Протокол, выписка из протокола №№ 57 ПРОТОКОЛ № 57 об административном правонарушении от 20 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МК «Палитра»

Пугачева ул., 3, оф. 2

г.Киров, 610014

Кировская область

 

ПРОТОКОЛ № 57

об административном правонарушении

Дата составления: 20 сентября 2019 года.

Место составления: Алтайский край, г. Барнаул, Ленина пр., д. 81.

Протокол составлен главным специалистом-экспертом отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...> в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного ООО МК «Палитра».

ООО МК «Палитра» о дате, времени и месте составления протокола извещено надлежащим образом. На составление и подписание протокола об административном правонарушении законный представитель Общества не явился.

Данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

1.Наименование юридического лица: ООО МК «Палитра»

2.Место нахождения юридического лица: Кировская область, 610014, г.Киров, Пугачева ул., 3, оф. 2

3.ОГРН: 1104345016280

4.ИНН/КПП: 4345285516/434501001

5.Сведения о законном представителе юридического лица: директор Щеклеин Олег Александрович

7. Сведения о совершенных административных правонарушениях (в течение года): нет данных.

Права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.ст.25.1, 24.2 КоАП РФ:

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Мне разъяснено мое право пользоваться услугами переводчика. В его услугах я не нуждаюсь, русским языком владею хорошо.

5. При наличии смягчающих обстоятельств приложить подтверждающие документы.

Права и обязанности мне разъяснены и понятны ___________________________

Подпись лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении _________________________________

Место, дата, время совершения правонарушения: Алтайский край, 19 июня 2019 года, периодическое печатное издание – газета «Наш Бийск» № 24(803).

Событие (существо) правонарушения: ООО МК «Палитра» допущено нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (ненадлежащая реклама), что выразилось в следующем.

20 июня 2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю обратился житель города Бийска с заявлением о размещении в газете «Наш Бийск» недостоверной рекламы меховой фабрики «PALITRA». Заявитель указал, что в рекламе содержится не соответствующая действительности информация о предоставлении кредитной организацией рассрочки, а также не указана информация о сроках и условиях проведения розыгрыша путевки на Кипр.

Согласно материалам дела, на странице 16 газеты Наш Бийск» № 24(803) за 19.06.2019г. размещен рекламный модуль следующего содержания: «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…».

Установлено, что лицом, распространившим рассматриваемую рекламу посредством средства массовой информации – газеты «Наш Бийск», является МАУ «Редакция газеты «Наш Бийск», рекламодателем – ООО МК «Палитра».

Из материалов дела следует, что в период с 26 по 28 июня 2019 года в городе Бийске в ГДК «Химиков» проводилась ярмарка по продаже меховых изделий, товар реализовывался как в кредит с рассрочкой платежа, так и за наличный расчет, о чем в газете «Наш Бийск» был размещен рекламный модуль.

Одной из программ ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является акция «0-0-24», в соответствии с которой покупатель вправе приобрести товар без первоначального взноса, без переплаты по процентам и на срок до 24 месяцев. Организатор акции, как указывает в пояснениях ООО МК «Палитра», предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, в итоге переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости при условии, что кредит предоставляется только за товар, дополнительные услуги банка не приобретаются.

Отношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), среди целей которого названы, в том числе реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 названной статьи Закона определено, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из приведенных положений, рассматриваемая информация «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…» подпадает под понятие рекламы, объектом которой является услуга по реализации товаров в рассрочку, а также стимулирующее мероприятие – розыгрыш путевки на Кипр.

Требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий установлены статьей 9 Закона о рекламе.

В соответствии с абзацем первым статьи 9 Закона стимулирующим мероприятием является стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Для признания рекламы, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, как таковой, необходимо установить такой признак как выполнение участником стимулирующего мероприятия обязательного условия - приобретения определенного товара.

ООО МК «Палитра» предоставлены Условия проведения розыгрыша «На Кипр вместе с PALITRA», пунктом 2 которых установлены правила проведения стимулирующей акции (далее – Правила). В соответствии с пп. 2.1 Правил акция проводится с целью увеличения объема продаж и повышения лояльности клиентов, формирования и подержания интереса к продукции, стимулирования продаж продукции бренда меховая фабрика «PALITRA». Право на участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы за участие в ней, призовой фонд формируется за счет средств организатора розыгрыша.

Согласно пп. 2.2 Правил, для принятия участия в стимулирующей акции покупателю необходимо:

- совершит разовую покупку в сети магазинов/выставок/центров меха и кожи компании «PALITRA» на территории Российской Федерации, любого мехового изделия, кроме аксессуаров и головных уборов. Покупка стоимостью не ограничена,

- зарегистрироваться при совершении покупки, заполнив анкету покупателя, получив кассовый чек и сохранить его до окончания розыгрыша. Подтверждением участника розыгрыша является номер телефона и кассовый чек. Регистрация предусматривает сбор персональных данных участника (Ф.И.О., номер телефона, место совершения покупки) для дальнейшей обработки.

Таким образом, проводимая ООО МК «Палитра» стимулирующая акция, реклама которой заявлена в газете «Наш Бийск» № 24 (803) за 19.06.2019г., соответствует критериям рекламы, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, требования к которой установлены статьей 9 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В размещенном на странице 16 рассматриваемого номера газеты «Наш Бийск» рекламном модуле относительно проводимой стимулирующей акции содержится информация: «…ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…, подробности на сайте www.palitrameha.ru».

То есть реклама, путем указания на сайт организатора стимулирующего мероприятия, содержит сведения об источнике информации об организаторе рекламируемого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Однако требуемое статьей 9 Закона о рекламе указание на сроки проведения стимулирующего мероприятия в рекламе отсутствуют.

Подпунктом 1.7 Условий проведения розыгрыша «На Кипр вместе с PALITRA» установлен период проведения акции «На Кипр вместе с PALITRA»: с 03 июня 2019 года по 14 сентября 2019 года (19:00 по местному времени).

Таким образом, размещенная ООО МК «Палитра» в газете «Наш Бийск» №24 (803) за 19.06.2019г., реклама о проведении стимулирующего мероприятия «На Кипр вместе с PALITRA» не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 9 Закона о рекламе.

Кроме того, из содержания рассматриваемой рекламы «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев…» следует, что рекламируемую рассрочку «0-0-до24» на приобретение изделий из меха предоставляет ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», о чем имеется указание в рекламе; продавцом товара, приобретение которого возможно в рассрочку, является Меховая фабрика «PALITRA» - ООО МК «Палитра».

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, согласно которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

На основании пункта 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит, с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4, 5 статьи 488 ГК РФ.

В силу части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производится в кредит, в том числе, с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку. К договорам розничной купли-продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку, не подлежат применению правила, предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 488 настоящего Кодекса.

Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу Гражданского кодекса Российской Федерации возникают между продавцом и покупателем товара.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией, данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

Согласно правовой позиции, изложенной Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно материалам и обстоятельствам дела, ООО МК «Палитра» самостоятельно не предоставляет покупателям рекламируемую рассрочку платежа, Обществом заключен договор № У-1241/57 от 01.06.2015г. с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», предметом которого является организация безналичных расчетов между Банком и Торговой организацией при кредитовании Банком покупателей, приобретающих товары в Торговой организации.

Рекламируемая рассрочка предоставляется в рамках проводимой ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Маркетинговой акции «ВД_0-0-24_СК7,51%», утвержденной приказом ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» № 1-14/5-2 от 10.01.2019г., для договоров о предоставлении потребительских кредитов на приобретение товаров.

В рамках указанной Маркетинговой акции выдаются кредиты на приобретение, в том числе одежды в размере от 1500 до 500 000 рублей. Размер первого взноса может составлять строго 0%, 10%, 20%, 30% и 50%, размер процентной ставки зависит от размера первого взноса, уплаченного заемщиком в кассу Торговой организации, и срока кредита:

Срок кредита, мес.

Размер первого взноса, % от стоимости товара

0

10

20

30

40

50

24

7,46%

8,27%

9,28%

10,56%

12,26%

14,60%

 

Кроме того, в памятке по указанной Маркетинговой акции указано, что Торговая организация предоставляет скидку на товар, приобретаемый в кредит, в размере 7,51% от стоимости товара, включая копейки в стоимости товара.

Таким образом, фактически потребителю предоставляется кредит, а не рассрочка, и кредитные обязательства у него возникают перед третьим лицом - кредитной организацией, в данном случае ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Имеющие место в рекламе сведения «Рассрочка 0-0-до24» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако, поскольку фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар, указанная в рекламе информация «Рассрочка 0-0-до24» не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке изделий из меха, то есть, содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги, в частности о ее природе.

При этом указание дополнительных сведений, в частности в виде сноски: «*ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», лицензия № 316 Банка России от 1 до 24 месяцев», не свидетельствует о том, что информация о рассрочке соответствует природе заключаемого договора с кредитной организацией.

Для определения достоверности оцениваемой рекламы не имеет значения обладание обычным потребителем специальными познаниями, знаниями о нюансах правового регулирования кредитных правоотношений.

Установленные законодателем требования к достоверности рекламы направлены на защиту потребителей относительно получения информации о действительных характеристиках рекламируемого товара, в том числе о его природе.

Правовая природа рассрочки и банковского кредита существенно различаются, не только по субъектам правоотношений, но и в части последствий несоблюдения принятых на себя сторонами обязательств.

Однако соответствие информации в распространенной рекламе об отсутствии переплат не свидетельствует о ее достоверности в части употребления в ней термина «рассрочка» при фактическом предоставлении банковского кредита, имеющих разную природу и разные правовые последствия, что свидетельствует о нарушении требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании изложенного, размещенная на странице 16 газеты «Наш Бийск» № 24 (803) за 19.06.2019г. рекламная информация «Меховая фабрика «PALITRA» с 26 по 28 июня ГДК «Химиков» СКИДКИ НА ШУБЫ 50% Рассрочка 0% переплата, 0р. первый взнос, до 24 месяцев. ВЫИГРАЙ путевку на двоих на КИПР. *ООО «Хоум Кредит энд Финанс»… *Розыгрыш путевки состоится 15.09.2019г…» не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, статьи 9 Закона о рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей рекламой.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 9 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МК «Палитра», что подтверждается договором на информационное обслуживание от 18.06.2019г. № 19, заключенным с МАУ «Редакция газеты «Наш Бийск», актом об оказании услуг от 26.06.2019г., платежным поручением от 18.06.2019г.

Решением Комиссии УФАС по Алтайскому краю от 27.08.2019г. по делу №022/05/9-444/2019 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, не соответствующей законодательству Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО МК «Палитра» объективно имело возможность по недопущению нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но юридическим лицом не были приняты должные меры по соблюдению требований пункта 2 части 3 статьи 5, статьи 9 Закона о рекламе, что привело к нарушению законодательства о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно сведениям официального сайта ФНС России, ООО МК «Палитра» включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и относится к категории «микропредприятие».

Протокол об административном правонарушении составлен на семи страницах в отсутствии законного представителя ООО МК «Палитра». Копия протокола об административном правонарушении будет направлена в адрес Общества заказным письмом с уведомлением о вручении, а также на электронную почту mkpalitra2@mail.ru

Подпись должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, дата____________________________________________________________

Связанные организации

Связанные организации не указаны