Решение №№516/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 88-ФАС22-Р/10-18 от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП М<...>

Арктическая ул.,

г.Северодвинск, 164514

Архангельская область

 

ООО «Центрофинанс»

управляющей организации

ООО МКК «Центрофинанс Групп»

Карла Маркса ул., 46, оф.23

г.Северодвинск, 164514

Архангельская область

Карла Маркса ул., 46, оф.500

г.Северодвинск, 164514

Архангельская область

ИП Я<...>

Советская ул.,

г.Северодвинск, 164500

Архангельская область

reklama@centrofinans.ru

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 88-ФАС22-Р/10-18

Решение принято 22 января 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

К<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Б<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 88-ФАС22-Р/10-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Новоалтайске рекламы страховых услуг «ДЕНЬГИ на любые нужды… ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШАЯ% СТАВКА В ГОРОДЕ», в которой усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – ИП М<...>, ИНН 290219233440 (извещен надлежащим образом),

заинтересованного лица - ИП Я<...>, ИНН 290203865450 (извещена надлежащим образом),

заинтересованного лица - ООО МКК «Центрофинанс Групп», 164500, Архангельская область, г.Северодвинск, К.Маркса ул., 46, оф. 500, ОГРН 1132932001674, ИНН 2902076410 (извещена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

на первом этаже многоквартирного жилого дома по ул. Парковая, 1 в городе Новоалтайске размещен баннер с рекламой ООО МКК «Центрофинанс Групп» «ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШАЯ% СТАВКА В ГОРОДЕ… ДЕНЬГИ на любые нужды», в которой усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, о чем составлен акт наблюдения № 72 от 30.08.2018г. и возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО МКК «Центрофинанс Групп» во исполнение определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе представлены документы и пояснения, согласно которым по адресу: Алтайский край, г.Новоалтайск, Парковая ул., 1 располагается офис агента Общества – ИП М<...>, с которым заключен агентский договор на осуществление действий, связанных с предоставлением займов. В соответствии с п.2.3.6 агентского договора агент самостоятельно разрабатывает, создает и размещает рекламу, в том числе наружную. Спорная рекламная конструкция была размещена агентом самостоятельно, о чем у Общества сведений не имелось.

23 ноября 2018 года на основании пунктов 32, 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью замены ненадлежащего лица надлежащим.

ИП М<...> во исполнение определения об отложении дела представлены сведения о том, что им 01.02.2017г. был заключен договор оказания рекламных услуг с ИП Я<...>., которая приняла на себя обязанность осуществлять рекламно-информационное и консультационное обслуживание и должна была разработать, изготовить и разместить рекламные материалы, в том числе и на офисе оказания услуг, расположенном по адресу: Алтайский край, г.Новоалтайск, Парковая ул., 1. В соответствии с пунктом 5.5 договора ИП Я<...>. несет ответственность за соблюдение требований действующего законодательства РФ к содержанию рекламы, достоверность сведений и информации, размещенной в рекламных материалах, ошибки, неточности в содержании рекламы, допущение в рекламе недобросовестной конкуренции.

Помещением по адресу: Алтайский край, г.Новоалтайск, Парковая ул., 1 для оказания услуг населению ИП М<...>владеет на основании договора субаренды нежилого помещения от 18.04.2016г., заключенного с ИП К<...>.

В настоящее время, как указывает ИП М<...>, агентский договор с ООО МКК «Центрофинанс Групп» расторгнут.

19 декабря 2018 года рассмотрение дела вновь откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных документов, а также привлечением к участию в деле ООО МКК «Центрофинанс Групп», ИП Я<...>

22 января 2019 года представители лиц, участвующих в деле (ИП М<...>., ИП Я<...>, ООО МКК «Центрофинанс Групп») на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии представителей указанных лиц.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела ИП М<...>представлены следующие пояснения: полным анализом деятельности всех организаций со сходным профилем деятельности и разработкой рекламных и информационных материалов занималась ИП Я<...>., которой были переданы документы, содержащие информацию об условиях выдачи потребительских микрозаймов, включая процентные ставки по видам потребительского микрокредитования, действовавшие на момент заключения договора. В настоящее время ИП М<...> продолжает осуществлять иную хозяйственную деятельность по адресу: г.Новоалтайск, Парковая ул., 1.

ООО МКК «Центрофинанс Групп» указано, что агентский договор с ИП М<...> расторгнут с 01.07.2018г., в настоящее время по указанному адресу находится Обособленное подразделение Общества.

Согласно пояснениям ИП Я<...>., ей при заключении договора оказания рекламных услуг с ИП Меньшиковым А.С. была предоставлена информация касательно профиля деятельности ООО МКК «Центрофинанс Групп», информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма, информация о принадлежности Обществу товарных знаков, а также типовая форма договора. Переписки между ИП Я<...>. и ИП М<...>по поводу согласования рекламных макетов не сохранилось. Кроме того, как указывает ИП Я<...>, ее сотрудниками проводились маркетинговые исследования, согласно которым процентные ставки, предлагаемые Обществом, были самыми низкими, чем у иных организаций со схожим профилем деятельности в г.Новоалтайске. Однако указанных исследований ИП Я<...>. не представлено.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом рекламная информация лежит в основе представлений о качестве и назначении товара, об особенностях его использования, условиях приобретения, цене товара, следовательно, особую важность приобретают достоверность рекламы, создание правильного представления об объекте рекламирования.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Использованное в рекламе «ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШАЯ% СТАВКА В ГОРОДЕ… ДЕНЬГИ на любые нужды» словосочетание «пожалуй, лучшая» предполагает, что рекламируемые таким способом услуги должны быть востребованы со стороны потребителей.

Указанная информация в рекламе свидетельствует о том, что ни одна другая микрокредитная компания, оказывающая финансовые услуги, не имеет таких процентных ставок на рекламируемые займы и может означать, что данное предприятие превосходит любое другое предприятие по данному критерию.

Реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе отсутствует критерий, по которому процентная ставка по займам в городе Новоалтайске, выдаваемым ООО МКК «Центрофинанс Групп», является лучшей процентной ставкой в городе.

Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги).

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные тому доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Из пояснений ИП Я<...>., оказавшей ИП М<...>. рекламные услуги, следует, что ею проведено маркетинговое исследование, согласно которому процентные ставки, предлагаемые Обществом, являлись самыми низкими, чем у иных организаций со схожим профилем деятельности в г.Новоалтайске. Данное исследование в материалы дела не представлено,

Однако, Комиссией антимонопольного органа установлено, что на момент распространения рассматриваемой рекламы микрокредитные организации, в частности ООО МКК «Пенсионная Касса Взаимопомощи Деньги», ООО МКК «Авантаж», осуществляющие деятельность на территории г.Новоалтайска, предлагали займы населению под 1% в день, то есть под процент, аналогичный заявленному ИП Меньшиковым А.С. в рекламе ООО МКК «Центрофинанс Групп» и являющийся, по мнению рекламодателя, лучшей процентной ставкой в городе. Таким образом, реклама «ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШАЯ% СТАВКА В ГОРОДЕ… ДЕНЬГИ на любые нужды» является недостоверной.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Ответственность за нарушение положений части 3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно статье 38 Закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно материалам дела, размещение и распространение рекламной информации по адресу: г.Новоалтайск, Парковая ул., 1 осуществлено в рамках договора оказания рекламных услуг № 7 от 01.02.2017г., заключенного между ИП Я<...> и ИП М<...> в соответствии с которым ИП Я<...> по заданию ИП М<...>. обязалась добросовестно осуществлять рекламно-информационное и консультационное обслуживание заказчика, в том числе изготовление и размещение рекламной продукции, в соответствии с заявкой на оказание рекламных услуг.

ИП Я<...>. в рамках договора на оказание услуг по изготовлению рекламно-информационных носителей №Барн 22-03/17 от 22.03.2017г., заключенного с ООО «Матрица», 27 апреля 2018 года осуществила заказ изготовления и монтажа по адресу: г.Новоалтайск, Парковая ул., 1 рекламной продукции ООО МКК «Центрофинанс Групп». Работы по изготовлению и монтажу данной рекламной продукции были выполнены ООО «Матрица» в мае 2018 года, что подтверждается счетами на оплату № 98 от 04.05.2018г. № 126 от 30.05.2018г.

Тем самым, ИП Я<...>. является рекламопроизводителем рассматриваемой рекламной информации.

ООО МКК «Центрофинанс Групп» и ИП М<...>., действовавший по поручению и от имени ООО МКК «Центрофинанс Групп» на основании агентского договора № 8 от 01.11.2015г., являются рекламодателями рассматриваемой рекламной информации.

Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе установлено, что в настоящее время по адресу: г.Новоалтайск, Парковая ул., 1 ИП М<...>. деятельность по предоставлению займов от имени ООО МКК «Центрофинанс Групп» не осуществляет по причине расторжения с 30.06.2018г. договорных отношений с Обществом (дополнительное соглашение о расторжении агентского договора № 8 от 01.11.2015г.). По указанному адресу в настоящее время осуществляет деятельность Обособленное подразделение ООО МКК «Центрофинанс Групп», что подтверждается договором аренды нежилого помещения, заключенным 01.07.2018г. с гр. К<...>, а также пояснениями самого Общества.

Кроме того, на момент рассмотрения дела и принятия Комиссией решения антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама продолжает размещаться по указанному адресу.

С учетом того, что факт распространения рекламы «ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШАЯ% СТАВКА В ГОРОДЕ… ДЕНЬГИ на любые нужды» имеет место в настоящее время, то реклама размещается в интересах ООО МКК «Центрофинанс Групп», оказывающего услуги по предоставлению рекламируемых займов населению по адресу: г. Новоалтайск, Парковая ул., 1. Реклама способствует формированию и поддержанию интереса к указанной микрокредитной компании, ее услугам и продвижению их на рынке.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному в нарушении лицу, а также участвующим в рассмотрении дела лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы и способным прекратить ее распространение.

Заинтересованные лица ООО МКК «Центрофинанс Групп» и ИП Я<...>, являющиеся соответственно продавцом рекламируемых услуг и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, способны прекратить размещение и распространение рекламы с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШАЯ% СТАВКА В ГОРОДЕ… ДЕНЬГИ на любые нужды», размещенную по адресу: г.Новоалтайск, Парковая ул., 1, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МКК «Центрофинанс Групп», как лицу, способному устранить нарушение законодательства о рекламе, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать ИП Я<...>, как лицу, способному устранить нарушение законодательства о рекламе, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии  К<...>

Члены Комиссии Б<...>

Б<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны