения на платежном документе в форме сообщения о проведении акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!» направлена на привлечение внимания к рекламируемому стимулирующему мероприятию – акции «Электронный счет киловатты принесёт!», одним из условий участия в которой является оплата электрической энергии, способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и побуждает потребителей электроэнергии в срок оплачивать электрическую энергию.

Согласно пункту 69(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 29.06.2020) (далее – Правила № 354), на платежном документе не допускается размещение рекламы, за исключением социальной рекламы.

Вместе с тем, на платежном документе допускается размещение справочно-информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

При разграничении понятий рекламная/не рекламная информация следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации (по аналогии с разграничением понятий "вывеска" и "реклама", о котором разъяснено в письме ФАС России от 26.09.2016 № АК/66260/16).

Исходя из смысла определения, изложенного в части 2 статьи 2 Закона о рекламе, под справочно-информационными и аналитическими материалами, на которые не распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе, понимаются материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

На практике в платежных документах в качестве справочно-информационных сведений указываются контактные данные управляющей компании или ТСЖ, экстренных служб, сантехника, электрика, сведения о получателе платежа, сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг, о способах оплаты коммунальных услуг и т.п.

Согласно Письму ФАС России от 03.07.2018 № АЦ/50321/18 «О размещении информации на платежных документах» информация о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, размещенная на платежных документах, не может быть признана рекламой и является справочно-информационной, поскольку размещение такой информации не преследует целей, связанных с рекламой каких-либо товаров (работ, услуг), реализуемых (осуществляемых, оказываемых) какими-либо субъектами предпринимательской деятельности. Следовательно, размещение на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов, информации о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, не является нарушением части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе и указанным Федеральным законом не запрещено.

Однако на обратной стороне платежного документа размещена реклама акции, проводимой АО «Алтайэнергосбыт» с целью таким образом повысить доход поставщика услуги путем погашения долгов за потребленные коммунальные ресурсы потребителями, промотивированными возможностью получения подарка (100кВтч, исходя из стоимости 1кВтч, равно 5,36руб.).

Исходя из имеющихся в материалах дела сведений, платежные документы с аналогичной информацией «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...» получили 324 376 потребителей (по количеству платежных документов за июнь 2020 года, содержащих сведения о проведении акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!») То обстоятельство, что в каждом из платежных документов указаны фамилия, имя и отчество, адрес его получателя, индивидуально рассчитанный платеж, не делает данную информацию персонифицированной, позволяя лишь завуалировать рекламу под индивидуальное сообщение.

Требования как части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, так и пункта 69(1) Правил №354 носят императивный характер - размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не допускается, при этом очевидно, что на платежном документе указываются фамилия, имя и отчество его получателя, документ заведомо носит адресный характер.

Таким образом, спорная информация является рекламой и размещена непосредственно в самом платежном документе.

Размещение рекламы акции «ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!» на платежных документах для оплаты электроэнергии - счетах за июнь 2020 года (получатель платежа АО «Алтайэнергосбыт»), противоречит требованиям части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является начальник группы маркетинга АО «Алтайэнергосбыт» <...>, что подтверждается имеющимися в материалах дела пояснениями <...>.

<...> принята на должность начальника группы маркетинга АО «Алтайэнергосбыт» 01 декабря 2015 года на основании приказа № 2490-к.

В соответствии с Положением о группе маркетинга, утвержденным 25.09.2015г., к функциям отдела относится, в том числе организация рекламных и PR-кампаний/акций, направленных на укрепление бренда Общества, работу с дебиторской задолженностью потребителей, реализацию мероприятий по клиентоориентированности, также продвижение коммерческих услуг организации.

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных задач и функций, согласно пункту 7.1 Положения, несет начальник группы маркетинга.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалами дела установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по причине несоблюдения начальником группы маркетинга АО «Алтайэнергосбыт» <...> законодательства Российской Федерации о рекламе.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины или совершенной по неосторожности.

У <...> при распространении рекламы акции АО «Алтайэнергосбыт» имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством о рекламе, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Следовательно, в действиях должностного лица АО «Алтайэнергосбыт» имеется вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленного частью 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» запрета на размещение рекламы на платежных документах, при рассмотрении дела не установлены. Следовательно, вина <...> в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ, составляет действия лица, выражающиеся в нарушении законодательства о рекламе.

Непринятие <...> при распространении на территории Алтайского края рекламы акции «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ наполняя жизнь светом! АКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЧЕТ КИЛОВАТТЫ ПРИНЕСЁТ!... Получите шанс выиграть 100кВт*ч*… ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ ДО 31 ИЮЛЯ!...» должных мер по соблюдению требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», привело к нарушению законодательства РФ о рекламе, и образует оконченный состав административного правонарушения и влечет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Установлено смягчающее вину обстоятельство, предусмотренное п.2 ч.1 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Руководствуясь статьями 4.2, 14.3, 23.48, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать должностное лицо АО «Алтайэнергосбыт» - начальника группы маркетинга <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

УИН 16100500000000765297

Получатель – УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ (АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ УФАС РОССИИ)

ИНН 2221022528

КПП 222501001

ОКТМО 01701000

Р/С 40101810350041010001

БАНК Отделение Барнаул г. Барнаул

БИК 040173001

Код дохода: 161 1 16 01141 01 0003 140

Назначение платежа: штрафы за нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет – 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе – 60 процентов.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии со статьей 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вынесения постановления – 26 ноября 2020 года.

Дата направления копии постановления – 27 ноября 2020 года.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

Руководитель управления

Государственный советник РФ 2 класса <...>

Копия постановления на семи страницах будет направлена заказанным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации <...>, а также вручена представителю <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны