Решение №4965/9 Жалоба ООО «Михайловский Содовый Комбинат» (вх. № 2212126 от... от 26 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/10/18.1-934/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2022                                                               г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено  26  декабря 2022

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти;

Б<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Михайловский Содовый Комбинат» (<...>) –<...> (по доверенности), участие обеспечено путем видеоконференции;

от организатора торгов – Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (<...>) – <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Михайловский Содовый Комбинат» (вх. № 2212126 от 05.12.2022) на действия организатора торгов - Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении торгов на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение № 22000163290000000004) , в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Михайловский Содовый Комбинат» (вх. № 2212126 от 05.12.2022) на действия организатора торгов - Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении торгов на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение № 22000163290000000004).

Из содержания жалобы следует, что 31.10.2022 организатором торгов – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на официальном сайте в сети «Интернет» https://torgi.gov.ru размещено извещение № 22000163290000000004 о проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края по лотам № 1-9. При этом, при подготовке заявки на участие в оспариваемом конкурсе заявитель не смог определить какие именно виды водных биологических ресурсов обитают в границах выставленных на конкурс рыболовных участков и подлежат промышленной добыче (вылову). 11.11.2022 ООО «Михайловский Содовый Комбинат» направило организатору торгов запрос на разъяснение конкурсной документации, в части вопроса о том, какие виды водных биологических ресурсов обитают в границах каждого из выставленных на конкурс рыболовных участков, сформированных по озёрам (лоты 3-9). 17.11.2022, с нарушением срока, установленного п. 6.1 конкурсной документации, организатором торгов размещены на официальном сайте разъяснения, в которых также, по мнению заявителя, не были указанные конкретные виды водных биологических ресурсов, в разъяснениях было указано, что «виды и объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, ежегодно определяется Федеральным агентством по рыболовству». В связи с тем, что ни в извещении, ни в конкурсной документации не содержатся предусмотренные пп. «б» п. 17 Правил  проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264, далее – Правила № 264) сведения о рыболовном участке с указанием видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, действия организатора торгов нарушают порядок организации и проведения торгов и нарушают права и законные интересы ООО «Михайловский Содовый Комбинат».

13.12.2022 на заседании Комиссии УФАС представитель заявителя настаивал на доводах жалобы.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от организатора поступили письменные возражения.

На заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов пояснил, среди прочего, что согласно ч. 5 ст. 16 от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.

Общий допустимый улов водных биоресурсов – научно обоснованная  величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, устанавливается с учетом особенностей данного вида.

В Алтайском крае не обитают виды водных биоресурсов включенных в Перечень водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биологических ресурсов, утвержденный приказом Минсельхоза России от 08.09.2021 № 618. Соответственно в Алтайском крае промышленное рыболовство осуществляется только в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, поэтому Росрыболовство ежегодно для всех водоемов Алтайского края определяет виды водных биоресурсов и общие объемы их добычи (вылова) в соотношении категорий водоемов (озера, реки, водохранилища) на каждый календарный год (промысловой сезон). Результаты прогнозных исследований в части водных биологических ресурсов, общий допустимый улов, которых не устанавливается, ежегодно размещаются Федеральным агентством по рыболовству на своем сайте и направляются в бассейновые территориальные управления и в субъекты Российской Федерации для организации рыболовства по соответствующим видам водных биоресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водных объектах Российской Федерации заключаются договоры пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, в объемах добычи (вылова) определенных прогнозными исследованиями и рекомендованных Федеральным агентством по рыболовству.

Исключением из данной позиции служит ч. 3 ст. 19.1 Закона о рыболовстве, согласно которой, в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 настоящего Федерального закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Исходя из практики организации промышленного рыболовства и требованиям законодательства и сохранении водных биологических ресурсов при проведении конкурсов на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в Алтайском крае в 2022 году в конкурсной документации было установлено, что «виды водных биологических ресурсов и объемы их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству».

В соответствии с ч. 141 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок рассмотрения жалобы продлен, рассмотрение жалобы назначено на 21.12.2022.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заявителя поступили письменные дополнения к жалобе, из содержания которых следует, что Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края в заседание Комиссии УФАС не представлена научно-обоснованная информация (сведения) о конкретных видах водных биологических ресурсах, которые имеются на выставленных на конкурс рыболовных участках и подлежат промышленной добыче (вылову) и будут указаны в договорах пользования рыболовными участками. Отсутствие такой информации у организатора торгов является грубым нарушением действующего законодательства о рыболовстве, что подтверждается представлением от 25.01.2022 № 02-25-2022 об установлении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, вынесенным Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой.

Для изучения дополнения к жалобе и подготовки письменного отзыва организатором торгов в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 ч. 00 мин. 22.12.2022г.

Комиссией УФАС заявителю предложено предоставить пояснения с нормативно-правовым обоснованием о том, как отсутствие в извещении о проведении оспариваемой процедуры указания на конкретные виды водных биологических ресурсов влияет на конкуренцию среди участников (потенциальных участников) торгов.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заявителя поступили письменные пояснения, которые также были озвучены в заседании Комиссии, из содержания пояснений следовало, что отсутствие в извещении о проведении конкурса указания на конкретные виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовных участков, влечёт неопределенность в предмете конкура (лотов), который должен содержать все сведения, предусмотренные п. 17 Правил № 264. Применительно к оспариваемой процедуре отсутствие в извещении указания на конкретные виды водных биологических ресурсов привело к отсутствию заявок по лотам № 1 и № 9, поскольку не понятно, что можно добывать на этих участках. Именно по причине отсутствия информации о конкретных видах водных биологических ресурсов ООО «Михайловский Содовый Комбинат» не смогло подать заявки на рыболовные участки (лоты), сформированные по озёрам.

Представитель организатора торгов поддержал доводы, изложенные ранее, представил дополнительные письменные пояснения, из содержания которых следует, что единственным нормативным правовым актом является ежегодный приказ Росрыболовства. Только на основании данного нормативного правого акта все заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в рыбохозяйственной отрасли могут апеллировать самыми актуальными научными данными.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

31.10.2022 на официальном сайте https://torgi.gov.ru организатором торгов – Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края размещено извещение № 22000163290000000004 о проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края по лотам № 1-9.

Дата и время начала подачи заявок: 01.11.2022 10:00 часов.

Дата и время окончания подачи заявок: 14.12.2022 10:00 часов.

Вскрытие конвертов: 14.12.2022 в 10:00 часов.

Дата рассмотрения заявок – 17.01.2023.

Оценка и сопоставление допущенных к участию в конкурсе заявок, подведение итогов состоится 27.01.2023.

Договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства заключается на срок – 15 лет (п. 3 извещения).

Пунктом 6.1 конкурсной документации установлено, что заявитель вправе направить (в письменной форме) организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации до окончания установленного срока приема заявок. В течение 2 рабочих дней такое разъяснение должно быть размещено организатором конкурса на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания заявителя. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.

Аналогичное установлено п. 24 Правил № 264.

Комиссией УФАС установлено, что 11.11.2022 ООО «Михайловский Содовый Комбинат» организатору торгов на адрес электронной почты: mail@minprirody.alregn.ru направлен запрос на разъяснение конкурной документации.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте https://torgi.gov.ru в разделе «запросы/разъяснения» карточки оспариваемых торгов запрос разъяснений поступил – 15.11.2022, ответ дан – 17.11.2022.

Учитывая, что запрос на разъяснение документации был направлен заявителем 11.11.2022 в 14:53 и 11.11.2022 в 15:29 на адрес электронной почты с адреса mail@minprirody.alregn.ru пришло сообщение «Ваше сообщение было отображено на компьютере адресата», а разъяснения размещены только 17.11.2022, Комиссия УФАС приходит к выводу, что организатором торгов нарушен п. 6.1 конкурсной документации и п. 24 Правил № 264.

Кроме того, Комиссией УФАС установлено, что промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона, а в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 19.1 Закона о рыболовстве).

В случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 настоящего Федерального закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 19.1 Закона о рыболовстве).

В силу положений статьи 33.3 данного Федерального закона договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, по договору пользования рыболовным участком одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке. В договоре пользования рыболовным участком указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 утверждена также форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

Согласно формы примерного договора в предмет торгов, помимо прочего, входит указание на виды водных биологических ресурсов, обитающих в  границах  рыболовного участка.

Так, пп. «б» п. 17 Правил № 264 установлено, что в извещении о проведении торгов, среди прочего, должен быть указан предмет конкурса (лот), в том числе сведения о рыболовном участке, включая его местоположение с указанием наименования муниципального образования, на территории которого сформирован рыболовный участок или к территории которого прилегает рыболовный участок, площади, границ, видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, а также видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, доля рыболовного участка в общем количестве рыболовных участков для осуществления промышленного рыболовства и сформированных в установленном порядке до 31 декабря 2018 г. рыбопромысловых участков для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства, либо соотношение его суммарной площади к общей суммарной площади таких участков, расположенных на территории этого муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования, цели использования рыболовного участка и ограничения, связанные с его использованием.

В силу п. 19 Правил № 264 организатором конкурса разрабатывается и утверждается конкурсная документация, которая должна содержать, в том числе сведения, указанные в извещении (пп. «а» п. 20 Правил № 264).

Комиссией УФАС установлено, что п. 1 извещения «Предмет конкурса» содержит следующую информацию: «Предмет конкурса – право на заключение договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края. Виды водных биологических ресурсов и объем их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству (аналогичное также указано в п. 1.2 конкурсной документации, и в извещениях по каждому лоту в разделе «характеристики лота»). Сведения о рыболовном участке, включая его местоположение с указанием муниципального образования, площадь (размер), границы, соотношение его площади к общей площади рыболовных участков, цели использования рыболовного участка, начальная цена лота, указаны в приложении 1 к настоящему документу, являющимися неотъемлемой частью извещения.

Приложением № 3 к конкурсной документации утвержден проект договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, в разделе I которого, в предмете договора также указываются «Виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовного участка:…».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о рыболовстве водные биологические ресурсы  - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

В рассматриваемой ситуации организатором торгов в извещении, в том числе по каждому лоту отдельно, конкурсной документации оспариваемых торгов не указаны виды водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.

При этом, ссылка организатора торгов в извещении, в конкурсной документации оспариваемых торгов о том, что «Виды водных биологических ресурсов и объем их добычи (вылова) ежегодно рекомендуются Федеральным агентством по рыболовству» не может быть расценена как исполнение требований пп. «б» п. 17 Правил № 264, так как указанная ссылка не содержит указание на виды водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в том числе, в извещении по каждому лоту отдельно.

Кроме того, перечень видов водных ресурсов на 2022 год, определенный приказом Росрыболовста от 30.11.2021 № 729, на который в заседании Комиссии УФАС ссылается представитель организатора торгов, не содержит указание на ряд районов рыболовных участков, являющихся предметом торгов.

Информация, содержащаяся в извещении, конкурсной документации должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) торгов; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников торгов о предмете торгов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Организатор конкурса, размещая информацию об оспариваемом конкурсе не в полном объеме и не представляя в составе извещения, конкурсной документации всей информации о предмете торгов для ее изучения, в части видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, создает правовую неопределенность  и нарушает права потенциальных претендентов и участников конкурса, лишая их возможности сформировать свои предложения (заявки для участия в конкурсе) и определиться с выбором рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства, что приводит к нарушению порядка организации и проведения торгов, предусмотренного пп. «б» п. 17 Правил № 264, и нарушению ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Михайловский Содовый Комбинат» <...>) – обоснованной.
  2. Выдать организатору торгов предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов.
  3. Передать материалы жалобы уполномоченному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...>

 

                                                                                                                                    <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны