Определение №1411/9 Дело о нарушении администрацией Бийского района Алтайского к... от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 022/01/15-166/2021

 

«24» марта 2021 г.                                                                                                              г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

            К<...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

            Д<...>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 022/01/15-166/2021 по признакам нарушения администрацией Бийского района Алтайского края абз. 1 ч. 1ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении с ООО «Иерусалим» без проведения конкурентных процедур контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 30.12.2020,

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления ООО «АлтТрейдТур» (вх. № 205482 от 27.04.2020) установлено, 29 августа 2017 г. между администрацией Бийского района Алтайского края и ООО «Иерусалим» заключен муниципальный контракт на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района.

Согласно п. 1.1 вышеуказанного контракта исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы связанные с осуществлением регулярных перевозок в границах Бийского района Алтайского края в период с 29.08.2017 по 11.01.2021 по маршрутам № 150 «г. Бийск – п. Промышленное» и № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир».

Цена контракта составляет ноль рублей (п. 1.3 контракта).

Из преамбулы указанного контракта следует, что последний заключен в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

05.09.2019 г. между администрацией Бийского района Алтайского края и ООО «Иерусалим» заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 29.08.2017, из которого следует, что п. 1.1 муниципального контракта дополнен маршрутом № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский».

Вид регулярных перевозок по вышеуказанному контракту - регулярные перевозки по регулируемым тарифам (пояснения администрации Бийского района Алтайского края вх. № 206282 от 18.02.2020).

Организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, по регулируемым тарифам предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации перевозок).

Частью 2 ст. 14 указанного закона установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Учитывая необходимость применения к правоотношениям по заключению вышеуказанных государственных (муниципальных) контрактов положений Закона о контрактной системе, необходимо принимать во внимание установленный данным законом принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В силу частей 1 и 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Непроведение конкурса (аукциона) на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения договора, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских межмуниципальных перевозок.

Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурса.

Целями и задачами конкурсного отбора являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.

Отбор перевозчика на конкурсной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок. Услуги по перевозке пассажиров образуют отдельный, локальный товарный рынок; доступ на этот рынок ограничен и возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

К таким случаям относится в том числе, осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей (в ред. Закона о контрактной системе, действующей на момент заключения контракта от 29.08.2017).

Из части 5 ст. 14 Закона об организации перевозок следует, что документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы (ч. 6 ст. 14 Закона об организации перевозок).

Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий (ч. 7 ст. 14 Закона об организации перевозок).

Таким образом, федеральный закон устанавливает способ заключения уполномоченным органом государственных (муниципальных) контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона об организации перевозок.

В рассматриваемом случае, заказчиком не оплачиваются соответствующие работы перевозчика, так как пассажиры самостоятельно оплачивают свой проезд, кроме возмещения затрат перевозчику на перевозку пассажиров, имеющих проездные билеты на территории Бийского района за счет средств краевого бюджета, вследствие чего цена контракта отсутствует, следовательно, заключение контракта с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ввиду непревышения суммы контракта трехста тысяч рублей, является необоснованным при отсутствии цены контракта как таковой.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий.

Непроведение конкретных процедур на право заключения контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить контракт в установленном законом порядке, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения указанного договора, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских межмуниципальных перевозок.

В связи с наличием в действиях администрации Бийского района Алтайского края, выразившихся в  несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении без проведения конкурентных процедур муниципального контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 29.08.2017 с ООО «Иерусалим» и дополнительного соглашения от 05.09.2019, признаков нарушения антимонопольного законодательства предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации Бийского района Алтайского края выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, путем прекращения исполнения муниципального контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 29.08.2017 (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский»), в срок до 20.11.2020 г. и дальнейшего заключения на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района, в соответствии с требованиями действующего, в том числе антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, посредством определения конкурентного способа определения поставщика.

18.11.2020 в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило ходатайство от администрации Бийского района Алтайского края (исх. № б/н от 18.11.2020) о продлении срока исполнения выданного администрации Бийского района Алтайского края предупреждения (исх. № 2334/9 от 27.05.2020), в связи с направлением в адрес ООО «Иерусалим» предложения о расторжении муниципального контракта от 29.08.2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский»).

Срок исполнения предупреждения № 2334/9 от 27.05.2020 был продлен до 26.02.2021г.

Письмом исх. № 204/па/214 от 25.01.2021 администрация Бийского района Алтайского края проинформировала антимонопольный орган о том, что муниципальный контракт на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района от 29.08.2017 (маршруты № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский») прекратил свое действие 11.01.2021 в связи с истечением срока, на который он был заключен, исполнение обязательств по контракту прекращено.

При этом, в ходе рассмотрения заявления ИП Г<...>., ИП Ф<...> и ООО «АлтТрейдТур» (вх. № № 2016196 от 28.12.2020, вх. № 21537 от 22.01.2021), в том числе, поступившего из прокуратуры Бийского района Алтайского края, установлено, что 30.12.2020 между администрацией Бийского района Алтайского края и ООО «Иерусалим» заключен контракт № 4 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам сети Бийского района без проведения конкурентных процедур. Срок действия контракта с 12.01.2021 по 11.04.2021.

По данному факту на основании приказ № 39 от 10.03.2021 в отношении администрации Бийского района Алтайского края возбуждено дело № 022/01/15-166/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

24.03.2021 на заседании Комиссии УФАС возникла необходимость в получении дополнительных документов.

Руководствуясь частью 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Отложить рассмотрение дела № 022/01/15-166/2021.

2. Назначить рассмотрение дела № 022/01/15-166/2021 на 26.04.2021 года в 14-00 часов по адресу: г. Барнаул, ул. Ленина, 81.

3. Администрации Бийского района Алтайского края в срок до 20 апреля 2021г. представить следующую информацию (документы):

- информацию, на какой стадии находится подготовка к проведению торгов по маршрутам сети Бийского района № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский» с приложением подтверждающих документов.

4. Привлечь в качестве заинтересованных лиц ИП Г<...>, ИП Ф<...> и Министерство транспорта Алтайского края.

5. Министерству транспорта Алтайского края представить в срок до 20.04.2021 следующую информацию (документы):

- письменные позицию по вопросу правомерности действий администрации Бийского района Алтайского края по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок в границах района по муниципальным маршрутам № 150 «г. Бийск – п. Промышленное», № 151 «г. Бийск – с. Верх-Бехтемир», № № 102 «г. Бийск – с. Лесное – п. Амурский»;

- информацию о том, наделена ли администрация Бийского района Алтайского края полномочиями по установлению, изменению вышеуказанных маршрутов;

- информацию о том, признаются ли в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от  Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеуказанные маршруты межмуниципальными.

 

Явка представителей ответчика, заявителя и заинтересованных лиц (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

С учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Алтайское краевое УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте, а также принять одно из следующих решений:

1)         направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;

2)         уведомление Управления о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

О принятом решении надлежит сообщить Алтайскому краевому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего письма.

Ответ просим направить по электронной почте: to22@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

Председатель Комиссии                                                                                <...>

 

Члены Комиссии                                                                                           <...>

                                        

                                                                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны