Решение (комиссия) №АК/2743/24 Решение от 1 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/10/18.1-243/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2024 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 01 апреля 2024

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Членов Комиссии:

К<...> – начальника отдела контроля органов власти,

Б<...>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

с участием представителей:

от заявителя - <...> – лично, участие обеспечено путем ВКС,

от организатора торгов – ООО Алтайский центр правовой помощи «Фемида» <...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

от продавца – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях <...>, участие обеспечено путем ВКС,

рассмотрев жалобу <...> (вх. № 2550-ЭП/24 от 07.03.2024), перенаправленную из ФАС России, на действия организатора торгов – ООО «Алтайский центр правовой помощи «Фемида» при проведении аукциона по продаже имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, а также задержанных таможенными органами товаров (извещение № 22000211050000000078, лот № 1), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба <...> (вх. № 2550-ЭП/24 от 07.03.2024), перенаправленная из ФАС России, на действия организатора торгов – ООО «Алтайский центр правовой помощи «Фемида» при проведении аукциона по продаже имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, а также задержанных таможенными органами товаров (извещение № 22000211050000000078, лот № 1).

Из содержания жалобы следует, что организатором торгов не обеспечена возможность ознакомления с имуществом по лоту № 1, а именно: в адрес организатора торгов был направлен запрос на осмотр имущества по лоту № 1, с просьбой предоставить к осмотру имущества в полном объеме. Однако, организатор торгов проигнорировал данные обстоятельства, при осуществлении осмотра, реализуемого в рамках данного лота имущества, были представлены только образцы, по состоянию которых сложно судить о состоянии реализуемого имущества. Имущество в полном объеме было представлено по нескольким позициям: болты (4 шт.), пружины (2 шт.), втулки из металла серебристого (5 шт.), изделия из чёрного металла для принтера (4 шт.), подшипники разного размера (15 шт.), чехлы на сидения авто (2 шт.).

Кроме того, заявитель указывает, что количество товара имеет существенное значение при подаче ценового предложения в ходе торгов. В извещении организатором торгов размещена таблица, согласно которой, количество некоторых позиций реализуемого имущества указано в килограммах. По мнению подателя жалобы, данные виды имущества (люстры, бижутерия и др.) не продаются на вес, а наименование «кг» не позволяет однозначно определить сколько единиц товара в него входит.

Также, из содержания заявления следует, что представленный на осмотр холодильник имел повреждения в виде вмятины на верхней крышке, не имел транспортной или иной упаковки. При этом, лицом, ответственным за осмотр имущества, не даны пояснения по наличию повреждений у остальных 59 холодильников.

Представленная к осмотру колонка имела черный цвет и форму отличную от представленной колонки на фотографии, размещенной в информационном сообщении на официальном сайте, указанное свидетельствует, что из общего количества 1330 шт. имеется как минимум 2 модели разные по форме и цвету.

Подобные противоречия имеются и по другим позициям.

В разделе 5 проекта договора купли-продажи имущества установлено: «5.1 Качество, состояние и комплектность Имущества, передаваемого по настоящему Договору, проверены Покупателем и известны ему до подписания настоящего Договора. 5.2. Подписание настоящего Договора означает отсутствие у Покупателя претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам приобретаемого имущества, как оговоренным, так и не оговоренным в настоящем Договоре.». В связи с тем, что организатором торгов извещении установлен порядок ознакомления исключительно с образцами по каждой позиции, претенденту не представляется возможным проявить должную осмотрительность, проверить состояние и комплектность товара имущества, выставленного на торги. Дополнительный осмотр имущества, проверка качества и определение количества реализуемого имущества до подписания договора купли-продажи порядком проведения торгов не предусмотрена.

По мнению заявителя, организатором торгов были допущены существенные нарушения, как в размещении извещения (некорректно указаны количественные характеристики некоторых позиций), так и в организации осмотра реализуемого имущества и содержит состав ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

19.03.2024 на заседании Комиссии УФАС заявитель поддержал доводы жалобы.

Представитель организатора торгов возражал и, среди прочего, пояснила, что Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанные таможенными органами товаров и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909» (вместе с "Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров") (далее – Постановление № 1041) не регламентирован и не предусмотрен определенный порядок ознакомления с имуществом. Так, организатором торгов в информационном сообщении установлен следующий порядок ознакомления с имуществом: «Осмотр имущества обеспечивается без взимания платы. C характеристиками имущества, указанного в настоящем информационном сообщении, можно ознакомиться с даты размещения настоящего информационного сообщения, но не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Любое заинтересованное лицо вправе направить на электронную почту организатора торгов femida.konfiskat@gmail.com заявку на осмотр с имуществом (приложение № 3 к настоящему информационному сообщению), с приложением копий страниц паспорта, содержащими фотографию и данные о регистрации по месту жительства, доверенность на представителя (в случае, если обращается представитель претендента). В течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления обращения, организатор торгов направляет по электронному адресу, указанному в обращении контактные сведения лица, уполномоченного на проведение осмотра имущества. Точные дата и время осмотра согласовываются сторонами дополнительно. В связи с обеспечением внутриобъектового режима в местах хранения, при реализации партии однородных товаров к осмотру представляются образцы каждого вида имущества в зале (месте) экспонирования. Осмотр проводится визуально.».

В силу п. 9 Постановления № 1041 реализация имущества и вещественных доказательств, оценочная стоимость которых составляет свыше 10 тыс. рублей (за единицу либо партию однородных товаров), вещественных доказательств в случае, когда срок их реализации, определенный органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляет более 2 месяцев, а также древесины и (или) полученной из нее продукции в виде необработанных лесоматериалов стоимостью свыше 10 тыс. рублей (за единицу либо партию однородных товаров), указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего Положения (далее - древесина), осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме. Таким образом, действующим законодательством регламентирована возможность реализации имущества, обращенного в собственность государства не только в единичном количестве, но и однородными партиями.

Таким образом, организатором торгов при проведении осмотра на законных основаниях предоставляется к осмотру каждая позиция товара, выставленная на аукцион. Если реализуется единичный товар – предоставляется данная единица товара, при реализации однородных товаров партией обеспечивается осмотр образца.

Осмотр был проведен в порядке, установленном в информационном сообщении.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее - годные остатки).

Таким образом, предметом торгов являлись годные остатки имущества – холодильников, колонок, двигателей и др., а не само имущество, как индивидуально-определенная вещь. Имущество не продается по цвету, моделям и пр.

Кроме того, представитель организатора торгов, отметила, что приобретаемое имущество передается по акту прием-передачи после проверки покупателем, что исключает нарушение прав участников.

В соответствии с п. 13 контракта на реализацию имущества действия по реализации имущества осуществляются во исполнение выдаваемых исполнителю письменных поручений заказчика. Исполнитель не вправе отступать от поручений заказчика. Организатор торгов в своей деятельности руководствуется исключительно тем объемом документации, который ему передает в процессе оформления акта приема-передачи уполномоченный орган, прием, учет и дальнейшая реализация имущества ведется в тех единицах измерения, в которых имущество передано.

Представитель продавца поддержала позицию организатора торгов.

На основании ч. 141 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы <...> было отложено до 27.03.2024.

27.03.2024 заявитель на доводах жалобы настаивал, дополнительно ссылался на государственный контракт, заключенный на хранение реализуемого имущества, в котором прописаны обязанности исполнителя.

Представитель организатора торгов и продавца возражали против удовлетворения доводов заявителя. Ко дню заседания Комиссии УФАС от организатора торгов поступили дополнительные письменные возражения.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

Оспариваемые торги проводились в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909" (вместе с "Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров").

Между МТУ Росимущества и организатором торгов заключен государственный контракт №0337100005223000060 от 16.10.2023 на оказание услуг по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, на территории Калужской, Брянской и Смоленской областей.

Так, во исполнение вышеуказанного государственного контракта, организатором торгов, 07.02.2024 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено информационное сообщение о проведении открытого аукциона в электронной форме по реализации товаров, задержанных таможенными органами со снижением начальной стоимости на 60 % (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1041) «Товары народного потребления, запасные части, новогодние изделия, бытовая техника и пр. (поручение 001/24) (годные остатки) (согласно приложению)».

Дата и время начала подачи заявок - 07.02.2024 18:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 04.03.2024 18:00 (МСК).

Дата проведения торгов - 12.03.2024 10:00 (МСК).

Начальная цена - 2 810 969,86 руб. с учетом НДС.

Шаг аукциона - 140 548 ,49 руб. (5,00 %).

Описание лота - Товары народного потребления, запасные части, новогодние изделия, бытовая техника и пр. всего 92995 шт. и 3757,18 кг. (годные остатки). Имущество продается в том виде, в каком оно есть, и в случае продажи возврату/обмену не подлежит. За скрытые дефекты имущества Продавец ответственности не несет.

Согласно извещению (в структурированном виде) сроки и время ознакомления покупателя с имуществом: «C характеристиками имущества, указанного в настоящем информационном сообщении, можно ознакомиться с даты размещения настоящего информационного сообщения, но не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Любое заинтересованное лицо вправе направить на электронную почту организатора торгов femida.konfiskat@gmail.com заявку на осмотр с имуществом (приложение № 3 к настоящему информационному сообщению), с приложением копий страниц паспорта, содержащими фотографию и данные о регистрации по месту жительства, доверенность на представителя (в случае, если обращается представитель претендента). В течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления обращения, организатор торгов направляет по электронному адресу, указанному в обращении контактные сведения лица, уполномоченного на проведение осмотра имущества. Точные дата и время осмотра согласовываются сторонами дополнительно.».

В файле «7-2024 (Ф) Информационное сообщение о проведении электронного аукциона задержанные (поручение 001-24) - снижение 60 %.docx» указано, что «Имущество является товарами, задержанными таможенными органами. Имущество продается в том виде, в каком оно есть, проданное имущество возврату не подлежит. За скрытые дефекты Продавец ответственность не несет. Реализуемое имущество не подлежит возврату или обмену вне зависимости от вероятности выявления видимых или скрытых дефектов после приобретения. Какие-либо сопроводительные документы отсутствуют. Покупатель самостоятельно принимает решение о необходимости и/или целесообразности за свой счет осуществить приведение имущества в состояние, соответствующее установленным требованиям. Ответственность за использование реализуемого имущества по прямому назначению, в качестве годных остатков или за его вовлечение в оборот покупатель несет самостоятельно с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.».

Кроме того, в файле извещения установлен порядок ознакомления с аукционной документацией и имуществом: «Осмотр имущества обеспечивается без взимания платы. C характеристиками имущества, указанного в настоящем информационном сообщении, можно ознакомиться с даты размещения настоящего информационного сообщения, но не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Любое заинтересованное лицо вправе направить на электронную почту организатора торгов femida.konfiskat@gmail.com заявку на осмотр с имуществом (приложение № 3 к настоящему информационному сообщению), с приложением копий страниц паспорта, содержащими фотографию и данные о регистрации по месту жительства, доверенность на представителя (в случае, если обращается представитель претендента). В течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления обращения, организатор торгов направляет по электронному адресу, указанному в обращении контактные сведения лица, уполномоченного на проведение осмотра имущества. Точные дата и время осмотра согласовываются сторонами дополнительно. В связи с обеспечением внутриобъектового режима в местах хранения, при реализации партии однородных товаров к осмотру представляются образцы каждого вида имущества в зале (месте) экспонирования. Осмотр проводится визуально.».

При этом разделом 5. «Качество. Гарантии качества» проекта договора купли-продажи установлено:

«5.1. Качество, состояние и комплектность Имущества, передаваемого по настоящему Договору, проверены Покупателем и известны ему до подписания настоящего Договора.

5.2. Подписание настоящего Договора означает отсутствие у Покупателя претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам приобретаемого имущества, как оговоренным, так и не оговоренным в настоящем Договоре.

5.3. Продавец не несет ответственности за качество продаваемого имущества, обращенного в собственность государства. Покупатель добровольно выразил согласие на приобретение имущества, проявив при этом должную осмотрительность. Покупатель ознакомился с имеющимся пакетом документов, невыясненных вопросов и претензий не имеет.».

В силу подпункта «б» пункта 10 Постановления Правительства № 1041 в информационном сообщении о проведении аукциона указываются: наименование имущества, вещественных доказательств и древесины, указанных в пункте 9 настоящего Положения, количество и иные позволяющие их индивидуализировать сведения (характеристики) с указанием на то, что имущество обращено в федеральную собственность либо задержано таможенными органами или осуществляется реализация вещественных доказательств по уголовному делу, автомобильного транспорта по решению суда или древесины.

В заседание Комиссии УФАС представлены акты приёма передачи задержанного имущества в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленских областях от 07.10.2022 № 039/22, от 07.10.2022 № 040/22, от 20.10.2022 б/н.

При этом Комиссией Установлено, что в данных актах отражена следующая информация о передаваемом имуществе: наименование товара, фактическое количество, ед. измерения, стоимость по заб.учёту (руб.), таможенные платежи (например: «светодиодные гирлянды, 3 коробки, 66 изделие (шт.), холодильник 60 шт.»).

23.11.2023 № 40/14970 МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленских областях издано поручение № 001/24 ООО АЦПП «Фемида» для оказания услуг по реализации имущества. В поручении указано, что имущество подлежит реализации как годные остатки и указано ПИБИ, идент.номер ПИБИ, наименование имущества, количество, ед.измерения, оценка , статус имущества. При этом ед.имерения указаны на основании в соответствии с актами приема-передачи имущества.

Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что продавец имущества сформировал поручение на основании информации, отраженной в актах приема-передачи имущества (в том числе относительно ед.измерения), которые в свою очередь, не содержат указание на модель, цвет и индивидуальные характеристики имущества.

В связи с тем, что организатор торгов формирует лоты на основании поручения МТУ Росимущества, Комиссия УФАС в действиях организатора торгов, в части указания ед.измерения, отсутствия в извещении информации относительно моделей, цветов иных индивидуальных характеристик товаров, не усматривает нарушение порядка организации торгов.

Относительно довода заявителя о непредставлении имущества для надлежащего осмотра, Комиссия УФАС отмечает следующее.

16.10.2023 между МТУ Росимущества и ООО АЦПП «Фемида» заключен государственный контракт № 0337100005223000056 «Хранение конфискованного, движимого бесхозного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, задержанного имущества, а также вещественных доказательств».

Пунктом 4.4.27 данного контракта установлена обязанность исполнителя по указанию заказчика, предоставлять третьим лицам возможность осмотра имущества.

При этом, в заседании Комиссии УФАС организатором торгов не приведена правовая позиция, согласно которой ознакомление с имуществом в полном объеме невозможно/запрещено в силу каких-либо норм.

В рассматриваемой ситуации продаже подлежат имущество – годные остатки, годными остатками признается непригодное для использования по прямому назначению либо в соответствии с заключением экспертизы не соответствующие требованиям технических регламентов, документам по стандартизации имущество. Реализуемый в настоящем случае товар не признан новым и определен как годные остатки в связи с чем, определить, как объем, так и техническое состояние каждой единицы товара, в соответствии с образцом, не представляется возможным.

Вышеизложенное свидетельствует о возможности участников процедуры знакомиться со всем объемом имущества, не ограничиваясь образцами, с учетом также отсутствия доказательств однородности всего имущества выставляемого на реализацию.

Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что организатором торгов в проекте договора установлено: «5.1. Качество, состояние и комплектность Имущества, передаваемого по настоящему Договору, проверены Покупателем и известны ему до подписания настоящего Договора.5.2. Подписание настоящего Договора означает отсутствие у Покупателя претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам приобретаемого имущества, как оговоренным, так и не оговоренным в настоящем Договоре.».

В целях достижения основной цели выставления имущества на продажу - получения наивысшей цены за отчуждаемое имущество - под порядком ознакомления с имуществом следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов и потенциального участника таких торгов в целях получения последним всей необходимой ему информации относительно выставленного на продажу объекта для принятия им решения относительно участия либо неучастия в проводимых торгах.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, искусственным путем сократить количество потенциальных участников торгов, а также к нарушению законодательно установленных принципов недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

В целях расширения количества участников торгов и обеспечения их равного доступа ко всей информации, связанной с проведением таких торгов, под обеспечением возможности ознакомления с имуществом необходимо понимать именно детальный алгоритм действий, подлежащих совершению со стороны как участника торгов, так и их организатора.

Однако действия организатора торгов в настоящем случае данному принципу не соответствовали, поскольку возможность ознакомления потенциального участника торгов исключительно с образцами имущества лишила возможности потенциального участника ознакомиться с имуществом и оценить целесообразность принятия участия в тогах.

В связи с изложенными, антимонопольный орган усматривает в действиях Организатора торгов нарушение порядка организации и проведения торгов, выразившегося в необеспечении возможности осмотра всего имущества, а не отдельных образцов.

При таких обстоятельствах Комиссия признает указанный довод жалобы Заявителя обоснованным.

Комиссия отмечает, что действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок за счет неознакомления с продаваемым имуществом, а также непредствления информации по торгам, в числе в части возможности осмотра реализуемого имущества, не соответствует целям реализации имущества должника.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> - обоснованной.

  2. Выдать организатору торгов – ООО Алтайский центр правовой помощи «Фемида» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов.

  3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении организатора торгов к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

<...>

 

 

 

 

 

 

2024-3256

 

 

Связанные организации

Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях
ИНН 4027096522, ОГРН 1094027005071
ООО "РТС-ТЕНДЕР"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Алтайский центр правовой помощи "Фемида"
ИНН 2224117785, ОГРН 1072224020582