Выписка б/н Постановление от 12 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Google LLC

1600 Amphitheatre Parkway

Mountain View, CA 94043, USA

Представителю Google LLC

<...>

Дело №022/04/14.3-559/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №36

о назначении административного наказания

по делу №022/04/14.3-559/2021 об административном правонарушении

12 августа 2021г. г. Барнаул

Врио руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...>, рассмотрев протокол №25 от 30.06.2021г. об административном правонарушении, составленный начальником отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю <...>, а также материалы дела об административном правонарушении №022/04/14.3-559/2021 в отношении Google LLC (1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, USA),

в отсутствии законного представителя Google LLC, с участием представителя по доверенности б/н от 05.06.2019г. <...>, посредством ВКС,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении №25 от 30.06.2021г. Google LLC допущено нарушение п.9 ст.7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), что указывает на событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Данное обстоятельство выразилось в следующем.

26.11.2020г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило заявление жителя г. Барнаула по факту распространения 26.11.2020г. в поисковой системе Google информации с пометкой «Реклама»: «barnaul.mamadeti.ru/ Прерывание беременности – Клиника «Мать и Дитя». Ведущие врачи Барнаула в «Мать и Дитя». Передовые методики. Большой опыт. Звоните! Широкий спектр специалистов. Звоните! Записывайтесь на прием».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услуге по прерыванию беременности в клинике «Мать и Дитя».

Согласно п.9 ст.7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

По информации Google LLC в результате проверки частоты виртуальных нажатий (кликов) на сформулированное рекламное объявление, установлено, что в общей сложности рекламное объявление получило 10 кликов, распределенных по разным датам, в том числе и 26.11.2020г. Согласно отчету по рекламе текст рекламного объявления включает заголовки: «Прерывание беременности», «Клиника «Мать и Дитя», «Звоните», и описания: «Ведущие врачи Барнаула в «Мать и Дитя». Передовые методики. Большой опыт. Звоните!», «Широкий спектр специалистов. Звоните!», однако, формулировки в рекламе: «аборты» и «прерывание беременности» не допускаются для размещения на площадке Google, что указано также в Правилах размещения рекламы в Google.

Из пояснений Google LLC, следует, что Google LLC формирует оконченный и готовый для показа пользователям вид рекламы из заголовков и описания, указанных клиентами в аккаунте Google Реклама.

На основании изложенного, Google LLC является конечным рекламопроизводителем, то есть лицом, осуществившим приведение информации в готовую форму для показа пользователям в поисковой системе Google.

Более того, согласно протоколу об административном правонарушении №25 от 30.06.2021г. Google LLC является также рекламораспространителем, поскольку Google LLC распространило рассматриваемую рекламную информацию с использованием площадки - интернет-сайт Google.

Таким образом, реклама услуг по искусственному прерыванию беременности в клинике «Мать и Дитя» в сети интернет, размещена с нарушением п.9 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования п.9 ст.7 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с материалами дела об административном правонарушении, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Google LLC (адрес: 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, USA).

22.03.2021г. Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, реклама «barnaul.mamadeti.ru/ Прерывание беременности – Клиника «Мать и Дитя Ведущие врачи Барнаула в «Мать и Дитя». Передовые методики. Большой опыт. Звоните! Широкий спектр специалистов. Звоните! Записывайтесь на прием», распространенная 26.11.2020г. в поисковой системе Google, признана ненадлежащей, не соответствующей требованиям п.9 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

В силу ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Google LLC объективно имело возможность по недопущению нарушения требований п.9 ст.7 Федерального закона «О рекламе», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к нарушению Федерального закона «О рекламе», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины или совершенной по неосторожности. У Google LLC имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, следовательно, в действиях Google LLC имеется вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Антимонопольным органом не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Google LLC и препятствующих исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, составляет действия лица, выражающиеся в нарушении законодательства о рекламе.

Непринятие Google LLC должных мер по соблюдению требований п.9 ст.7 Федерального закона «О рекламе» привело к нарушению законодательства РФ о рекламе, что образует оконченный состав административного правонарушения и влечет ответственность в соответствии с ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

30.06.2021г. протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя Google LLC, в присутствии представителя по доверенности б/н от 05.06.2019г. <...>, посредством ВКС. Копия протокола была направлена в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении, в адрес представителя по электронной почте. Google LLC копия протокола получена 12.07.2021г.

На рассмотрение дела представителем Google LLC представлены письменные объяснения, в которых указаны на следующие обстоятельства.

В соответствии с решением Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу №022/05/7-1079/2020, Google LLC признано рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, тогда как в протоколе № 25 об административном правонарушении Google LLC также признано рекламораспространителем, что, по мнению Google LLC, является незаконным. Кроме того, просит признать вменяемое правонарушение малозначительным, а также указывает основания для назначения наказания ниже минимального размера штрафа, установленного ст.14.3 КоАП РФ.

Рассмотрев представленное Google LLC объяснение, в совокупности с материалами и обстоятельствами дела, должностное лицо при принятии решения о назначении административного наказания не находит оснований для удовлетворения требований Google LLC о применении ст.2.9 КоАП РФ и прекращении производства по делу, а также для применения ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность наказания ниже низшего предела, установленного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, в связи с тем, что нарушение запрета на распространение рекламы медицинских абортов представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В части доводов о неправильном составлении протокола об административном правонарушении в связи с незаконным признанием Google LLC рекламораспространителем, должностное лицо, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, не находит оснований для прекращения производства по делу, поскольку все обстоятельства дела при составлении протокола установлены правильно, применены нормы законодательства, подлежащие применению, в том числе в части установления статуса субъекта рекламного рынка.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», вступление в силу решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей не является поводом к возбуждению административного производства, как это предусмотрено ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ в отношении вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела, в действиях Google LLC установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные ст.4.2 КоАП РФ, а именно добровольное устранение Google LLC до вынесения постановления по делу об административном правонарушении допущенного нарушения; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

признать Google LLC (1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, USA), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Получатель – УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ (АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ УФАС РОССИИ)

ИНН 2221022528

КПП 222501001

ОКТМО 01701000

Номер казначейского счета 03100643000000011700

Единый казначейский счет

Наименование банка – ОТДЕЛЕНИЕ БАРНАУЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК ТОФК 010173001

Код дохода 161 1 16 01141 01 0003 140

Назначение платежа: штрафы за нарушение законодательства о рекламе.

В поле платежного поручения «Назначение платежа» обязательно указывать: «штрафы за нарушение законодательства о рекламе», а также реквизиты настоящего документа (постановление №022/04/14.3-559/2021 от 12.08.2021).

В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет – 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе – 60 процентов.

Согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии со ст.30.1 и ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч.1 ст.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вынесения постановления – 12 августа 2021 года.

Дата направления копии постановления – 13 августа 2021 года.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

Врио руководителя управления

Советник ГГС РФ 1 класса <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны