Решение №4491/9 Жалоба о нарушении порядка проведения торгов от 16 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерству природных

ресурсов и экологии

Алтайского края
(Комиссии по проведению

аукциона)

ул. Чкалова, 230,

г. Барнаул, 656049

 

Г <…>

ООО «РТС-тендер»

Набережная Тараса Шевченко, 23а,

г. Москва, 121151

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/10/18.1- 806/2022

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2022 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2022

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К <…> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

К <…> – начальника отдела контроля органов власти;

Б <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

от заявителя <…> – лично;

от организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН: 2225145231, ОГРН: 1132225020344) – С <…> (по доверенности),

рассмотрев жалобу Г <…> (вх. № 2210762 от 28.10.2022) на действия организатора торгов - Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (аукционной комиссии) при проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в Алтайском лесничестве Алтайского края (извещение № 210922/5438691/01) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба Г <…> (вх. № 2210762 от 28.10.2022) на действия организатора торгов - Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (аукционной комиссии) при проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в Алтайском лесничестве Алтайского края (извещение № 210922/5438691/01).

Из содержания жалобы следует, что организатором торгов – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на сайте www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт), электронной торговой площадке – «РТС-Тендер» было размещено информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в Алтайском лесничестве Алтайского края, извещение № 210922/5438691/01, лот № 1. Согласно положениям документации об аукционе заявления на участие могут подавать физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Г <…> была подана заявка на участие в оспариваемом аукционе по лоту № 1. Однако заявка Г <…> не была допущена до участия в аукционе по следующим основаниям: «п. 2 ч. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации (предоставление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, лесной участок не может быть предоставлен в аренду). В соответствии с ч. 7 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации в аренду для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». По мнению подателя жалобы, организатором торгов – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края не корректно составлена документация об аукционе, отказ в допуске к участию в оспариваемы торгах противоречит действующему законодательству, а именно: ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

07.11.2022 заявитель на заседание Комиссии УФАС не явился, к видео-конференц связи не подключился, явку представителя не обеспечил.

Представитель организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ко дню заседания Комиссии УФАС представил письменные возражения, документы и пояснил, среди прочего, что оспариваемые торги проводились в соответствии с ч. 7 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что для рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду. Документация об аукционе является типовой.

Руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы Г <…> было отложено до 14 ч. 00 мин. 15.11.2022.

15.11.2022 заявитель настаивал на доводах жалобы.

Представитель организатора торгов представил дополнительные возражения и пояснил, среди прочего, что ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации к рассматриваемы тогам не применяется. Лесной участок с кадастровым номером 22:02:250005:3062 относится к защитным лесам (ценные леса – нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) и входит в состав особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая». Таким образом, лесной участок с кадастровым номером 22:02:250005:3062 не может быть предоставлен в пользование гражданам в порядке ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так как природный парк краевого значения «Ая» является территорией регионального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

21.09.2022 организатором торгов – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на официальный сайт и электронной торговой площадке – «РТС-Тендер» было размещено информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в Алтайском лесничестве Алтайского края, извещение № 210922/5438691/01, лот № 1.

Предметом аукциона является – Алтайское лесничество, Айское участковое лесничество, квартал № 9, выдел № 4, площадь лесного участка 0,4507 га, кадастровый номер 22:02:250005:3062, целевое назначение лесов: защитные леса (ценные леса – нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рабоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов).

Место проведения аукциона: электронная площадка www.rts-tender.ru.

Дата и время проведения аукциона: «01» ноября 2022 г. 07:00 час. (время московское).

Пунктом 1.8 документации об аукционе, среди прочего, установлено, что при подаче заявки физическим лицом, необходимо прикрепить копию паспорта заявителя.

Пунктом 2.2 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме установлено, что заявителями-физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) к заявке прилагается скан образ документа, подтверждающего полномочия представителя.

Согласно протоколу итоговому протоколу № 100266-2 от 01.11.2022 Г <…> отказано в допуске к участию в торгах по лоту № 1, обоснование принятого решения: «п. 2 ч. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации (представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, лесной участок не может быть предоставлен в аренду). В соответствии с ч. 7 ст. 41 лесного кодекса Российской Федерации в аренду для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ч. 1); от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ч. 2).

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.

Согласно ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с ч. 7 ст. 41 Лесного кодекса российской Федерации Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Согласно ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, ч. 1 ст. 74 настоящего Кодекса.

Порядок подготовки и организации аукциона установлен ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации.

Так п. 2 ч. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются, в том числе, представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду.

На заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов пояснил, что Лесной участок с кадастровым номером 22:02:250005:3062 относится к защитным лесам (ценные леса – нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) и входит в состав особо охраняемой природной территории – природный парк краевого значения «Ая». Таким образом, лесной участок с кадастровым номером 22:02:250005:3062 не может быть предоставлен в пользование гражданам в порядке ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так как природный парк краевого значения «Ая» является территорией регионального значения.

Сведения о наличии на проектируемом лесном участке особо защитных участков, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий указаны в п. 8 проектной документации лесных участков по лоту № 1.

Частью 3 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отсутствие такой регистрации означает невозможность лесопользования как предпринимательской деятельности.

Являясь одним из видов использования лесов, рекреационная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность.

Следовательно, арендатор по вышеуказанному договору аренды лесного участка, осуществляющий на землях лесного фонда предпринимательскую деятельность должен быть зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, что является существенным условием договора аренды в силу указанных норм права.

Указанное также подтверждается Правилами использования лесов для рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908), п. 2 которых установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Таким образом, исходя из систематического толкования норм действующего законодательства рекреационная деятельность является предпринимательской деятельностью, и право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в рассматриваемом случае имеют физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

На заседании Комиссии УФАС Г <…> пояснил, что не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, в действиях организатора торгов (аукционной комиссии) по принятию решения об отказе в допуске к участию в торгах Г <…> по лоту № 1 нарушений порядка проведения торгов не установлено.

При этом, Комиссией подтверждается довод заявителя о том, что организатором торгов документация составлена не корректно, в части того, что заявка может быть подана физическим лицом. Поскольку подобное описание требований в в документации об аукционе (п. 1.8), Инструкции (п. 2.2) влечет за собой двусмысленность и неопределенность при подаче и заполнении заявок Комиссия УФАС по Алтайскому краю усматривает в действиях организатора торгов нарушение п. 4 ч. 16 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, установленное Комиссией УФАС нарушение не повлекли ограничения конкуренции при проведении данных торгов, основания для выдачи организатору торгов предписания отсутствуют.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Г <…> - обоснованной.
  2. Предписание не выдавать, ввиду нецелесообразности.
  3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Председатель Комиссии К <…>

Члены комиссии К <…>

Б <…>

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны