Решение №022/06/54.7-177/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/54.7-177/2019 о нарушении законодат... от 18 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/06/54.7-177/2019

о нарушении законодательства о контрактной системе

«18» апреля 2019г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Членов Комиссии:

К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

К<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя АКГУП «АЛТАЙСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ» – П<…> , Б<…> ;

от заказчика – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края - Л<…>

от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Ш<…> ,

рассмотрев жалобу АКГУП «АЛТАЙСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ», на действия закупочной комиссии, Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0817200000319001367 «Оказание услуги по исполнению функций технического заказчика при проектировании и строительстве объектов газификации Алтайского края, включенных в государственную программу "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 12.04.2019г. поступила жалоба АКГУП «АЛТАЙСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ», на действия закупочной комиссии, Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0817200000319001367 «Оказание услуги по исполнению функций технического заказчика при проектировании и строительстве объектов газификации Алтайского края, включенных в государственную программу "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами».

В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе запрещено требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Заказчиком регламентированы требования к участнику закупки о членстве в СРО, а не к выписке. Заявитель считает, что Заказчик при подготовке закупочной документации должен был специально регламентировать срок действия выписки из реестра членов СРО, поскольку для него это является существенным. При этом указывает на то, что ни Законом о контрактной системе, ни конкурсной документацией не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, в связи с чем считает вышеуказанное требование Заказчика к сроку действия выписки из реестра СРО не соответствующим положениям Закона о контрактной системе. Кроме того заявитель указывает на то, что для принятия решения в отношении заявки участника закупки, Заказчик мог направить запрос в СРО или получить информацию о членстве в СРО на официальном сайте саморегулируемой организации. Соответственно решение о несоответствии второй части заявки требованиям, установленным конкурсной документации нарушает часть 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал изложенную позицию в жалобе.

Представитель заказчика, с доводами заявителя не согласилась, пояснила, что в обязанности членов закупочной комиссии не входит проверка реестров СРО на предмет наличия в них членства участников закупки. В связи с этим для принятия решения достаточно выписки из реестра СРО, которая выдается в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель уполномоченного учреждения представил документацию по проводимой закупке, пояснил, что заявки участников закупки в электронной форме не сохранились, поскольку открытый конкурс в электронной форме 0817200000319001367 был признан несостоявшимся по основанию предусмотренному частью 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и 08.04.2019г. было размещено извещение о продлении срока подачи заявок в проводимой закупке. В связи с этим участник закупки имеет возможность повторно подать заявку в соответствии с требованиями закупочной документации.

Заслушав пояснения представителя заказчика и уполномоченного учреждения, а также изучив представленные документы, в ходе проведения документарной внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

28.02.2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 28.02.2019 №0817200000319001367».

Объектом закупки является - оказание услуги по исполнению функций технического заказчика при проектировании и строительстве объектов газификации Алтайского края, включенных в государственную программу "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с третьим абзацем пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно пункту 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Согласно пункту 7 Информационной карты документации о проведении открытого конкурса в электронной форме, Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки:

- Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области:

1) архитектурно-строительного проектирования;

2) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

С учетом положений статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик при осуществлении закупки должен устанавливать, требование о соответствии участника закупки осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки тем требованиям, которые установлены законодательством Российской Федерации к указанным лицам.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.

Таким образом, участник закупки для участия в электронном аукционе самостоятельно предоставляет информацию и документы, подтверждающие его членство в СРО, доступным для него способом, который определен как Градостроительным Кодексом Российской Федерации, так и установленным порядком в саморегулируемой организации членом которой он является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации.

Согласно пункту 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45921).

Таким образом, законодательством установлена определенная форма документа выдаваемого саморегулируемой организацией свидетельствующего о членстве в СРО, срок действия которого ограничен одним месяцем с даты его выдачи.

Установление в пункте 7 Информационной карты требований к предоставлению документа подтверждающего соответствие участника требованиям (выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки) не противоречит как Закону о контрактной системе, так Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Положения документации об открытом конкурсе в электронной форме не содержит указания на срок действия выписки из реестра СРО, что соответствует Закону о контрактной системе.

В связи с этим, Комиссия находит доводы жалобы заявителя необоснованными в части не установления Заказчиком требований к сроку действия выписки из реестра членов СРО, а также обязанности у конкурсной комиссии осуществлять проверку членства СРО в на официальных сайтах СРО, поскольку Заказчиком срок действия выписки в конкурсной документации не устанавливался, а из смысла положений статьи 54.7 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная комиссия производит рассмотрение и оценку вторых частей заявок, на основании переданных оператором электронной площадки информации и документов представленных участником закупки.

Согласно пункту 3.33 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/ (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262) (далее – Регламент), при принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.

Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае, если установлены не все, указанные в жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, жалоба признается обоснованной в части установленных нарушений, указанных в жалобе.

Представитель заявителя пояснила, что в составе заявки было представлено две выписки из СРО, одна из которых на строительство, реконструкцию, капитального ремонта объектов капитального строительства (СМР) выдавалась саморегулируемой организацией 11.02.2019г., а вторая выписка на проектно-изыскательские работы была выдана 05.03.2019г.

Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что заявки в электронной форме не удалось сохранить, а так как закупка не состоялась и срок подачи заявок был продлен, то в автоматическом режиме заявки считаются отозванными. В связи с этим оператор электронной площадки по запросу уполномоченного учреждения не представил, так как на дату рассмотрения жалобы заявок от участников закупки нет.

Поскольку на день рассмотрения жалобы и проведения документарной внеплановой проверки в материалы дела не представлены заявки участников закупки, то не представляется возможным установить Комиссией содержание представленных заявок участниками закупки, а также сделать вывод о наличии либо отсутствии нарушений в действиях конкурсной комиссии связанных с рассмотрением заявок.

Вместе с тем, согласно пункту 3.30 Регламента, Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При проведении внеплановой документарной проверки, Комиссией установлено следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

Закон о контрактной системе не содержит специальных требований по порядку хранения заявок при проведении открытого конкурса проводимого в электронной форме, однако в соответствии со статьей 54.1 закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс.

Таким образом, требования к порядку хранения заявок на участие в открытом конкурсе в электронном виде аналогичны установленным частью 15 статьи 53 Закона о контрактной системе. В связи с этим, Комиссия находит нарушенным порядок хранения заявок участников закупки после получения их от оператора электронной площадки.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:

- о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям

Протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.04.2019г. в отношении заявки АКГУП "Алтайские инженерные системы" содержит следующее решение конкурсной комиссии:

- Не соответствует.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признана не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией по следующему основанию: Участником открытого конкурса в электронной форме не представлены документы, предоставление которых предусмотрено ч.6 статьи 54.4 Фед. закона №44-ФЗ, п.9.5 (3) документации, п. 7 Информационной карты конкурсной документации. В составе заявки участника отсутствует копия документа, подтверждающего соответствие участника требованиям и условиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта:

-отсутствует выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки. Участником в составе заявки представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, срок действия выписки истек.

Основание решения о несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным документацией о таком конкурсе: п. 1 ч. 4 ст. 54.7 Фед. закона №44-ФЗ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.04.2019г., в нарушение требований пункта 3 части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, не содержит обоснование принятого решения.

Кроме того, вывод конкурсной комиссии о несоответствии представленной участником закупки выписки из реестра СРО по сроку ее действия, противоречит выводу об отсутствии выписки из реестра СРО.

Также из содержания принятого решения не представляется возможным установить, относительно какому сроку считать действие выписки истекшим, если такое требование устанавливалось конкурсной документацией, равно как невозможно установить исчисление конкурсной комиссией срока действия выписки из реестра СРО (относительно даты подачи заявки или даты окончания срока подачи заявок).

Учитывая, отсутствие мотивированного обоснования отклонения заявки в протоколе рассмотрения вторых частей заявок от 05.04.2019г., а также невозможности дать оценку доводам жалобы в отсутствие заявок на участие в открытом конкурсе, в части неправомерного отклонения конкурсной комиссией заявки АКГУП "Алтайские инженерные системы", в том числе признания конкурсной комиссией открытого конкурса в электронном виде несостоявшимся, Комиссия считает целесообразным выдать предписание Заказчику, уполномоченному органу и конкурсной комиссии для проведения повторного рассмотрения вторых частей заявок.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АКГУП "Алтайские инженерные системы" необоснованной.
  2. Признать действия Заказчика, уполномоченного учреждения при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0817200000319001367, выразившиеся в нарушении положений части 15 статьи 53 Закона о контрактной системе – неправомерными.
  3. Признать действия конкурсной комиссии, при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0817200000319001367, выразившиеся в нарушении пункта 3 части 7 статьи 54.7, Закона о контрактной системе - неправомерными.
  4. Выдать конкурсной комиссии, заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  5. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны