Решение б/н Решение и предписание по делу № 022/06/33-54/2019 о нарушени... от 20 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 022/06/33-54/2019
о нарушении законодательства о контрактной системе
«20» марта 2019г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Т<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя ООО «Фармактивы Капитал» – М<…>,
от заказчика – Министерства здравоохранения Алтайского края – К<…>,
от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Ж<…>,
рассмотрев жалобу ООО «Фармактивы Капитал» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000319000731 «Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (Лот № 75)», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Фармактивы Капитал» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000319000731 «Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (Лот № 75)».
В обоснование жалобы заявитель указал, что заказчик в Техническом задании установил дополнительные требования к поставляемому лекарственному средству, не влияющие на его терапевтические свойства при медицинском применении, а именно: «Флакон, изготовленный из полиэтилена нафталата темного цвета со специальной укупорочной системой (типа Quick-fil) из полиацеталя/полиэтилена», нарушив тем самым требования статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 1380 от 15.11.2017г.
Представитель заявителя на доводах жалобы настаивает.
Представители Министерства здравоохранения Алтайского края и уполномоченного учреждения предоставили письменные объяснения. Против удовлетворения жалобы возражают. Указали, что установление требований к укупорочной системе (типа Quick-fil) связано с необходимостью устанавливать флаконы в оборудование, уже имеющееся у заказчика и оснащенное указанной укупорочной системе. В настоящее время, согласно письму производителя имеющегося у заказчиков оборудования, закупить устройства укупорочной системы отдельно не представляется возможным, поскольку она они сняты с производства. Пояснили, что к поставке подходит только один препарат – Севоран во флаконах из полиэтилена нафталата темного цвета с системой Quick-fill.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
25 февраля 2019 года уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000319000731 «Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (Лот № 75)».
Поставке подлежит препарат с МНН Севофлуран с показателями в столбце «Значение показателя товара, которое не может изменяться участником при подаче заявки» по характеристике «Вид первичной упаковки» – «Флакон, изготовленный из полиэтилена нафталата темного цвета со специальной укупорочной системой (типа Quick-fill) из полиацеталя/полиэтилена».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 вышеуказанной статьи определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017г. № 1380 утверждены Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Особенности).
Согласно подпункту «в» пункта 3 Особенностей при описании объекта закупки в отношении лекарственных препаратов, для которых могут быть установлены требования к их комплектации растворителем или устройством для разведения и введения лекарственного препарата, а также к наличию инструментов для вскрытия ампул (например, пилки), должно быть указание на возможность поставки отдельных компонентов такой комплектации.
Однако в Техническом задания Документации о закупке указано на поставку флаконов, изготовленных из полиэтилена нафталата темного цвета со специальной укупорочной системой (типа Quick-fill), что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 15.11.2017г. № 1380.
В примечании к Техническому заданию Документацию о закупке указано: «В техническом задании установлено требование к первичной упаковке препарата «Флакон, изготовленный из полиэтилена нафталата темного цвета со специальной укупорочной системой (типа Quick-fill) из полиацеталя/полиэтилена», поскольку заказчикам необходимо обеспечить взаимодействие имеющегося у них медицинского оборудования с приобретаемым товаром. Удовлетворить указанную потребность, возможно только в результате использования флаконов лекарственного препарата, оснащенных укупорочной системой с клапаном и пружинным возвратом, поскольку иные флаконы лекарственного препарата с МНН Севофлуран являются технологически несовместимыми с медицинским оборудованием, находящимся в собственности Заказчиков. Наркозно-дыхательные аппарата, установленные у Заказчиков, оснащены штекерно-клапанным типом заливного устройства, образующим единую систему с заливным устройством флаконов, оснащённых соответствующей клапанной укупорочной системой с пружинным возвратом. При этом флаконы, оснащенные горловиной с резьбовым соединением, не совместимы с наркозными испарителями, оснащенными штекерно-клапанным типом заливного устройства. Использование Заказчиками флаконов лекарственного препарата, оснащенных укупорочной системой с клапаном и пружинным возвратом, обусловлено наличием специального устройства системы, которая защищает медицинский персонал, не допуская контакта сотрудников, находящихся в операционной, с жидкостью Севофлуран, исключает переливание жидкости из флакона и не требует дополнительного оборудования помещения (вытяжные шкафы и прочее)».
В соответствии с пунктом 6 Особенностей описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Однако представленное в Техническом задании Документации о закупке примечание не свидетельствует об отсутствии возможности описать лекарственные препараты иным образом, а описывает комфорт в использовании определенной упаковки лекарственного препарата медицинским персоналом и минимизации отрицательных влияний окружающей среды во время лечебного процесса.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Особенностей при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.).
Кроме того, подпунктом «и» пункта 5 Особенностей определено, что при описании объекта закупки не допускается указывать характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
В Техническом задании Документации о закупке указано, что лекарственный препарат должен быть поставлен во флаконах, изготовленных из полиэтилена нафталата темного цвета.
Обоснования причин невозможности описания лекарственного препарата кроме как указав форму выпуска упаковки и материала его изготовления Техническое задание не содержит.
Напротив, согласно пояснениям представителя Министерства здравоохранения Алтайского края, единственным подходящим для поставки лекарственным препаратом является препарат Севоран (производитель - Эйсика Куинборо Лимитед (Великобритания), первичная упаковка - флаконы из полиэтилена нафталата темного цвета в комплекте с системой Quik-Fil).
ФАС России в Письме от 05.04.2018г. № ИА/23540/18 полагает, что различия между формами выпуска лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» (флаконы и флаконы со специальной укупорочной системой Quik-Fil) являются терапевтически незначимыми.
Кроме того, в вышеназванном письме ФАС России разъясняет, что указание в документации на закупку лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» конкретной формы выпуска лекарственных препаратов без возможности поставки эквивалента может привести к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
При этом, по мнению ФАС России, в целях развития конкуренции заказчики должны обеспечить условия работоспособности имеющихся у них наркозных испарителей вне зависимости от формы выпуска закупленных лекарственных препаратов с МНН «Севофлуран» путем заблаговременного приобретения заправочных адаптеров либо путем обеспечения возможности поставки таких адаптеров участниками закупки лекарственного препарата.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиками при утверждении документации положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 15.11.2017г. № 1380.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Фармактивы Капитал» обоснованной.
- Признать действия заказчиков при проведении электронного аукциона 0817200000319000731 «Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (Лот № 75)», выразившиеся в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 15.11.2017г. № 1380, неправомерными.
- Выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 13 (022/06/33-54/2019)
о прекращении нарушения в сфере контрактной системы
«20» марта 2019г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
К <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Т<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок
на основании решения от «20» марта 2019 года по делу № 022/06/33-54/2019, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Фармактивы Капитал» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000319000731 «Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран (Лот № 75)», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)
предписывает:
- Заказчикам, уполномоченному учреждению – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» – аннулировать электронный аукцион № 0817200000319000731, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании электронного аукциона;
- Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного заказчикам – по аннулированию электронного аукциона;
- Оператору электронной площадки, заказчикам, уполномоченному учреждению – исполнить предписание до «01» апреля 2019 года.
- Оператору электронной площадки, заказчикам, уполномоченному учреждению – направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня, следующего за «01» апреля 2019 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края. <…>
КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» 656019, Алтайский край, Барнаул г, улица Гущина, 179 |
КГБУЗ "Ребрихинская центральная районная больница" 658540, Алтайский край, Ребрихинский р-н, Ребриха с, Победы, 120 |
КГБУЗ "Онкологический диспансер, г. Бийск" 659325, Алтайский край, Бийск г, Л.Толстого, 140 |
КГБУЗ "Онкологический диспансер г.Рубцовска" 658213, Алтайский край, Рубцовск г, Громова, 19 |
КГБУЗ "Алтайский краевой кардиологический диспансер" 656055, Алтайский край, Барнаул г, Малахова, 46 |
КГБУЗ "АКПТД" 656002, Алтайский край, Барнаул г, Сизова, 35 |
КГБУЗ "АКОБ" 656002, Алтайский край, Барнаул г, ул СОВЕТСКАЯ, 8 |
КГБУЗ "Краснощековская ЦРБ" 658340, Алтайский край, Краснощековский р-н, Краснощёково с, ул.Кирова, 24 |
КГБУЗ "Зональная ЦРБ" 659400, Алтайский край, Зональный р-н, Зональное с, Школьная, 11 |
КГБУЗ "Алейская ЦРБ" 658130, Алтайский край, Алейск г, им В.Олешко, 30 |
КГБУЗ "Шипуновская ЦРБ" 658390, Алтайский край, Шипуновский р-н, Шипуново с, Мамонтова, 103 |
КГБУЗ "Центральная районная больница с. Завьялово" 658620, Алтайский край, Завьяловский р-н, Завьялово с, Боровая, 51 |
КГБУЗ "Каменская ЦРБ" 658706, Алтайский край, Камень-на-Оби г, Гоголя, 91 |
КГБУЗ "Баевская ЦРБ" 658510, Алтайский край, Баевский р-н, Баево с, Больничная, 41 |
КГБУЗ "Городская больница № 4, г. Бийск" 659316, Алтайский край, Бийск г, Разина, 61 |
КГБУЗ "Бийская ЦРБ" 659363, Алтайский край, Бийский р-н, Первомайское с, Октябрьская, 41 |
КГБУЗ "ГБ имени Л.Я. Литвиненко, г. Новоалтайск" 658087, Алтайский край, Новоалтайск г, УЛ УДАРНИКА, 12 |
КГБУЗ "Рубцовская ЦРБ" 658201, Алтайский край, Рубцовск г, пр-т Ленина, 1а |
КГБУЗ "Городская больница №1, г. Рубцовск", КГБУЗ "ГБ №1, г. Рубцовск" 658219, Алтайский край, Рубцовск г, Оросительная, 217 |
КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" 659840, Алтайский край, Троицкий р-н, Троицкое с, Чапаева, 75 |
КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Заринск" 659100, Алтайский край, Заринск г, 25 Партсъезда, 40 |
КГБУЗ "Косихинская центральная районная больница" 659820, Алтайский край, Косихинский р-н, Косиха с, Больничный поселок, 7 |
КГБУЗ "Егорьевская ЦРБ" 658280, Алтайский край, Егорьевский р-н, Новоегорьевское с, Больничная, 1 |
КГБУЗ "Смоленская ЦРБ" 659600, Алтайский край, Смоленский р-н, Смоленское с, Песчаная, 71а |
КГБУЗ "Павловская ЦРБ" 659000, Алтайский край, Павловский р-н, Павловск с, Кунгурова, 1 |
КГБУЗ "Красногорская ЦРБ" 659500, Алтайский край, Красногорский р-н, Красногорское с, ул.Советская, 110 |
КГБУЗ "Городская больница № 3, г.Рубцовск" 658213, Алтайский край, Рубцовск г, пр-т Ленина, 13 |
КГБУЗ "Кытмановская ЦРБ" 659240, Алтайский край, Кытмановский р-н, Кытманово с, Советская, 104 |
КГБУЗ "Благовещенская центральная районная больница" 658670, Алтайский край, Благовещенский р-н, Благовещенка рп, Дегтярева, 14 |
КГБУЗ "Тальменская ЦРБ" 658030, Алтайский край, Тальменский р-н, Тальменка рп, Кирова, 68 |
КГБУЗ "Советская ЦРБ" 659540, Алтайский край, Советский р-н, Советское с, Западная, 20а |
КГБУЗ "Первомайская ЦРБ им. А.Ф. Воробьева" 658060, Алтайский край, Первомайский р-н, Берёзовка с, Центральная, 69 |
КГБУЗ "Детская городская клиническая больница № 7, г. Барнаул" 656050, Алтайский край, Барнаул г, Северо-Западная, 230а |
КГБУЗ "Горбольница № 12, г. Барнаул" 656058, Алтайский край, Барнаул г, улица Малахова, 53 |
КГБУЗ "Городская клиническая больница № 11, г. Барнаул" 656050, Алтайский край, Барнаул г, улица Малахова, 51 |
КГБУЗ "Родильный дом № 2, г. Барнаул" 656038, Алтайский край, Барнаул г, улица Молодежная, 9 |
КГБУЗ "Городская больница №8, г. Барнаул" 656010, Алтайский край, Барнаул г, Петра Сухова, 13 |
КГБУЗ "Горбольница № 3, г. Барнаул" 656023, Алтайский край, Барнаул г, Г. Титова, дом 29 |
КГБУЗ "АККПЦ" 656045, Алтайский край, Барнаул г, ул. Фомина, 154 |