Решение (комиссия) №АК/5215/23 Решение от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-784/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2023 г. г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2023 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

Б – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

С – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

от заявителя – ООО «Торговый дом «Транс-Ойл» (ИНН 0411155240, ОГРН 1110411001788) – не явились, к ВКС не подключились;

от заказчика – МУП «Торговые сети Топчихинского района» (ИНН 2279007005, ОГРН  1152201000588) –  (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Транс-Ойл» (вх. № 7387-ЭП/23, вх. № 7388-ЭП/23 от 13.07.2023) на действия заказчика – МУП «Тепловые сети Топчихинского района Алтайского края» при проведении закупки № 32312503683 «Поставка угля на отопительный период 2023-2024», в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Транс-Ойл» (вх. № 7387-ЭП/23, вх. № 7388-ЭП/23 от 13.07.2023) на действия заказчика – МУП «Тепловые сети Топчихинского района Алтайского края» при проведении закупки № 32312503683 «Поставка угля на отопительный период 2023-2024».

Из содержания жалобы следует, что 20.06.2023 на сайте в ЕИС размещено извещение № 32312503683 о проведении аукциона в электронной форме на поставку угля на отопительный период 2023-2024. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2782776 заявка ООО «ТД «Транс-Ойл» признана несоответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию: «Непредставление обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике закупки. В соответствии с п. 11 Документации (абз. 1), абз. ж) п. 17 Документации качество товара должно быть подтверждено сертификатом (паспортом) качества производителя, иными документами по качеству в соответствии с действующим законодательством РФ.». При этом, по мнению подателя жалобы, абз. 1 п. 11 Документации установлены исключительно требования к качеству товара, требования к составу и/или содержанию заявки на участие в закупке в данном абз. п. 11 Документации не установлено. По мнению подателя жалобы, решение закупочной комиссии нарушает Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

21.07.2023 на заседании Комиссии УФАС представитель заказчика представила документы, письменные возражения и, среди прочего, пояснила, что в п. 14 Документации «Требования к описанию участниками закупки в заявках поставляемого товара, который является предметом закупки…» указано, что в случае несоответствия заявки участника требованиям, установленным в п. 11 документации о проведении процедуры аукциона в электронной форме, закупочная комиссия принимает решение о несоответствии заявки электронной форме, закупочная комиссия принимает решение о несоответствии заявки требованиям документации и отклоняет такие заявки. Описание участником закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги осуществляется в соответствии с формой 1 и приложениями к форме 1 настоящей документации исходя из требований в отношении продукции, установленных в настоящей документации. ООО «ТД «Транс-Ойл» в своей заявке описал конкретные технические характеристики поставляемого товара, но не подтвердил их документами, на основании которых получены такие данные о товаре, что противоречит требованиям, установленным в п. 11 Документации.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

20.06.2023 на сайте в ЕИС размещено извещение № 32312503683 о проведении аукциона в электронной форме на поставку угля на отопительный период 2023-2024.

Место подачи заявок - Электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru).

Дата начала срока подачи заявок - 20.06.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 10.07.2023 23:00.

Дата подведения итогов - 14.07.2023.

Пунктом 11 Документации о закупке «Требование к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика» установлено следующее требование к качеству: «Соответствие качества Товара должно быть подтверждено следующими документами в соответствии с законодательством Российской Федерации: - сертификатом (паспортом) качества производителя, другими документами по качеству, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Все документы должны быть заверены надлежащим образом.».

Пунктом 13 Документации о закупке «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению» установлено, среди прочего, что «Заявка подается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника по Форме 1 приложения № 1 к документации о проведении аукциона в электронной форме и должна содержать: б) предложение участника в отношении объекта закупки (в случае если объектом закупки является поставка товара) с указанием наименования товара, организационно-правовой формы и наименования производителя товара, предложения о цене договора, о цене единицы Товара, конкретных технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) Товаров (за исключением случаев, если иное предусмотрено нормативными документами и/или иной технической документацией/информацией производителя Товара). Предложение участника должно быть составлено в соответствии с требованиями по описанию предлагаемого Товара и инструкцией по заполнению приложения № 1 к форме 1.». «Все документы, входящие в состав заявки, должны быть подготовлены на русском языке.

Заявка должна быть составлена в соответствии с требованиями по заполнению форм, указанными в документации о проведении аукциона в электронной форме.

Состав заявки на участие в аукционе в электронной форме (Приложение №1 к документации о проведении аукциона в электронной форме):

- Форма 1 «Заявка»;

- Приложение №1 к Форме 1 «Предложение участника в отношении объекта закупки (если объектом закупки является поставка товара)»;

- Приложение №2 к Форме 1 «Пояснительная записка»;

- Приложение № 3 к Форме 1 «Декларация соответствия»;

- Приложение № 4 к Форме 1 «Анкета участника».

Инструкция по заполнению заявки:

Участник заполняет все поля заявки по Форме 1 (согласно Приложения №1 к документации о проведении аукциона в электронной форме). При заполнении заявки участником должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Сведения, которые содержатся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных (неоднозначных) толкований.

Приложение № 1 Форма 1:

- в столбце 2 формы 1 указывается точное торговое наименование Товара, Товарный знак (в случае его наличия);

- в столбце 3 формы 1 заявки указывается производитель Товара (указать организационно-правовую форму и полное наименование производителя товара);

- в столбце 4 формы 1 заявки указывается единица измерения Товара (в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ));

- в столбце 5 формы 1 заявки указывается количество Товара;

- конкретные характеристики, параметры предлагаемых к поставке Товаров, в полном объеме в соответствии с требованиями установленными заказчиком в документации о проведении аукциона в электронной форме;

- если характеристики и требования к товару, установленные заказчиком, сопровождаются словами «не более», «не менее», «от – до» и проч., то участником размещения заказа указываются конкретные, точные характеристики, параметры предлагаемых к поставке товаров.

Приложение № 3 к форме 1:

В столбце 2 Таблицы «Декларация соответствия» участник указывает по каждому пункту: «Соответствую указанному пункту» или «Не соответствую указанному пункту».

Пунктом 14 Документации о закупке установлено, что участник описывает поставляемый Товар в соответствии с Приложением №1 к Форме 1, а выполняемую работу, оказываемую услугу в соответствии с Приложением 2 к Форме 1 «Пояснительная записка» согласно требованиям указанным в п.8 документации о проведении аукциона в электронной форме. В случае несоответствия заявки участника требованиям, установленным в п.11 документации о проведении процедуры аукциона в электронной форме, закупочная комиссия принимает решение о несоответствии заявки требованиям документации и отклоняет такие заявки.

Абзацем «ж» пп. 1 п. 17 Документации о закупке установлены требования к участникам закупки, а именно: наличие необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.

Комиссией УФАС установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2782776 от 11.07.2023 заявка ООО «ТД «Транс-Ойл» признана несоответствующей требованиям по следующему основанию: «Непредставление обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике закупки. В соответствии с п. 11 Документации (абз. 1), абз. ж) п. 17 Документации качество товара должно быть подвержено сертификатом (паспортном) качества производителя, иными документами по качеству в соответствии с действующим законодательством РФ.

Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пп. 1).

Возможность установления заказчиком требования о наличии в составе заявки тех или иных документов прописана в Положении о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика.

Так, согласно пп. 2 п. 6.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «ТС «Топчихинского района» участники подают заявки в форме электронного документа на участие в конкурентных закупках на электронной площадке. Примерная форма заявки на участие в конкурентных закупках может указываться в типовой документации. Заявка на участие в конкурентных закупках должна содержать всю указанную заказчиком в документации информацию, а именно: в случаях, предусмотренных документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

Согласно ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю её принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Совокупность вышеуказанных норм действующего законодательства, запрета, установленного пп. 2 п. 6.1 Положения о закупке товаров, п. 13 Документации о закупке «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению» не содержит требования о необходимости предоставления в составе заявки, документов, предусмотренных п. 11 документации позволяет Комиссии УФАС прийти к выводу, что действия заказчика (закупочной комиссии) по признанию заявки ООО «ТД «Транс-Ойл» несоответствующей требованиям закупочной документации являются необоснованными.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в связи с тем, что положения Закона о закупках в действующей редакции не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а Документацией о закупке не предусмотрено наличие в составе заявки декларации соответствия предполагаемого к поставке товара (сертификата соответствия), действия заказчика (закупочной комиссии) по признанию заявки ООО «ТД «Транс-Ойл» несоответствующей требованиям закупочной документации приводят к нарушению принципа осуществления закупочной деятельности, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Транс-Ойл» (ИНН 0411155240, ОГРН 1110411001788) – обоснованной.

  2. Выдать заказчику (закупочной комиссии) предписание об устранении порядка проведения закупки.

  3. Передать материалы жалобы ответственному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

<...>

<...>

 

 

 

 

<...>

<...>

 

 

 

2023-4483

 

 

Связанные организации

МУП "Тепловые сети Топчихинского района"
ИНН 2279007005, ОГРН 1152201000588
ООО "ТД "Транс-Ойл"
ИНН 0411155240, ОГРН 1110411001788