Решение №№ 331/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/18-1017/2021 от 31 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Корпоративные коммуникации»

Менделеева ул., 170, оф. 1111,

г.Уфа, 450071

Республика Башкортостан

ИП С <...>

г.Москва, 109429

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/18-1017/2021

Решение принято 19 января 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/18-1017/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту получения заявителем звонков с нежелательной рекламой карты рассрочки «Халва», что указывает на признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - рекламораспространителя ООО «Корпоративные коммуникации» (о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом),

в отсутствии лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - рекламораспространителя ИП С<...> (о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом),

в отсутствии заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/18-1017/2021 возбуждено по результатам рассмотрения поступившего 12 октября 2021 года в Алтайское краевое УФАС России заявления гражданина Российской Федерации о получении на абонентский номер +7-909-507-<...> 08 августа 2021 года в 16:36 с абонентского номера +7-965-019-<...> и 23 октября 2021 года в 17:37 с абонентского номера +7-903-353-<...> звонка с нежелательной рекламой карты рассрочки «Халва» ПАО «Совкомбанк».

В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрение дела назначено на 30 ноября 2021 года.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано ООО «Корпоративные коммуникации», Республика Башкортостан, г.Уфа, Менделеева ул., 170, оф. 1111, ИНН 0273925407.

30 ноября 2021 года лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявителем направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Во исполнение определения о возбуждении дела ООО «Корпоративные коммуникации» в материалы дела предоставлены письменные пояснения, согласно которым Общество является оператором связи, телефонные номера +7-695-019-<...>, +7-903-353-<...>, с которых поступили звонки рекламного характера, принадлежат клиенту Общества – ИП С<...> на основании договора № 068-1/20 от 16.12.2020г. и дополнительных соглашений к нему.

30.11.2021г. рассмотрение дела в порядке пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), отложено до 27 декабря 2021 года. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен ИП С<...>, г.Москва.

27 декабря 2021 года лица, участвующие в деле, в заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; ИП С<...> заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Вместе с тем, 14.12.2021г. во исполнение определения об отложении дела ИП С<...> предоставлены в материалы дела документы, а также письменные пояснения, согласно которым индивидуальный предприниматель указывает на имеющееся у него предварительное согласие абонента +7-909-507-<...> на получение рекламы карты рассрочки «Халва», обосновывая свою позицию следующим.

ИП С<...> оказывает посреднические услуги в получении гражданами кредитной карты рассрочки Халва «Лучшая карта рассрочки», уточняя у лиц, выразивших интерес в ее получении, действительно ли они хотят приобрести эту карту, а также предоставляя информацию о таких лицах партнеру банка.

10.12.2020г. между ИП С<...> и ООО «ИДС» заключен Агентский договор, в соответствии с которым ИП С<...> оказывает услуги по привлечению внимания или поддержания интереса пользователей сети Интернет к товарам или услугам ООО «ИДС» и/или клиентов ООО «ИДС». Во исполнение указанного договора индивидуальный предприниматель получил информацию о деятельности ПАО «Совкомбанк» и выпускаемой им карте и разместил на своем сайте сведения о том, что любое лицо, желающее получить кредитную карту рассрочки, может направить соответствующую заявку. ИП С<...> является правообладателем сайта https://silvercard.icu в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.У ИП С<...> имеются лог-файлы, регистрирующие все запросы к Сайту.

После исследования лог-файла ИП С<...> было установлено, что 08 августа 2021 года в 12:02:12 по московскому времени в форму на сайте https://silvercard.icu/ были введены следующие данные: «П<...> Е<...> А<...>, +7909507<...>,ч.м.г. рождения», а также осуществлен «клик» (нажатие) на кнопку «Получить карту». Поступление данных пользователя Сайта само по себе свидетельствует об осуществлении клика.

Таким образом, как указывает ИП С<...> он получил информацию об акцепте П<...>Е.А. оферты, а также ознакомлении им с Политикой обработки персональных данных и согласии на обработку персональных данных и получение информационной и рекламной рассылки, что послужило основанием для обращения ИП С<...> к гражданину с уточняющим вопросом о необходимости П<...> Е.А. карты рассрочки «Халва».

27.12.2021г. рассмотрение дела отложено до 19.01.2022г., для получения дополнительных доказательств.

В указанную дату, Комиссия, изучив документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, проанализировав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 12.10.2021 года в Алтайское краевое УФАС России заявление жителя г. Барнаула по получения на абонентский номер +7-909-507-<...> 08.08.2021г. в 16:36 с абонентского номера +7-965-019-<...> и 23.10.2021г. в 17:37 с абонентского номера +7-903-353-<...> звонка с нежелательной рекламой карты рассрочки «Халва» ПАО «Совкомбанк».

В доказательство заявителем предоставлен скриншот входящих звонков и аудиозапись разговора следующего содержания: «Добрый день, меня зовут Яна, я представитель ПАО «Совкомбанк». Вам предварительно одобрена карта рассрочки «Халва». Вы получаете возможность воспользоваться суммой до 300 000 рублей без %. Вам перезвонит специалист Банка. Скажите «да», если это Вам интересно».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к оказываемой финансовой услуге, а именно получению денежной суммы.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. 

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

ИП С<...> в антимонопольный орган в ответ на определение об отложении дела от 27.12.2021г., представлены письменные пояснения, согласно которым программный код позволяет автоматически добавлять в лог-файл сведения, вводимые пользователями на сайте https://silvercard.icu самостоятельно (ФИО, номер мобильного телефона и дата рождения), а также информацию, которая сопровождает любой http запрос и передается браузером пользователя автоматически (IP-адрес пользователя, дата и время запроса, заголовок user-agent).

ИП С<...> указывает, что лог-файл состоит из:

- «79.110.18.132» - IP-адрес заявителя;

- «2021-08-08 12:02:12» - дата и время заявки заявителем;

- «HTTP/1.1 – 200 – Mozilla/5.0 (X11; Linux i686; rv:41.0) Gecko/20100101 Firefox/41.0» - http-user-agent, то есть это текст, который сами браузеры отправляют на webserver, чтобы идентифицировать себя, чтобы веб-сайты могли отправлять различное содержимое в зависимости от браузера или в зависимости от совместимости браузера;

- «П<...>Е.А., +7909507<...>, ч.м.г. рождения» - данные, оставленные заявителем на сайте.

Заявителем представлены дополнительные пояснения, согласно которым заявитель никогда не давал согласие ИП С<...> на получение карты рассрочки «Халва», поскольку заявитель не является клиентом банка, у которого в ведении находятся данные карты.

Также заявитель указывает, что он никогда не заходил на сайт ИП С<...>https://silvercard.icu, в том числе и 08.08.2021г., поскольку в это день заявитель находился за пределами г. Барнаула на даче, где полностью отсутствует интернет; телефон заявителя, который оснащен сим-картой с номером 8-909-507-<...> старой модификации, кнопочный без выхода в интернет.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что реклама «Добрый день, меня зовут Яна, я представитель ПАО «Совкомбанк». Вам предварительно одобрена карта рассрочки «Халва». Вы получаете возможность воспользоваться суммой до 300 000 рублей без %. Вам перезвонит специалист Банка. Скажите «да», если это Вам интересно», распространена на абонентский номер заявителя +7-909-507-<...> с нарушением ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе», поскольку ИП С<...>. не представлено согласие на получение рекламы, подтверждение волеизъявление заявителя на получение рекламы именно от рекламораспространителя - ИП С<...>.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.18 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что рекламораспространителем является ИП С<...>.

ИП С<...> указывает, что персональные данные заявителя удалены из базы, что подтверждается актом об уничтожении персональных данных от 13.12.2021г.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.40, пп.42-47, п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Добрый день, меня зовут Яна, я представитель ПАО «Совкомбанк». Вам предварительно одобрена карта рассрочки «Халва». Вы получаете возможность воспользоваться суммой до 300 000 рублей без %. Вам перезвонит специалист Банка. Скажите «да», если это Вам интересно», распространенную на абонентский номер заявителя посредством звонков 08.08.2021г. с абонентского номера +7-965-019-<...> и 23.10.2021г. с абонентского номера +7-903-353-<...>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
  3. Производство по делу в отношении ООО «Корпоративные коммуникации» прекратить.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны