Решение №№ 2099/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-27/2022 от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Альфа-Банк»

Каланчевская ул., 27

г.Москва, 107078

 

ООО «ОМД Эвиденс»

Азовская ул., 6, к. 3, пом.9

блок 8/1, эт. 6

вн.тер.г.МО Зюзино

г.Москва, 117149

 

ООО «АМС-ОМД»

Рождественка ул., 17, к. 2

г.Москва, 107031

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-27/2022

Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-27/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Барнауле рекламы «Альфа Банк Бесплатная дебетовая Альфа-Карта вернёт 10% рублями», в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя АО «Альфа-Банк», ИНН 772816897, 107078, г.Москва, Каланчевская ул., 27 (извещено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

заинтересованного лица - ООО «ОМД Эвиденс», ИНН 7727306019, 117218, г.Москва, Кржижановского ул., 14, корп.3, оф. 27 (извещено надлежащим образом),

заинтересованного лица – ООО «АМС-ОМД», ИНН7702768149, 107031, г.Москва, Рождественка ул. ,17, к. 2 (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-27/2022 возбуждено по факту распространения посредством рекламной конструкции № 9046, установленной в городе Барнауле по адресу: Молодежная ул., 66, рекламы: «Альфа Банк Бесплатная дебетовая Альфа-Карта вернёт 10% рублями».

В рассматриваемой рекламе усмотрены признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), поскольку, обратившись к информации о рекламируемом продукте – бесплатной «Альфа-Карте», размещенной на сайте https://alfabank.ru/, антимонопольным органом установлено, что рекламируемый кэшбэк 10% возможен только у партнёров Банка, кэшбэк на всё составляет 2%.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано ООО «Медиа рум».

Рассмотрение дела назначено на 09 февраля 2022 года.

На заседание Комиссии лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

07 февраля 2022 года ООО «Медиа рум» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества. Обществом предоставлены письменные пояснения, согласно которым ООО «Медиа рум» по смыслу законодательства о рекламе рекламодателем не является; осуществляет деятельность рекламного агентства, оказывая услуги, направленные на организацию размещения рекламно-информационных материалов клиентов. В подтверждение ООО «Медиа рум» предоставлен договор на размещение рекламы № МР1/1-2020 от 28.02.2020г., заключенный с ООО «ОМД Эвиденс».

Предметом указанного договора является оказание ООО «Медиа рум» услуг ООО «ОМД Эвиденс» по распространению наружной рекламы, то есть обеспечению своевременных монтажа, демонстрации и демонтажа рекламной информации в форме рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора Исполнитель (ООО «Медиа рум») обязан предоставить на согласование заказчику список рекламных конструкций, которые будут использоваться для размещения рекламно-информационных материалов заказчика; обеспечить наличие всех необходимых разрешений и согласований, предусмотренных действующим законодательством; обеспечить демонстрацию рекламно-информационных материалов, предоставленных заказчиком или клиентом заказчика/рекламодателем по его поручению; обеспечить соблюдение действующего законодательства о рекламе в части, регулирующей время, место и средства распространения наружной рекламы; и пр.

Вместе с тем по настоящему договору Заказчик (ООО «ОМД Эвиденс») обязан обеспечить соответствие содержания предоставляемых для размещения рекламных материалов Федеральному закону «О рекламе».

Представитель АО «Альфа-Банк», в чьих интересах размещена рассматриваемая реклама, в заседание Комиссии не явился; истребуемые от кредитной организации определением о возбуждении дела документы и материалы в антимонопольный орган не поступили.

09 февраля 2022 года в соответствии с пунктами 31, 35, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), в связи с необходимостью замены ненадлежащей стороны по делу - ООО «Медиа рум», ИНН 7716824347 на надлежащую – ООО «ОМД Эвиденс», ИНН 7727306019, рассмотрение дела отложено до 03 марта 2022 года.

03 марта 2022 года лица, участвующие в деле, в заседание Комиссии явку представителей не обеспечили.

АО «Альфа-Банк» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; кредитной организацией во исполнение определения об отложении дела от 09.02.2022г. предоставлена часть истребуемых документов: документы, на основании которых осуществлялось распространение рекламы (договор, платежные документы и пр.), а также письменные пояснения в материалы дела не поступили.

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения о дате, времени месте рассмотрения дела ООО «ОМД Эвиденс», а также истребуемые от Общества документы и материалы.

В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрение дела отложено до 31 марта 2022 года.

АО «Альфа-Банк» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; кредитной организацией во исполнение определения об отложении дела предоставлена часть истребуемых документов: документы, на основании которых осуществлялось распространение рекламы (договор, платежные документы и пр.), а также письменные пояснения в материалы дела не поступили.

31 марта 2022 года рассмотрение дела отложено до 27 апреля 2022 года.

27 апреля 2022 года лица, участвующие в деле, в заседание Комиссии не явились; на дату рассмотрения дела доказательства надлежащего извещения о дате, времени месте рассмотрения дела ООО «ОМД Эвиденс», а также истребуемые от Общества документы в материалах дела отсутствуют.

13 апреля 2022 года АО «Альфа-Банк» в антимонопольный орган представлена копия дополнительного соглашения № ALF-629/3 от 01.12.2021 года к договору №21/21/18-AMS от 21.12.2018г., заключенному между ООО «АМС-ОМД» и АО «Альфа-Банк», в соответствии с условиями которого Банк поручает, а ООО «АМС-ОМД» обязуется совершить действия по размещению рекламных материалов Банка на объектах наружной рекламы в городах России. Также предоставлены копии платежных поручений за размещение рекламы.

27 апреля 2022 года, изучив предоставленные АО «Альфа-Банк» документы, Комиссия пришла к выводу, что лицом, определившим объект рекламирования, является АО «Альфа-Банк», в связи с чем, в порядке пунктов 35, 38 Правил рассмотрение дела в виду необходимости замены ненадлежащего лица отложено до 26 мая 2022 года. Лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, признано АО «Альфа-Банк».

АО «Альфа-Банк» в срок до 23 мая 2022 года предложено представить в адрес управления сведения, переданные для изготовления (производства) рассматриваемой рекламы; согласованный макет рекламы, в том числе переписка по его согласованию, фотоотчет; письменные пояснения по признакам нарушения законодательства о рекламе.

20 мая 2022 года Банком предоставлен согласованный макет рекламы, а также сообщено, что представленная в рекламном сообщении информация не способствует введению в заблуждение потребителей и не искажает смысл сообщения; рекламное сообщение, имея целью привлечение внимания, не содержит данных, не соответствующих действительности, поскольку кэшбэк в размере 10% действительно возможен. Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, что, учитывая приведенное в законе определение рекламы, указывает Банк, дает основание полагать, что вслед за привлечением внимания и формированием первичного интереса к рекламируемому продукту/услуге, потребитель обратится в кредитную организацию для получения исчерпывающей информации. Банк считает, что формат рассматриваемой рекламы (ограниченная площадь конструкции) позволяет лишь обозначить предоставляемую Банком возможность получения услуги, в то время как решение о целесообразности получения потребитель принимает, ознакомившись со всеми условиями и правилами.

24 мая 2022 года в управление поступили запрашиваемые документы и материалы от ООО «АМС-ОМД», а также пояснения, в соответствии с которыми Общество не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, а является рекламным агентством и оказывает своим клиентам рекламные услуги, привлекая в целях оказания таких услуг третьих лиц. Так, ООО «АМС-ОМД» заключило договор № 21/12/18-АМS от 21.12.2018г. на оказание услуг по размещению рекламы с АО «Альфа-Банк»; по получении рекламных материалов для размещения в период ноябрь-декабрь 2021 года, ООО «АМС-ОМД» уведомило АО «Альфа-Банк» о том, что данные рекламные материалы могут быть расценены контролирующими органами как нарушающие требования законодательства о рекламе, о чем 26 октября 2021 года было получено гарантийное письмо за № 686, содержащее соответствующий макет. Тем самым, указывает Общество, рекламные материал был размещен на рекламной конструкции в том виде, в котором он был получен от Банка без внесения каких-либо изменений со стороны рекламного агентства.

24 мая 2022 года в антимонопольный орган поступили документы и пояснения от ООО «ОМД Эвиденс», согласно которым Общество также является рекламным агентством и оказывало услуги по размещению рассматриваемой рекламы по договору с ООО «АМС-ОМД» № 28/12/16-AMS от 28.12.2016г.; рекламные материалы для размещения в период с ноября по декабрь 2021 год, указывает ООО «ОМД Эвиденс», были предоставлены ООО «АМС-ОМД» под гарантийное письмо Банка; изменений в макет агентство не вносило.

26 мая 2022 года в заседание Комиссии лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; АО «Альфа-Банк» заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Банка с учетом изложенных обстоятельств и аргументов.

Комиссией в порядке пункта 31 Правил принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей участвующих в деле лиц по имеющимся документам и материалам.

Комиссия, изучив материалы дела, а также позицию сторон по делу и исследовав имеющиеся в деле доказательства, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Барнауле по адресу: Молодежная ул., 66 посредством рекламной конструкции размещена информация: «Альфа Банк Бесплатная дебетовая Альфа-Карта вернёт 10% рублями».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Распространенная в городе Барнауле посредством рекламной конструкции информация «Альфа Банк Бесплатная дебетовая Альфа-Карта вернёт 10% рублями» полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к кредитной организации – «Альфа-Банк», бесплатной дебетовой «Альфа-Карте», возврат по которой составит 10 % рублями, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке среди аналогичных товаров.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Обратившись к информации о рекламируемом продукте – бесплатной дебетовой «Альфа-Карте», размещенной на сайте https://alfabank.ru/, установлено, что рекламируемый кэшбэк 10% возможен только у партнёров Банка, кэшбэк на всё остальное составляет 2%.

По информации АО «Альфа-Банк» рекламируемая бесплатная «Альфа-Карта» 10% не является самостоятельным финансовым продуктом (не имеет утвержденных условий), но представляет собой реализованную в соответствии с маркетинговой стратегией Банка визуализацию, построенную на основании предоставляемых партнерами Банка предложений по кэшбэку, действовавших на момент размещения рекламы.

В связи с тем, что в рекламе отсутствует часть существенной информации, что рекламируемый кэшбэк в 10% по бесплатной дебетовой «Альфа-Карте» возможен только при совершении покупок у партнеров Банка, что вводит в заблуждение потребителей рекламы, предполагающих, что рекламируемых продукт распространяет свое действие на все покупки, оплата по которым совершается с использованием рекламируемого финансового инструмента, то реклама нарушает положения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов дела следует, что указанный рекламно-информационный материал размещался в городе Барнауле на рекламной конструкции № 9046, установленной по адресу: Молодежная ул., 66, на основании договора № 02-КИР от 01.11.2021г. на размещение рекламы, заключенного между ИП Кириковым С.В. и ООО «Медиа рум» (Заказчик), ИНН 771682434, 129344, г.Москва, Верхоянская ул., 18, корп.2, пом./оф. 2/85.

В свою очередь ООО «Медиа рум» предоставлен договор на размещение рекламы № МР1/1-2020 от 28.02.2020г., заключенный с ООО «ОМД Эвиденс», предметом которого явилось оказание ООО «Медиа рум» услуг по распространению наружной рекламы, то есть обеспечению своевременных монтажа, демонстрации и демонтажа рекламной информации в форме рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях на территории Российской Федерации.

ООО «ОМД Эвиденс» в материалы дела предоставлен договор, заключенный с ООО «АМС-ОМД» № 28/12/16-AMS от 28.12.2016г, по которому Общество, являясь рекламным агентством, оказывало услуги по размещению в период с ноября по декабрь 2021 год рассматриваемой рекламы.

ООО «АМС-ОМД» также, являясь рекламным агентством, заключило договор № 21/12/18-АМS от 21.12.2018г. на оказание услуг по размещению рекламы с АО «Альфа-Банк» под гарантийное письмо за № 686 от 26.10.2021г., из которого следовало, что Банк уведомлялся рекламным агентством о том, что данные рекламные материалы могут быть расценены контролирующими органами как нарушающие требования законодательства о рекламе.

Из материалов дела следует, что определившим содержание рекламы «Альфа Банк Бесплатная дебетовая Альфа-Карта вернёт 10% рублями» лицом – рекламодателем, является АО «Альфа-Банк».

Таким образом, АО «Альфа-Банк», не указав в рассматриваемой рекламе существенную информацию о том, что кэшбэк по карте 10% возможен только у партнеров Банка, в остальном он составит 2%, нарушило требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку существенной в рекламе является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией установлено, что рассматриваемая рекламная информация размещалась в городе Барнауле в период с ноября по декабрь 2021 года, на момент принятия решения период её размещения закончился, что указывает на отсутствие оснований к выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Альфа Банк Бесплатная дебетовая Альфа-Карта вернёт 10% рублями», размещенную в городе Барнауле на рекламной конструкции, установленной по адресу: Молодежная ул., 66, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны