Решение (комиссия) №АК/5338/24 Решение от 18 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/01/44-1092/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2024 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2024

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>

рассмотрев дело № 022/01/44-1092/2024 по признакам нарушения администрацией Табунского района Алтайского края п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в создании МУП <...> с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные ч. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

10.08.2022 администрацией Табунского района Алтайского края принято постановление <...>«О создании муниципального унитарного предприятия <...> и утверждении его устава». 15.08.2022 внесена запись в ЕГРЮЛ о создании вышеуказанного предприятия, учредителем которого является муниципальное образование Табунский район Алтайского края в лице администрация Табунского района Алтайского края.

Частью 1 ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-фЗ «О защите конкуренции» предусмотрен общий запрет на создание (в том числе путем реорганизации) унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, установленных этой же статьей.

Указанной нормой предусмотрено, что запрет на деятельность унитарных предприятий не распространяется, в том числе, на унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сферах естественных монополий.

Перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий определен в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, к деятельности в сфере естественных монополий может быть отнесена деятельность <...>: «распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)»; «распределение воды для питьевых и промышленных нужд»; «сбор и обработка сточных вод» (п. 2.2 Устава).

Вместе с тем, согласно п. 2.2 Уставу <...> предприятие осуществляет виды деятельности, не относящиеся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ, а именно:

- «сбор неопасных отходов»;

«производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- «производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха»;

- «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе»;

- «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг»;

- «регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении».

Согласно уставу <...> унитарным предприятием предполагается осуществление иных видов деятельности, не относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ.

Кроме того, Уставом предусматривается право предприятия осуществлять виды деятельности, не поименованные уставом и не противоречащие законодательству Российской Федерации (п. 2.3 Устава).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с наличием в действиях администрации Табунского района Алтайского края, выразившихся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, в части создания <...> с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона № 135-ФЗ, признаков нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации Табунского района Алтайского края выдано предупреждение о необходимости принятия мер по приведению учредительных документов <...> в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона № 135-ФЗ) в срок до 28.02.2023 года.

В связи с поступившим в УФАС по Алтайскому краю ходатайством от администрации Табунского района Алтайского края (вх. № 231841 от 21.02.2023) срок исполнения предупреждения был продлен до 01.09.2023.

14.08.2023 в УФАС по Алтайскому краю поступило заявление от <...> (вх. № 8462/23 от 14.08.2023) по вопросу нарушения администрацией Табунского района Алтайского края антимонопольного законодательства при создании <...>.

По состоянию на 01.09.2023 предупреждение не исполнено.

13.09.2023 на основании приказа № 128/23 в отношении администрации Табунского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение дела назначено на 06.10.2023.

06.10.2023 на заседании Комиссии УФАС рассмотрен вопрос о целесообразности привлечения <...> к участию в деле в качестве заявителя, определением исх. № АК/7581/23 рассмотрение дела отложено до 07.11.2023.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дело было отложено до 08.12.2023 (определение исх. № АК/8605/23 от 10.11.2023).

08.12.2023 на заседании Комиссии УФАС принято решение о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица – <...>, рассмотрение дела отложено до 18.01.2024.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела было отложено до 12.02.2024 (определение исх. № АК/407/24 от 23.01.2024).

12.02.2024 на заседании Комиссии УФАС по рассмотрению дела №022/01/44-1092/2023 установлено, что документы, запрошенные определением исх. №АК/407/24 от 23.01.2024) у администрации Табунского района Алтайского края и <...> в УФАС по Алтайскому краю не поступили. Рассмотрение дела отложено до 12.03.2024 (определение исх. № АК/1297/24 от 15.02.2024).

12.03.2024 на заседание Комиссии УФАС по рассмотрению дела №022/01/44-1092/2023 <...>, представители администрации Табунского района Алтайского края, <...> не явились, к ВКС не подключились. Определением исх. № АК/2219/24 рассмотрение дела отложено до 05.04.2024.

05.04.2024 на заседании Комиссии УФАС представитель администрации Табунского района Алтайского края, среди прочего, пояснила, что решение о реорганизации<...> не принято. Определением исх. № АК/2944/24 рассмотрение дела отложено до 07.05.2024.

07.05.2024 администрацией Табунского района Алтайского края в адрес УФАС по Алтайскому краю направлены письменные пояснения с приложением копии постановления администрации Табунского района Алтайского края от 06.05.2024 № 130 «О внесении изменений в Устав муниципального унитарного предприятия <...>».

07.05.2024 Комиссией УФАС принято заключение об обстоятельствах дела №022/01/44-1092/2023. В связи с необходимостью изготовления заключения об обстоятельствах дела в полном объеме рассмотрение дела было отложено до 03.06.2024.

03.06.2024 в связи с неполадками в работе в системе ВКС и необходимостью обеспечения участия сторон в рассмотрении дела Комиссией УФАС принято решение об отложении дела до 10.06.2024.

10.06.2024 на заседании Комиссии УФАС представитель администрации Табунского района Алтайского края пояснила, что в учредительные документы <...> были внесены изменения по исключению из видов экономической деятельности предприятия видов деятельности, не относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, соответствующие изменения также направлены и ИФНС.

10.06.2024 заслушав доводы представителя администрации Табунского района Алтайского края, изучив документы, представленные сторонами, а также изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона N 135-ФЗ, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 (далее - Положение о территориальном органе ФАС России), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе - за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства (пункт 6.1.1 Положения о территориальном органе ФАС России).

27.12.2019 года был принят Федеральный закон N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Начало действия документа - 08.01.2020 г.

Законом N 485-ФЗ введен с 08.01.2020 г. общий запрет на создание унитарных предприятий и определен закрытый перечень исключений из общего запрета.

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 и пунктом 3 статьи 1 Закона N 485-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон N 161-ФЗ) и в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), устанавливающие исключительные случаи создания унитарных предприятий.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 161-ФЗ и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 указанной статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом установлено, что к деятельности в сфере естественных монополий может быть отнесена деятельность <...>: «распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)»; «распределение воды для питьевых и промышленных нужд»; «сбор и обработка сточных вод» (п. 2.2 Устава).

Вместе с тем, согласно п. 2.2 Уставу <...> предприятие осуществляет виды деятельности, не относящиеся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ, а именно:

- «сбор неопасных отходов»;

«производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- «производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха»;

- «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе»;

- «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг»;

- «регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении».

Кроме того, Уставом предусматривается право предприятия осуществлять виды деятельности, не поименованные уставом и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Следовательно, нарушение органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, уполномоченными на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, запрета, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для квалификации указанных действий как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия администрации Табунского района Алтайского края, выразившиеся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания <...> с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, привели к нарушению п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией УФАС установлено, что 06.05.2024 на основании постановления администрации Табунского района Алтайского края в Устав <...> внесены изменения, в п. 2.2 Устава изложен в следующей редакции: «2.2 Для достижения указанной цели Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); Распределение воды для питьевых и промышленных нужд; Сбор и обработка сточных вод.».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.06.2024 основным видом деятельности <...> является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами деятельности являются распределение воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбор и обработка сточных вод.

В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения администрацией Табунского района Алтайского края внесены изменения в устав <...> выдавать предписание нецелесообразно.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации Табунского района Алтайского края, выразившиеся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания <...> с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, нарушившими п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Предписание не выдавать.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2024-6279

 

 

Связанные организации

Администрация Табунского района
ИНН 2276002841, ОГРН 1022202239300