Решение б/н Решение по делу от 10 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «МНПК «Биотики»

6-я Радиальная ул., д.24. ст.14

г. Москва, 115404

<...>

АРООП «Народный Контроль»

М. Горького ул., д.29, оф.430

г. Барнаул, 656056

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/24-234/2023

Решение изготовлено в полном объеме 5 мая 2023 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №022/05/24-234/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения рекламы лекарственного препарата «Элтацин» в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии заявителя - Алтайская региональная общественная организация потребителей «Народный Контроль» (далее – АРООП «Народный Контроль») - в лице исполнительного директора <...>,

в присутствии ООО «Медицинский научно-производственный комплекс «Биотики» (далее - ООО «МНПК «Биотики») - в лице представителя по доверенности б/н от 01.12.2021г. <...>, посредством ВКС,

УСТАНОВИЛА:

письмом исх.№ТН/14609/23 от 01.03.2023г. ФАС России наделила Алтайское краевое УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Медицинский научно-производственный комплекс «Биотики» (ИНН 7713100258) по факту распространения рекламы лекарственного препарата «Элтацин» в сети интернет, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.

03.02.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление АРООП «Народный Контроль» (г. Барнаул, Алтайский край) по факту распространения рекламы лекарственного препарата «Элтацин» в сети интернет с нарушением рекламного законодательства (вхд.№231058).

Из заявления следует, что при поиске в поисковой системе и интернет-портале Яндекс по словам «источник глутатиона», «ацетил-глутатион», «глутатион» показывается реклама лекарственного препарата Элтацин: «Элтацин – «источник» глутатиона. Повышает естественную выработку в организме глутатиона, природного антиоксиданта. Комплексное действие. Высокое качество». В доказательство заявителем представлены скриншоты от 29.11.2022г. с распространяемой рекламой.

Заявитель считает, что указание в рекламе «Элтацин – «источник» глутатиона» создает у потребителей ложное впечатление о наличии глутатиона в составе лекарственного препарата «Элтацин». Согласно инструкции по медицинскому применению в составе лекарственного препарата «Элтацин» не имеется глутатиона или компонентов, содержащих глутатион либо являющихся его источником, а также в показаниях инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Элтацин» таких свойств и характеристик как «источник глутатиона» не содержится.

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5, ч.6 ст.24 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 03.03.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «МНПК «Биотики», заявитель - АРООП «Народный Контроль». Рассмотрение дела назначено на 28.03.2023г.

ООО «МНПК «Биотики» представлены письменные пояснения, согласно которым Общество факт нарушения Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Элтацин» не признает.

Распространение рекламы лекарственного препарата «Элтацин» в сети интернет в ноябре 2022г. осуществлялось на основании оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» от 17.06.2022г., с соблюдением рекламодателем всех требований и положений, изложенных в указанном документе.

ООО «МНПК «Биотики» указывает, что в рекламном материале, а именно во фразах «Элтацин» - «источник» глутатиона», «Комплекс препарата способствует естественной выработке в организме глутатиона» не содержатся признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5, ч.6 ст.24 Федерального закона «О рекламе», то есть реклама не содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, а сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственного препарата «Элтацин» указано исключительно в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Согласно инструкции по применению лекарственный препарат «Элтацин» - это комбинированный препарат, который содержит смесь заменимых аминокислот: глицина, глутаминовой кислоты и цистина. Компоненты «Элтацина» являются регуляторами обмена веществ, повышающими внутриклеточную концентрацию глутатиона и активность глутатионзависимых ферментов, нормализующих окислительно-восстановительные процессы и утилизацию кислорода в тканях.

ООО «МНПК «Биотики», ссылаясь на словари В.И. Даля, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова и интернет-портала «Грамота.ру», считает, что в рассматриваемой рекламе слово «источник» имеет переносное значение: перен., чего. То, из чего исходит, возникает, проистекает что-нибудь; исходная причина, основа происхождения чего-нибудь; более того слово «источник» заключено в кавычки – графический знак, указывающий на коннотацию и одной из функций которого является метафорическая функция, то есть выделяется слово или выражение, имеющее переносное значение.

Фраза «Комплекс препарата способствует естественной выработке в организме глутатиона» по смыслу соответствует фармакологическим свойствам, указанным в инструкции по применению, а именно: «Компоненты Элтацина является регуляторами обмена веществ, повышающими внутриклеточную концентрацию глутатиона».

ООО «МНПК «Биотики», ссылаясь на п.2.2.2 Рекомендаций по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств от 07.11.2018г. (подготовлены при поддержке ФАС России), указывает, что информация о характеристиках терапевтического действия рекламируемого препарата, его лечебном эффекте, лечебных свойствах препарата, содержащаяся в рекламе, также может подтверждаться иными документами и источниками по применению.

Согласно многочисленным исследованиям и научным статьям, в норме синтез глутатиона в организме происходит из трех аминокислот, присутствующих в любой клетке. Глутатион является быстрорасходуемым веществом, которое вступает в реакцию различными реакционно-способными молекулами, тем самым проявляя свой антиоксидантный эффект. Однако, при этом происходит исчерпание внутриклеточного пула глутатиона, восполнение которого в норме должно происходить быстро и сильно зависит от имеющейся концентрации глицина, цистина и глутаминовой кислоты. Таким образом, дополнительное поступление в клетку указанных аминокислот, содержащихся в лекарственном препарате «Элтацин», способствует естественному синтезу (выработке) глутатиона.

Соответственно, фраза «Комплекс препарата способствует естественной выработке в организме глутатиона» не противоречит инструкции по применению. Более того, в рекламе лекарственного препарата «Элтацин» не сообщалось о дополнительных показаниях к применению, дозах, режимах дозирования, длительности терапии и других сведений, противоречащих инструкции по применению.

ООО «МНПК «Биотики» считает, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель с доводами ООО «МНПК «Биотики» не согласился, пояснив, что использование в рекламе фразы «Элтацин – «источник» глутатиона» может сформировать у потребителей впечатление, что глутатион входит в состав препарата «Элтацин», однако, в соответствии с инструкцией по применению в состав «Элтацин» входят три аминокислоты, которые потенциально могут стимулировать внутреннюю выработку в организме глутатиона, но индивидуально у каждого человека.

28.03.2023г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено до 19.04.2023г.

АРООП «Народный Контроль» к заседанию Комиссии письменно заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, назначенного на 19.04.2023г., на иную дату, в связи с занятостью в работе Совета Общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, назначенного на 19.04.2023г. в г. Москве, что подтверждается приложенной к ходатайству повесткой заседания.

19.04.2023г. Комиссией ходатайство АРООП «Народный Контроль» удовлетворено, рассмотрение дела отложено до 04.05.2023г.

АРООП «Народный Контроль» представлена письменная позиция относительно доводов и пояснений ООО «МНПК «Биотики», согласно которой заявитель считает его доводы не обоснованными по следующим основаниям:

  1. В отношении рекламной фразы «Элтацин -«источник» глутатиона» рекламодатель приводит довод о переносном значении слова «Источник» с примерами его использования в различных областях. Более того, рекламодатель отмечает, что слово «Источник» в рекламе заключено в кавычки -«графический знак, указывающей на коннотацию, одной из функций которого является метафорическая функция, т. е. выделяется слово или выражение, имеющее переносное значение».

Данный довод не исключат факт ненадлежащей рекламы в силу следующего:

- На фармацевтическом рынке (среди товаров аптечного ассортимента) присутствует значительное количество товаров, в состав которых входит «Глутатион», в связи с чем свойство этих товаров в регистрационных документах определяется как: «источник глутатиона». Этот относится, в частности, к специализированной пищевой продукции, биологически активным добавкам к пище, реализация которых, наряду с лекарственными препаратами, осуществляется в аптечных организациях (п.7 ст. 55 Федерального закона №61-ФЗ).

- В аптечном ассортименте помимо лекарственного препарат «Элтацин», имеющего комбинированный состав (глицин, глутаминовая кислота и цистин), присутствуют так же и монопрепараты, содержащие в качестве единственного действующего вещества - «глутатион» (в частности, ЛП «Глатион»). Данный факт свидетельствует о том, что на фармацевтическом рынке существует разные препараты, направленные на обеспечение адекватного уровня глутатиона в клетках организма как препараты, содержание аминокислоты, способствующие синтезу глутатиона, так и препараты - непосредственно содержащие глутатион.

Таким образом, у фармацевтических работников и потребителей аптечной продукции, фраза «источник глутатиона» может восприниматься в ее буквальном словесном значении - как указание на содержание в составе препарата действующего вещества - глутатиона.

- Использование же кавычек для слова «источник», т.е. «графического знака, указывающего на коннотацию, одной из функций которого является метафорическая функция...» - может, наоборот, ввести потребителей рекламы в заблуждение и не понимание - какое смысловое (переносное, вторичное) значение несет в себе слово «источник», заключенное в кавычки.

- Важную роль в восприятии рекламной информации имеет построение рекламной фразы. В рассматриваемом случае фраза «Элтацин - «источник» глутатиона» представлена как отдельное предложение в простой утвердительной форме, т.е. рекламодатель однозначно дает информацию в утвердительной форме, что ЛП Элтацин - это источник глутаиона. Данное обстоятельство также направлено на однозначное восприятие потребителями рекламы этой информации - наличие в составе ЛП Элтацин - глутатиона. ООО «МНПК «Биотики» в своих пояснениях, обозначая значение слова «источник», выбирает и приводит примеры, удобные для обоснования своей позиции. При этом не учитывается понимание этого слова обычными потребителями.

Потребители не являются лингвистами и не обладают специальными познаниями в области значений слов. Потребители при восприятии рекламы не перебирают всевозможные значения слов и в большинстве случае не знают их, а воспринимают рекламу буквально, а именно, если источник чего-либо, значит содержит в себе то, источником чего является.

Такое толкование слова является самым буквальным, очевидным, распространенным и в первую очередь приходящим на ум потребителю.

Как указывает ООО «МНПК «Биотики», источник - то, из чего исходит. Это и есть первостепенное значение слова в данном случае.

Из лекарственного препарата «Элтацин» глутатион не исходит, поскольку он не содержится в составе ЛП Элтацин. Ссылки ООО «МНПК «Биотики» на компоненты Элтацина, являющиеся регуляторами обмена веществ, повышающими внугриклеточную концентрацию глутатиона, не имеют значения, т.к. это происходит опосредованно, - т.е. компоненты Элтацина всего лишь регулируют обмен веществ, в результате которого может повышаться концентрация внутреннего глутатиона в организме.

Кавычки без разъяснения не воспринимаются потребителем и слово понимается буквально.

- Факт восприятия фразы «Элтацин - «источник» глутаиона» - как указания на наличие в составе препарата - действующего вещества - «Глутатион» подтверждается данными опроса потребителей путем письменных ответов респондентов методом анкетирования. Копия анкеты - прилагается.

2. В отношении рекламной фразы «Комплекс препарата способствует естественной выработке в организме глутатиона» рекламодатель заявляет, что она по смыслу соответствует фармакологическим свойствам, указанным в инструкции по применению, а именно: «Компоненты Элтацина являются регуляторами обмена веществ, повышающими внутриклеточную концентрацию глутатиона».

Данное пояснение спорно в части оценки рекламной информации на соответствие требованиям ч.6 ст.24 Закона «О рекламе»:

Фармакологические свойства лекарственного препарата - это комплекс изменений, которые происходят в организме под влиянием лекарства. Требование же ч.6 ст.24 Закона «О рекламе» определяет, что «Сообщение в рекламе о свойствах и характеристика лекарственных препаратов допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению таких объектов рекламирования».

В Инструкции по медицинскому применению лекарственный препарат «Элтацин» не показан для «выработки в организме глутатиона». Тем самым, используемые в рекламе фармакологические свойства препарата должны, по сути, указываться в сочетании с теми показаниями, которые определены в Инструкции. Это даст полное и достоверное рекламное информирование о лекарственном препарате.

04.05.2023г. Комиссия, изучив материалы дела, а также заслушав представителей АРООП «Народный Контроль» и ООО «МНПК «Биотики», пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к лекарственному препарату «Элтацин».

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная). Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей.

Согласно п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с ч.6 ст.24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

В соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата «Элтацин» (регистрационный номер ЛС-000499) в состав таблетки входят действующие вещества: глицин, глутаминовая кислота, цистин. В описании фармакодинамики указано: Элтацин – это комбинированный препарат, который содержит смесь заменимых аминокислот: глицина, глутаминовой кислоты и цистина. Компоненты Элацина являются регуляторами обмена веществ, повышающими внутриклеточную концентрацию глутатиона и активность глутатионзависимых ферментов, нормализующих окислительно-восстановительные процессы и утилизацию кислорода в тканях.

В инструкции не указано, что лекарственный препарат «Элтацин» содержит глутатион, а также является «источником» глутатиона и «повышает естественную выработку в организме глутатиона».

Согласно информации Территориального орган Росздравнадзора по Алтайскому краю, при подаче заявления о государственной регистрации лекарственного препарата, в соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», производителем лекарственного препарата в Минздрав России, в том числе, предоставляется проект инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата. В инструкции по медицинскому применению указываются основные характеристики лекарственного препарата; в инструкции по медицинскому применению к лекарственному препарату «Элтацин», утвержденной Минздравом России, производителем «Элтацин» не указано, что лекарственный препарат является «источником глутатиона» и, что данный препарат «повышает естественную выработку в организме глутатиона».

Более того, в соответствии с ч.2 ст.67 Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных препаратов, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств. Рекламные материалы о лекарственном препарате, отпускаемом без рецепта на лекарственный препарат, должны соответствовать инструкции по применению лекарственного препарата.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. При этом оценка рекламы осуществляется буквально с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав доводы сторон и проанализировав представленные материалы, приходит к выводу, что реклама: «Элтацин – «источник» глутатиона. Повышает естественную выработку в организме глутатиона, природного антиоксиданта. Комплексное действие. Высокое качество», распространена в поисковой системе «Яндекс» с нарушением п.2 ч.3 ст.5, ч.6 ст.24 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе сообщается о свойствах и характеристиках лекарственного препарата «Элтацин», вне пределов показаний, содержащихся в инструкции по применению лекарственного препарата.

В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.2 ч.3 ст.5, ч.6 ст.24 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Медицинский научно-производственный комплекс «Биотики» (ИНН 7713100258).

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Элтацин – «источник» глутатиона. Повышает естественную выработку в организме глутатиона, природного антиоксиданта. Комплексное действие. Высокое качество», распространенную в поисковой системе «Яндекс», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.6 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

  2. Вынести ООО «Медицинский научно-производственный комплекс «Биотики» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны