Решение №№ 2083/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/14.4-40/2022 от 26 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО СХП «Алтайские луга»

Беговая ул., 10

с.Новотырышкино, 659602

Смоленский район

Алтайский край

ООО «Алтайские луга»

Центральная ул., 36

с.Бирюля, 649107

Майминский район

Республика Алтай

 

РЕШЕНИЕ по делу № 022/01/14.4-40/2022

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2022г. г.Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2022г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.4-40/2022 по признакам нарушения Акционерным обществом Сельскохозяйственное предприятие «Алтайские луга» (далее - АО СХП «Алтайские луга») статьи 14.4, пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием посредством системы видеоконференцсвязи представителя АО СХП «Алтайские луга», ИНН 2271006306, 659602, Алтайский край, Смоленский район, с.Новотырышкино, Беговая ул., 10, <...> по доверенности от 10.02.2022г.,

в отсутствии представителя заявителя – ООО «Алтайские луга», ИНН 0411139697, 649107, Республика Алтай, Майминский район, с.Бирюля, Центральная ул., 36 (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/01/14.4-40/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Алтайские луга» о недобросовестной конкуренции со стороны АО СХП «Алтайские луга» на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов на территории Российской Федерации, Алтайского края в частности.

Заявитель указал, что АО СХП «Алтайские луга» незаконно использует в предпринимательской деятельности принадлежащие ООО «Алтайские луга» обозначение «Алтайские луга», право на использование которого возникло у него ранее даты приоритета на такое использование Акционерным обществом, а также товарный знак, включающий в себя спорное словосочетание, который схож до степени смешения с товарным знаком заявителя, чем вводит в заблуждение потребителей.

Рассмотрение дела назначено на 16 февраля 2022 года.

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на требованиях о запрете использования АО СХП «Алтайские луга» обозначения «Алтайские луга» настаивала.

Присутствующий при рассмотрении дела представитель ответчика нарушение АО СХП «Алтайские луга» запрета на недобросовестную конкуренцию не признал, указав, что Общество использует наименование «Алтайские луга» правомерно, поскольку оно является частью его фирменного наименования и возникло, как и право использования товарного знака , ранее (с 13 сентября 2019 года), чем возникло такое право у заявителя (с 11 декабря 2020г.).

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела отложено до 17 марта 2022 года.

Комиссией лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 14 марта 2022 года представить в материалы дела доказательства использования в предпринимательской деятельности спорного обозначения «Алтайские луга», в том числе ранее даты начала такого использования оппонентом; доказательства того, что спорное обозначение стало известным благодаря действиям каждого из участников спора; фото упаковок готовой продукции с маркировкой (этикеткой), вывесок магазинов, офисов, фото внутреннего оформления магазинов, оборудования, кузовов автомобилей; сведения о принадлежности доменов.

10 марта 2022 года заявителем в материалы дела в подтверждение использования наименования «Алтайские луга» ранее начала использования спорного наименования АО СХП «Алтайские луга» предоставлены фотографии с агропромышленной выставки «Золотая осень – 2017», «Золотая осень – 2018» (в доказательство имеется ссылка с официального сайта Министерства сельского хозяйства по Республике Алтай https://altai-republic.ru/news lent/news-archive/26365).

Кроме того, заявитель в письменных пояснениях обратил внимание Комиссии на тот факт, что ответчик, товарный знак которого зарегистрирован в отношении товаров 40 и 44 классов МКТУ (обработка материалов и медицинские услуги, услуги в области гигиены и косметики для людей, центры здоровья и т.д.), использует его для индивидуализации продукции 29 класса МКТУ, при этом зарегистрированный товарный знак ответчика содержит наименование «Алтайские луга». В доказательство ООО «Алтайские луга» прикладывает скриншот страницы сайта hhtps://onlinepatent.ru/ с результатами поиска товарного знака ответчика, на который ссылается заявитель.

Комиссией установлено, что указанный товарный знак, на который ссылается заявитель, зарегистрирован 17 июля 2019 года в Государственном реестре товарных знаков под номером 720469 (приоритет от 04.05.2018г.). Товарный знак является комбинированным, представляет собой эмблему, сочетающую в себе словесный элемент, представленный заглавными буквами «А Л», выполненный на кириллице стилизованным шрифтом коричневого цвета, под которым расположено стилизованное изображение листьев, наложенных друг на друга, под эмблемой имеется словосочетание на кириллице, выполненное заглавными буквами - «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА». Знак зарегистрирован с целью индивидуализации продукции и услуг 40 и 44 класса МКТУ: обработка материалов; медицинские услуги, услуги в области гигиены и косметики для людей, центра здоровья, консультации медицинские для людей с ограниченными возможностями, консультации по вопросам фармацевтики, лечение гомеопатическими эссенциями, услуги в области ароматерапии, массаж, услуги ортодонтические, осеменение искусственное, приготовление фармацевтами лекарств по рецептам, санатории.

Также заявителем предоставлена информация о принадлежности домена www.altayluga.ru.

10 марта 2022 года ответчиком также предоставлены сведения об использовании обозначения «Алтайские луга» в предпринимательской деятельности, сведения о принадлежности домена, а также пояснено следующее: АО СХП «Алтайские луга» является правопреемником ООО СХП «Алтайские луга», которое было включено в ЕГРЮЛ 14 марта 2018 года, поэтому, указывает ответчик, право у него на фирменное наименование «Алтайские луга» возникло ранее возникновения такого права у заявителя (11 декабря 2020 года), а указание фирменного наименования юридического лица - АО Сельскохозяйственный комплекс «Алтайские луга» в сети Интернет, а также в доменном имени является одним из способов использования исключительного права на фирменное наименование.

Одним из видов деятельности АО СХП «Алтайские луга», поясняет ответчик, является розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах; при продаже своей продукции Общество использует товарный знак №702160, исключительное право на использование которого принадлежит АО «Курорт Белокуриха».

17 марта 2022 года рассмотрение дела продолжено.

На заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на требованиях о запрете использования АО СХП «Алтайские луга» обозначения «Алтайские луга» настаивала.

Представитель ответчика нарушение АО СХП «Алтайские луга» запрета на недобросовестную конкуренцию не признал, указав, что Общество использует наименование «Алтайские луга» правомерно.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, рассмотрение дела в порядке статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» отложила до 14 апреля 2022 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

В срок до 31 марта 2022 года ответчику предложено представить в управление доказательства того, что спорное обозначение стало известным благодаря действиям АО СХП «Алтайские луга» по его использованию; фото упаковок готовой продукции с маркировкой (этикеткой), вывесок магазинов, офисов, фото внутреннего оформления магазинов, оборудования, кузовов автомобилей; документы, связанные с регистрацией товарного знака № 720469 (заявка, экспертиза обозначения, решение о регистрации); заявителю - документы, подтверждающие право использования ООО «Алтайские луга» в своей деятельности домена altayluga.ru, принадлежащего ООО «Торговый дом «БСХП»; доказательства, подтверждающие дату начала осуществления ООО «Алтайские луга» на территории Алтайского края деятельности по реализации продукции под обозначением «Алтайские луга» (договор аренды помещения, брендирование и пр.).

В установленный срок сторонами в антимонопольный орган представлены запрошенные сведения, а также письменные пояснения.

В возражениях ответчик указал, что АО СХП «Алтайские луга» является правопреемником ООО СХП «Алтайские луга», созданного 14 марта 2018 года и активно начавшего свою деятельность, в том числе по реализации продуктов собственного производства (заключались договоры на изготовление вывески, фирменной печати, рекламной продукции, поставки продуктов собственного производства, опубликовывались статьи в интернет-журнале «Бийский округ», на официальном сайте АО «Курорт Белокуриха», в связи с чем, право использования фирменного наименования у АО СХП «Алтайские луга» возникло с 14 марта 2018 года, что ранее возникновения такого права у заявителя (11 декабря 2020 года). В доказательство более раннего использования обозначения «Алтайские луга» ответчик указывает, что с начала 2017 года на аппаратных совещаниях АО «Курорт Белокуриха» обширно обсуждались вопросы о создании первого в Сибири аграрно-курортного кластера «Алтайские луга», велись переговоры с краевым министерством сельского хозяйства, обсуждались перспективы получения льготных кредитов и государственных субсидий; предприятие начало работу под эгидой краевого министерства сельского хозяйства и объединило комплекс «Сибирское подворье» с ипподромом «Алтай» и другими объектами (более подробно доводы изложены в возражениях от 31.03.2022г.).

Заявитель в дополнениях о праве на использование домена altayluga.ru указывает, что ООО «Торговый дом «БСХП» и ООО «Алтайские луга» входят в группу компаний АФК «Система»; ООО «Торговый дом «БСХП» в целях продвижения продукции торговой марки «Алтайские луга» создан сайт и осуществляется его сопровождение. В качестве подтверждения реализации продукции на территории Алтайского края заявителем предоставлены договоры поставки с ООО «Лэнд 24» № 29/18 от 01.03.2018г., ИП Л<…> №34/18 от 15.03.2018г. В дополнениях заявитель просит комиссию обратить внимание на скриншоты сайта ответчика, приложенные к заявлению, где отчетливо видно упаковку мясной продукции, на который товарный знак ответчика используется только вместе со словосочетанием «Алтайские луга».

14 апреля 2022 года на заседании Комиссии стороны продолжали придерживаться позиций, изложенных ранее.

14 апреля 2022 года в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела Комиссией в порядке части 3 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрение дела отложено до 19 мая 2022 года.

Лица, участвующие в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» вправе после получения заключения об обстоятельствах дела представить Комиссии пояснения, иные доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

В отношении обстоятельств дела № 022/01/14.4-40/2022, изложенных в заключение от 14.04.2022г., пояснений от лиц, участвующих в деле, не поступало.

19 мая 2022 года представитель заявителя на рассмотрение дела не явился, ООО «Алтайские луга» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии представителя Общества.

Присутствующий 19 мая 2022 года представитель АО СХП «Алтайские луга» настаивал на том, что у ответчика право на использование фирменного наименования возникло ранее такого права у ООО «Алтайские луга», а использование на сайте и на упаковке продукции наряду с товарным знаком обозначения «Алтайские луга» является ни чем иным, как проявлением права на использование своего фирменного наименования.

Оценив в совокупности и во взаимосвязи представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, применив нормы антимонопольного законодательства, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к следующим выводам.

Юридические лица - ООО «Алтайские луга» и АО СХП «Алтайские луга» являются действующими, сведений о прекращении деятельности не имеется.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Заявитель – полное наименование ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА», ОГРН 1080411004740, ИНН 0411139697, адрес (место нахождения): 649107, Республика Алтай, Майминский район, с.Бирюля, Центральная ул., 36, дата регистрации 03.09.2008 года, основной вид деятельности – разведение оленей (код ОКВЭД – 01.49.4), дополнительные, в том числе – животноводство (код ОКВЭД – 01.4), переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции (код ОКВЭД – 10.1), торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.11).

Факт осуществления деятельности на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Общества, предоставленным прайс-листом, сведениями о контрагентах, а также обстоятельствами дела. Регионы сбыта продукции: Республика Алтай, Алтайский край, г.Новосибирск, Новосибирская область, г.Москва, Кемеровская область и пр.

Ответчик – полное наименование АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕПРИЯТИЕ «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА», ОГРН 1192225031294, ИНН 2271006306, адрес (место нахождения): 659602, Алтайский край, Смоленский район, с.Новотырышкино, Беговая ул., 10; дата регистрации 13.09.2019 года, основной вид деятельности – выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (код ОКВЭД – 01.11), дополнительные, в том числе – переработка и консервирование мяса (код ОКВЭД – 10.11), производство и консервирование мяса птицы (код ОКВЭД – 10.12), производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы (код ОКВЭД – 10.113), торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.22).

Факт осуществления деятельности на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов подтверждается также информацией, размещенной на официальном сайте Акционерного общества, обстоятельствами дела. Регион сбыта продукции – Алтайский край.

Анализ состояния конкуренции на рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов на территории Алтайского края показал, что поскольку ООО «Алтайские луга» и АО СХП «Алтайские луга» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынке производства и реализации мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов и в одних географических границах – Алтайский край, то указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами, следовательно, добросовестная конкуренция между ними заведомо предполагается.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

  • осуществление действий хозяйствующим субъектом - конкурентом;
  • направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации.

Таким образом, актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение хозяйствующим субъектом-конкурентом преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

Согласно статье 10bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В том числе согласно указанной международной правовой норме подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В свою очередь пункт 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Термин «приобретение» исключительных прав на средства индивидуализации трактуется исходя из соответствующих положений ГК РФ. Так, приобретением исключительных прав на фирменное наименование юридического лица является внесение записи о нем в ЕГРЮЛ, приобретением исключительного права на коммерческое обозначение – дата начала осуществления деятельности под таким наименованием на рынке, приобретением исключительного права на товарный знак является его государственная регистрация и получение свидетельства, а также его приобретение по договору об отчуждении исключительных прав.

Под «использованием» исключительных прав на средства индивидуализации понимается, в том числе их размещение на этикетках, упаковках товаров, в документации, в доменных именах, вывесках, рекламе и пр., то есть выполнение ими непосредственной задачи по отличию их обладателя и реализуемых им товаров (услуг) от других хозяйствующих субъектов и их товаров (услуг).

Для целей применения установленного статьей 14.4 Закона о защите конкуренции законодательного запрета следует рассматривать исключительно совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации, а не одно из них.

Критериями недобросовестности действий лица, приобретающего исключительное право на средства индивидуализации, могут быть широкое использование другими лицами тождественного или сходного до степени смешения обозначения для индивидуализации юридического лица, однородных товаров и услуг, получение обозначением известности среди потребителей в результате его использования иными лицами.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что право на использование обозначения «Алтайские луга», являющееся, в том числе составной частью фирменного наименования как АО СХП «Алтайские луга», так и ООО «Алтайские луга», возникло у ответчика с 14 марта 2018 года, с момента реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему ООО СХП «Алтайские луга», у заявителя – с 11 декабря 2020 года, с даты переименования из ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие».

Однако, обращаясь в антимонопольный орган, заявитель указал, что обозначение «Алтайские луга» является коммерческим обозначением и используется ООО «Алтайские луга» в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия, как имущественного комплекса в целом.

В силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Правообладателю на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.

Комиссией антимонопольного органа установлено и материалами дела подтверждено, что обозначение «Алтайские луга» в качестве коммерческого используется заявителем, начиная с 2017 года, путем его размещения на вывесках магазинов, в рекламе, на этикетках продукции, а также на официальном сайте компании и в социальной сети «Инстаграм». Под указанным обозначением Общество до переименования его из ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие» принимало участие в сельскохозяйственных ярмарках и выставках, в частности в проводимой в городе Москве агропромышленной выставке «Золотая осень – 2017», «Золотая осень – 2018», где завоевало 2 золотые медали.

Из взаимосвязи положений гражданского законодательства Российской Федерации следует, что закон обуславливает возникновение исключительного права на фирменное наименование и его защиту моментом внесения записи о таком наименовании в единый государственный реестр юридических лиц и началом осуществления деятельности под таким наименованием на рынке.

Применительно к коммерческому обозначению нарушением исключительного права на него будет являться использование сходного до степени смешения средства индивидуализации (товарного знака, фирменного наименования, другого коммерческого обозначения) при условии, что исключительное право на коммерческое обозначение правообладателя возникло ранее (принцип старшинства права).

Комиссией установлено, что исключительное право использования АО СХП «Алтайские луга» фирменного наименования, в составе которого присутствует спорное обозначение «Алтайские луга», распространяется с 14 марта 2018 года, с момента создания ООО СХП «Алтайские луга», прекратившего свою деятельность со 02.04.2021 года в результате присоединения к АО СХП «Алтайские луга».

Вместе с тем, материалы настоящего дела однозначно свидетельствуют о том, что исключительное право использования обозначения «Алтайские луга», которое ранее даты такого приоритета у ответчика - АО СХП «Алтайские луга», принадлежит ООО «Алтайские луга», которое будучи ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие» использовало его в качестве коммерческого обозначения, начиная с 2017 года, а в настоящее время, начиная с 11 декабря 2020 года, после переименования из ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие», продолжает его использовать и в составе фирменного наименования.

В силу части 4 статьи 1539 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

В соответствии со статьей 1541 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

В силу того, что хозяйствующие субъекты - АО СХП «Алтайские луга» и ООО «Алтайские луга» осуществляют деятельность на одном товарном рынке и в одних географических границах, в том числе в санаторно-курортной зоне Алтайского края – городе Белокуриха, ответчик не мог не знать о существовании как предприятия заявителя под коммерческим обозначением «Алтайские луга», так и о самом конкуренте – ООО «Алтайские луга».

Тем самым, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводу, что признаки нарушения статьи 14.4 Закона о защите конкуренции в действиях АО СХП «Алтайские луга», связанных с приобретением и использованием исключительного права на фирменное наименование, его оригинальной части «Алтайские луга», нашли свое подтверждение.

В соответствии с пунктом пункт 1 статьи 14.6 Закона не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Под смешением в целом следует понимать ситуацию, когда потребитель одного товара отождествляет его с товаром другого производителя, либо допускает, несмотря на имеющиеся отличия, вероятность производства указанных товаров одним лицом.

Последствием такого поведения на рынке является возможное перераспределение потребительского спроса от производителя оригинального товара в пользу товара конкурента-нарушителя в результате ошибочного приобретения потребителем товаров нарушителя, поскольку сходство упаковки создает ошибочное впечатление о принадлежности товаров одному производителю.

Согласно материалам дела, 12 сентября 2018 года на имя ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие» (11 декабря 2020 года переименовано в ООО «Алтайские луга») по заявке № 2107727918 зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 670510 (приоритет от 11.07.2017г.) в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 30, 31 класса МКТУ.

ООО «Алтайские луга» предоставлены договоры, заключенные в 2017 году между ООО «МАДЖЕНТЛ», г.Москва и ООО «Бирюлинское сельскохозяйственное предприятие», на выполнение работ в интеллектуальной (творческой) деятельности (в частности на дизайн и масштабирование этикеток для мясных продуктов Алтайские луга), на разработку дизайн-макета для брендирования магазина, на изготовление и доставку полиграфической (печатной) и рекламной продукции.

Зарегистрированный товарный знак используется заявителем для индивидуализации производимой им продукции, в частности мясных полуфабрикатов, колбас и мясных деликатесов, а также чаев, мёда, пантогематогена, кедровых орехов, масла и пр., что подтверждается предоставленными фотоснимками готовой продукции, в том числе находящейся в непосредственной реализации. Также товарный знак используется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (на сайте Общества www.altayluga.ru, на странице в социальной сети «Инстаграмм»), на бланках.

06 марта 2019 года на имя АО «Курорт Белокуриха» по заявке № 2018717604 зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 702160 (приоритет от 27.04.2018г.) в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 31, 35, 40, 44 класса МКТУ.

Регистрации товарного знака № 702160 по заявке № 2018717604 от 27.04.2018г. в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 31, 35, 40, 44 класса МКТУ предшествовала регистрация ответчиком комбинированного товарного знака . Заказчиком (АО «Курорт Белокуриха») испрашивалась регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров 29 (мясо, рыба, птица, дичь), 31, 35, 40, 44 класса МКТУ.

Согласно отчету ООО «Первая патентная компания» по информационному поиску на тождество и сходство до степени смешения словесного товарного знака от 20.03.2018 года, результатами поиска было установлено, что заявленный для регистрации товарный знак является сходным до степени смешения с заявленным на регистрацию товарным знаком в отношении однородных товаров 29, 31 классов МКТУ.

Тем самым, Комиссия приходит к выводу, что ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность на рынке, не мог не располагать информацией о конкуренте и индивидуализирующем производимую им продукцию под товарным знаком, являющимся сходным до степени смешения с товарным знаком, регистрация которого планировалась в отношении, 29, 31 классов товаров МКТУ.

Позже товарный знак № 720469 по заявке № 2018718151 от 04.05.2018 года был зарегистрирован 17.07.2019 года АО «Курорт Белокуриха» 40 (обработка материалов), 44 (медицинские услуги, санатории, массаж и пр.) класса МКТУ.

В соответствии со статьей 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Исходя из правовой природы фирменного наименования и товарного знака, следует, что первое призвано индивидуализировать юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте, второй служит для индивидуализации товаров, которые данными юридическими лицами вводятся в гражданский оборот.

Комиссия Алтайского краевого УФАС России, проанализировав содержание информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте АО СХП «Алтайские луга», на странице в социальной сети Инстаграм, установила, что товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован, без использования словосочетания «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА» в отношении товаров 29 класса МКТУ, ответчиком не используется, за исключением единичного случая – страница в сети «Инстаграм».

Производимая АО СХП «Алтайские луга» продукция, исходя из информации с сайта Акционерного общества, а также представленных ответчиком и заявителем фотоснимков продукции, вывесок магазинов, оборудования, индивидуализируется товарным знаком в совокупности со словосочетанием «АЛТАЙСКИЕ ЛУГА» (с указанием мелкими буквами «сельскохозяйственное предприятие собственное производство»), напоминающим товарный знак , зарегистрированный в отношении услуг и товаров иных классов, чем товарный знак.

Комиссия, проведя сравнительный анализ товарных знаков заявителя и ответчика, их фирменных наименований в совокупности с коммерческим обозначением заявителя, приходит к выводу о том, что указанные обозначения обладают высокой степенью сходства, ассоциируются друг с другом, несмотря на отдельные отличия.

Вместе с тем, для установления факта смешения на рынке предприятий, товаров достаточно уже самой опасности, а не реального смешения обозначения и товарного знака обычным потребителем соответствующих товаров. Обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом, несмотря на отдельные отличия. Вероятность смешения имеет место, если обозначение может восприниматься в качестве конкретного товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что АО СХП «Алтайские луга» при индивидуализации производимых им товаров неправомерно в составе товарного знака №702160использует обозначение «Алтайские луга», тождественное коммерческому обозначению, исключительное право на которое у ООО «Алтайские луга» возникло ранее, чем у ответчика, и которое в таком виде «товарный знак + спорное обозначение» является схожим до степени смешения с зарегистрированным в отношении товаров 29 класса МКТУ товарным знаком , что указывает на нарушение АО СХП «Алтайские луга» пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, и тем самым, нарушает права ООО «Алтайские луга» на коммерческое обозначение и зарегистрированный товарный знак.

Такие действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (так, возможно смешение относительно лица предоставляющего услуги, введение третьих лиц в заблуждение).

Последствием такого поведения на рынке является возможное перераспределение потребительского спроса от производителя оригинального товара в пользу товара конкурента-нарушителя в результате ошибочного приобретения потребителем товаров нарушителя, поскольку сходство средств индивидуализации создает ошибочное впечатление о принадлежности товаров одному производителю, что дает последнему необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности.

Тем самым, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции как общие, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона о защите конкуренции, так и специальные, установленные статьей 14.4, пунктом 1 статьи 14.6 Закона, присутствуют в действиях АО СХП «Алтайские луга»:

1. Действия совершены по отношению к хозяйствующему субъекту-конкуренту.

2. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентом выражается в возможном перераспределении потребительского спроса от производителя оригинального товара в пользу товара конкурента-нарушителя в результате ошибочного приобретения потребителем товаров нарушителя, в отсутствии несения материальных и временных затрат на продвижение своей продукции за счет узнаваемости бренда «Алтайские луга» за счет действий заявителя и пр.

3. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г., запрещающей все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента, а также в нарушении норм гражданского законодательства Российской Федерации, устанавливающих исключительное право на товарный знак, коммерческое обозначение. Указанные действия также противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

4. Указанные действия АО СХП «Алтайские луга» способны причинить убытки конкуренту – ООО «Алтайские луга», нанести ущерб его деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Руководствуясь статьей 41, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать актом недобросовестной конкуренции, запрет которой установлен статьями 14.4, пунктом 1 статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», действия АО СХП «Алтайские луга», выразившиеся в приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование, его оригинальной части, включающей в себя словосочетание «Алтайские луга», схожее до степени смешения с коммерческим обозначением «Алтайские луга», используемым ООО «Алтайские луга» в своей деятельности, у которого право на такое использование возникло ранее, а также в использовании для индивидуализации товаров 29, 31 классов МКТУ в составе товарного знака №702160 обозначения «Алтайские луга», которое в таком сочетании является схожим до степени смешения с товарным знаком № 670510, правообладателем которого является ООО «Алтайские луга», и создает угрозу смешения на рынке.

2. Выдать АО СХП «Алтайские луга» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны