Решение №022/06/14-196/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/14-196/2023 о нарушении законодател... от 1 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/14-196/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе «01» марта 2023 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: членов Комиссии: с участием представителей: от заявителя – ПАО «Ростелеком» путем видеоконференции; от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» путем видеоконференции; от Заказчика - КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края», рассмотрев жалобу ПАО «Ростелеком» на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0817200000323001158 «Поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения» согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ПАО «Ростелеком» (далее – заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0817200000323001158 «Поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения». Заявитель указывает, что его заявка неправомерно была отклонена комиссией, поскольку согласно из описания объекта закупки и условий проекта контракта не следует, что при поставке комплексов контроля дорожного движения поставщиком должна осуществляться установка какого-либо программного обеспечения и/или отдельная передача прав на него Заказчику. В поставляемые комплексы предустановлено встроенное программное обеспечение, что не требует в дальнейшем установки программного обеспечения для их эксплуатации. Заявитель в подтверждение своих доводов ссылается на письмо Федеральной антимонопольной службы от 30.12.2022 № ПИ/118987/22. Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения. Заслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные пояснения и иные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 09.02.2022 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000323001158 «Поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения», а также описание объекта закупки, проект контракта и др. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 995 000,00 руб. Согласно извещению, описанию объекта закупки к поставке требуется комплекс контроля дорожного движения , тип 1 и комплекс контроля дорожного движения, тип 2. Код ОКПД 2 - 26.20.30.000. В извещении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Согласно п. 1.1.7 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции установленным требованиям частник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно: -номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий); -номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). А также в извещении установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно п. 1.1.7 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных. Подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных. Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных указанным требованиям, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Код ОКПД 2 26.20.3 «Устройства автоматической обработки данных прочие» указан в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление № 878). Согласно п. 3 Постановления № 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий: а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий); б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). В соответствии с п. 2 и 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений); б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта. Согласно п. 2(2) Постановления № 1236 подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных. Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 г. заявка № 113562135 (ПАО «Ростелеком») было отклонена на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения. Комиссия установила, что в составе заявки заявителя в целях подтверждения происхождения радиоэлектронной продукции из Российской Федерации представлен реестровый номер из реестра российской радиоэлектронной продукции ТКО-768/22 на системы измерения с оценкой фото-видеофиксации «АТОМ ИС» (ATOM IS Автоматическая многоцелевая фотовидеоизмерительная система ООО «КОРДА ГРУПП»), при этом заявителем указано, что в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ПАО «Ростелеком» информирует, что не поставляет программы для электронных вычислительных машин и баз данных в рамках исполнения настоящего контракта. Согласно п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. Поскольку в извещении о проведении закупки был установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением № 1236, а заявка заявителя не содержала сведения о реестровых записях в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения, аукционная комиссия, руководствуясь положениями извещения, обоснованно отклонила заявку заявителя. Вместе с тем, Комиссия считает, что запрет в соответствии с Постановлением № 1236 был установлен неправомерно, поскольку согласно описанию объекта закупки заказчиком закупаются комплексы контроля дорожного движения со встроенным программным обеспечением что подтверждается требованием к функциональной характеристики товара – « возможность защиты встроенного программного обеспечения и данных от несанкционированного вмешательства». Согласно п. 1.1 проекта контракта Поставщик обязуется поставить оборудование и выполнить работы по монтажу и пуско-наладке комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Таким образом, из описания объекта закупки и проекта контракта не следует, что заказчик закупает помимо самого оборудования и программное обеспечение на материальном носителе или по каналам связи, которое необходимо установить в ходе исполнения контракта. Комиссия критически относится к доводу представителя заказчика о том, что закупается оборудование и программное обеспечение, что в описании предусмотрено требование к характеристикам программного обеспечения такое как, например, автоматическое распознавание государственных регистрационных знаков, поскольку данная характеристика скорее является требованием к функциональным возможностям комплекса в соответствии со встроенным программным обеспечением, а не требованием к программному обеспечению как таковому. Довод представителей заказчика о том, что сведения о программном обеспечении Binom для предложенного заявителем комплекса контроля дорожного движения «АТОМ ИС» имеются в реестре российского программного обеспечения, в связи с чем следует считать, что данное программное обеспечение поставляется как само по себе, отклоняется Комиссией, поскольку программное обеспечение Binom может быть включено в реестр не только как программное обеспечение для комплекса контроля дорожного движения «АТОМ ИС», но также и для прочих целей. Письмом от 30.12.2022 г. № ПИ/118987/22 ФАС России направляет письмо Минцифры России от 15.12.2022 г. № П11-2-05-106-94501, согласно которому законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств. Таким образом, Комиссия считает, что заказчиком безосновательно был установлен запрет за допуск программного обеспечения в соответствии с Постановление № 1236. На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: 1. признать жалобу ПАО «Ростелеком» необоснованной; 2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» неправомерными; 3. выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны