Решение №1843/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/27-273/2021 от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/27-273/2021

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/27-273/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на сайтах: https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com) и канале «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels рекламы букмекерских контор с указанием средств их индивидуализации: «Мелбет», «ПинАп», «1хставка», «БК Фонбет», «Лига ставок», в которой усматриваются признаки нарушения содержит признаки нарушения подпункта б пункта 1 части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - рекламодателя и рекламораспространителя <...> , Алтайский край (извещен надлежащим образом),

- заявителя – Республика Крым, г.Саки <…> (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/27-273 возбуждено по результатам рассмотрения поступившего 10 марта 2021 года в Алтайское краевое УФАС России обращения жителя города Саки Республики Крым с просьбой принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры к сайтам в сети Интернет, размещенным по адресам: https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com), а так же профилей в социальной сети «ВКонтаке» (https://vk.com/stavki.club777), (https://vk.com/stavki.clubbragin) и канала «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels, с целью предупреждения дальнейших противоправных действий (вх. № 212324).

В связи с тем, что данное обращение содержит ряд вопросов, рассмотрение которых не входит в компетенцию антимонопольных органов, в порядке пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 17 марта 2021 года, оно было направлено по подведомственности в управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, ГУ МВД России по Алтайскому краю, управление ФНС России по Алтайскому краю для рассмотрения и принятия мер в пределах компетенции; в части соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрение оставлено за антимонопольным органом.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признан гр.<...>, Алтайский край, г.Барнаул.

Рассмотрение дела назначено на 27 апреля 2021 года 14-00 часов.

Определением от гр. <...>  истребованы копии следующих документов и материалов, связанных с размещением рассматриваемой рекламы:

  • договоры, заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых на сайтах, указанных в определении, размещается реклама средств индивидуализации букмекерских контор;
  • согласованный для размещения макет рекламы;
  • письменные пояснения по признакам нарушения законодательства о рекламе.

23 апреля 2021 года гр. <...> представлены сведения о том, что гр.<...> 15.04.2021г. в Роскомнадзор направлены документы на регистрацию сетевого издания Stavki.Blog в качестве средства массовой информации, а также сведения о принадлежности доменного имени stavkiblog.com.

27 апреля 2021 года гр.<...> на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что в силу пункта 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила), не является препятствие для рассмотрения дела в отсутствие гр.Кошелева.

27 апреля 2021 года от гр.<...> поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

19 апреля 2021 года ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие поступило и от заявителя.

27 апреля 2021 года Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствии лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам и доказательствам.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 10 марта 2021 года в Алтайское краевое УФАС России поступило обращение жителя Республики Крым с просьбой принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры к сайтам в сети Интернет, размещенным по адресам: https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com), а так же профилей в социальной сети «ВКонтаке» (https://vk.com/stavki.club777), (https://vk.com/stavki.clubbragin) и канала «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels, с целью предупреждения дальнейших противоправных действий.

17 марта 2021 года специалистами антимонопольного органа проведено наблюдение информации, распространяемой в сети Интернет по адресам: https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com), а так же профилей в социальной сети «ВКонтаке» (https://vk.com/stavki.club777), (https://vk.com/stavki.clubbragin) и канала «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels, на предмет соответствия требованиям статьи 5, 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Установлено, что на указанных сайтах размещена информация аналитического агентства STAVKI.CLUB, оказывающего услуги прогнозирования спортивных событий, и предлагающего оформить подписку на прогнозы.

Кроме того на сайтах: https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com) и канале «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels размещена информация о лучших букмекерских конторах с указанием средств их индивидуализации: «Мелбет», «ПинАп», «1хставка», «БК Фонбет», «Лига ставок».

 

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Под рекламой настоящий Федеральный закон понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статьей 27 Закона о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе основанных на риске игр, пари.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, определены Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 №244-ФЗ (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6); букмекерская контора - игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр (пункт 14); организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр (пункт 5); участник азартной игры - физическое лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10).

В соответствии подпунктом "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе помимо случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, допускаются размещение, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"):

- на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

- на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

- на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

Распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не подпадающих под критерии, перечисленные в подпункте "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе, данным Федеральным законом не допускается.

В соответствии со статьей 2 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила.

Специальные правила регистрации или распространения средств массовой информации установлены Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» в отношении рекламных или эротических средств массовой информации.

Средства массовой информации, распространяющие материалы и сообщения физкультурно-спортивного характера, Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» не отнесены к специализированным изданиям.

Вместе с тем наряду со специализацией в заявлении о регистрации средства массовой информации указывается тематика средства массовой информации, которая в дальнейшем переносится в свидетельство о регистрации средства массовой информации.

В случае если специализацией (тематикой) средства массовой информации или одной из специализаций (тематик) является спортивная специализация (тематика), то такое средство массовой информации вправе размещать на сайте, зарегистрированном в качестве сетевого издания рекламу основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах.

Таким образом, размещение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Законом о рекламе ограниченно допускается.

Поскольку гр. <...> на дату рассмотрения дела не предоставлены сведения о том, что сайты https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com), а так же канал «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels, зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера; являются официальным сайтом общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг; является сайтом, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, то реклама средств индивидуализации букмекерских контор, размещенная на обозначенных выше сайтах, нарушает положения подпункта б пункта 1 части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2 статьи 27 Закона о рекламе несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является гр.<...>, Алтайский край – администратор доменных имен stavki.club и stavkiblog.com, что подтверждается информацией ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», а также не оспаривается самим гр. <...> .

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Обстоятельств, из которых следует отсутствие у Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, рассматривающей настоящее дело, оснований нецелесообразности выдачи гр. <...> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, не установлено, гр.<...>  в антимонопольный орган не предоставлено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу букмекерских контор с указанием средств их индивидуализации: «Мелбет», «ПинАп», «1хставка», «БК Фонбет», «Лига ставок», размещенную на сайтах: https://stavki.club/, https://stavkiblog.com/forum (https://stavkiblog.com) и канале «STAVKI.CLUB» на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCTVoFIG26TuyXnuSx7uopnA/channels, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования подпункта б пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать гр.<...> обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны