Решение №3360/9 Дело о нарушении администрацией Бийского района Алтайского к... от 16 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/01/15-166/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2021                                                   г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2021

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

К<...> – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

О<...>– начальник отдела контроля органов власти;

Б<...>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 022/01/15-166/2021 по признакам нарушения администрацией Бийского района Алтайского края абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении с ООО «Иерусалим» без проведения конкурентных процедур контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 30.12.2020,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления ООО «АлтТрейдТур» (вх. № 205482 от 27.04.2020) установлено, 29 августа 2017 г. между администрацией Бийского района Алтайского края и ООО «Иерусалим» заключен муниципальный контракт на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района.

Согласно п. 1.1 вышеуказанного контракта исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы связанные с осуществлением регулярных перевозок в границах Бийского района Алтайского края в период с 29.08.2017 по 11.01.2021 по маршрутам № 150 «г. Бийск – п. Промышленное» и № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир».

Цена контракта составляет ноль рублей (п. 1.3 контракта).

Из преамбулы указанного контракта следует, что последний заключен в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

05.09.2019 г. между администрацией Бийского района Алтайского края и ООО «Иерусалим» заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 29.08.2017, из которого следует, что п. 1.1 муниципального контракта дополнен маршрутом № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский».

Вид регулярных перевозок по вышеуказанному контракту - регулярные перевозки по регулируемым тарифам (пояснения администрации Бийского района Алтайского края вх. № 206282 от 18.02.2020).

В связи с наличием в действиях администрации Бийского района Алтайского края, выразившихся в  несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении без проведения конкурентных процедур муниципального контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 29.08.2017 с ООО «Иерусалим» и дополнительного соглашения от 05.09.2019, признаков нарушения антимонопольного законодательства предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации Бийского района Алтайского края выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, путем прекращения исполнения муниципального контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 29.08.2017 (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский»), в срок до 20.11.2020 г. и дальнейшего заключения на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района, в соответствии с требованиями действующего, в том числе антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, посредством определения конкурентного способа определения поставщика.

18.11.2020 в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило ходатайство от администрации Бийского района Алтайского края (исх. № б/н от 18.11.2020) о продлении срока исполнения выданного администрации Бийского района Алтайского края предупреждения (исх. № 2334/9 от 27.05.2020), в связи с направлением в адрес ООО «Иерусалим» предложения о расторжении муниципального контракта от 29.08.2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский»).

Срок исполнения предупреждения № 2334/9 от 27.05.2020 был продлен до 26.02.2021г.

Письмом исх. № 204/па/214 от 25.01.2021 администрация Бийского района Алтайского края проинформировала антимонопольный орган о том, что муниципальный контракт на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 29.08.2017 (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский») прекратил свое действие 11.01.2021 в связи с истечением срока, на который он был заключен, исполнение обязательств по контракту прекращено.

При этом, в ходе рассмотрения заявления ИП Г<...>., ИП Ф<...>. и ООО «АлтТрейдТур» (вх. № № 2016196 от 28.12.2020, вх. № 21537 от 22.01.2021), в том числе, поступившего из прокуратуры Бийского района Алтайского края, установлено, что 30.12.2020 между администрацией Бийского района Алтайского края и ООО «Иерусалим» заключен контракт № 4 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам сети Бийского района без проведения конкурентных процедур. Срок действия контракта с 12.01.2021 по 11.04.2021.

По данному факту на основании приказа № 39 от 10.03.2021 в отношении администрации Бийского района Алтайского края возбуждено дело № 022/01/15-166/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с необходимостью привлечения к участию в деле ИП Гариной О.И., ИП Фомина А.В и Министерства транспорта Алтайского края в качестве заинтересованных лиц рассмотрение дела № 022/01/15-166/2021 было отложено до 26.04.2021 (определение исх. № 1411/9 от 29.03.2021).

Определением исх. № 2089/9 от 28.04.2021 рассмотрение дела № 022/01/15-166/2021 было отложено до 20.05.2021.

20.05.2021 к материалам дела приобщено обращение ООО «АлтТрейдТур», рассмотрение дела № 022/01/15-166/2021 отложено до 21.06.2021.

21 июня 2021 определением исх. № 3014/9 рассмотрение дела отложено до 13.07.2021 г. в связи с необходимостью подготовки заключения.

13.07.2021 заслушав доводы сторон, изучив документы, представленные сторонами, а также изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, по регулируемым тарифам предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации перевозок).

Частью 2 ст. 14 указанного закона установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Учитывая необходимость применения к правоотношениям по заключению вышеуказанных государственных (муниципальных) контрактов положений Закона о контрактной системе, необходимо принимать во внимание установленный данным законом принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В силу частей 1 и 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Непроведение конкурса (аукциона) на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения договора, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских межмуниципальных перевозок.

Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурса.

Целями и задачами конкурсного отбора являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.

Отбор перевозчика на конкурсной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок. Услуги по перевозке пассажиров образуют отдельный, локальный товарный рынок; доступ на этот рынок ограничен и возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

К таким случаям относится в том числе, осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей (в ред. Закона о контрактной системе, действующей на момент заключения контракта от 29.08.2017).

Из части 5 ст. 14 Закона об организации перевозок следует, что документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы (ч. 6 ст. 14 Закона об организации перевозок).

Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий (ч. 7 ст. 14 Закона об организации перевозок).

Таким образом, федеральный закон устанавливает способ заключения уполномоченным органом государственных (муниципальных) контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона об организации перевозок.

В рассматриваемом случае, заказчиком не оплачиваются соответствующие работы перевозчика, так как пассажиры самостоятельно оплачивают свой проезд, вследствие чего цена контракта отсутствует, следовательно, заключение контракта с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ввиду непревышения суммы контракта трехста тысяч рублей, является необоснованным при отсутствии цены контракта как таковой.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия администрации Бийского района Алтайского края, выразившехся в  несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении с ООО «Иерусалим» без проведения конкурентных процедур контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 30.12.2020 (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский») нарушают запрет, установленный абз. 1 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом, Комиссией УФАС установлено, что вышеуказанный контракт прекратил свое действие в связи с истечением его срока.

Выдача предписания в рассматриваемом случае не целесообразна.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации Бийского района Алтайского края, выразившиеся в  несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении с ООО «Иерусалим» без проведения конкурентных процедур контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 30.12.2020 (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский»), нарушившими абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии                                                                                       <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                <...>

 

           <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны