Решение №1862/9 Жалоба ООО «Алт Авто Партс» (вх. № 204991 от 16.04.2020) на ... от 27 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-296/2020

 

22 апреля 2020 г.                                                                                                                         г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Зам. председателя Комиссии:

С<...>– заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

О<...> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<....> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от ООО «Алт Авто Партс» (ИНН 22222846278, ОГРН 1162225065133) – Х<...> (по доверенности от 20.04.2020);

 от ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» (ИНН 2269008200, ОГРН 1032202269395 ) - Л<...> (по доверенности от 25.09.2019), Ш<...> (по доверенности от 19.07.2019);

от КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» (ИНН 2224164425, ОГРН 1142224000225) - Ж<....> (по доверенности от 24.10.2019);

от комиссии по осуществлению закупок – не явились (уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «Алт Авто Партс» (вх. № 204991 от 16.04.2020) на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку инертных материалов (извещение № 32008978934), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Алт Авто Партс» (вх. № 204991 от 16.04.2020) на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку инертных материалов (извещение № 32008978934).

Из содержания жалобы следует, что 12.03.2020 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов размещено информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку инертных материалов (извещение № 32008978934).

Окончание срока подачи заявок – 09.04.2020 в 11 ч. 00 мин. МСК.

08.04.2020 ООО «Алт Авто Партс» направило заявку на участие в оспариваемом аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2020 закупочной комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО «Алт Авто Партс» требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе, в связи с отсутствием в составе заявки электронного документа о сведениях из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется  в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с ч. 3 ст. 4 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению подателя жалобы, отклонение заявки участника по указанному основанию нарушает порядок проведения торгов, установленный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ», документацией о проведении оспариваемого аукциона.

ООО «Алт Авто Партс» не представило в форме электронного документа сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а представило данные сведения на бумажном носителе в электронной копии документа (п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), таким образом, данное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, не может быть условием для отклонения заявки ООО «Алт Авто Парст» от участия в аукционе.

На заседании Комиссии УФАС представитель ООО «Алт Авто Партс» на доводах жалобы настаивал.

Ко дню заседания Комиссии УФАС в адрес антимонопольного органа от КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» и ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» поступили письменные возражения с приложением подтверждающих документов.

Представитель КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края», помимо прочего, пояснила, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение л закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст. 3 Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 18.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» заявка участника признается несоответствующей и участник не допускается к участию в открытом запросе предложений, среди прочего, при условии: п. «а» непредставления информации и (или) представления недостоверной информации и (или) документов, в том числе об участнике закупки, представление которых предусмотрено извещением и (или) документацией об открытой закупке.

Пунктом 8.2.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» предусмотрено, что, в случае, если участниками закупки могут быть только лица, указанные в подпунктах «а», «б», «в» п. 4 Постановления правительства российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц», то заказчик вправе установить в документации о закупке квалификационные и дополнительные требования к участникам закупки.

Для соответствия установленному требованию участник в составе заявки подает документы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявка ООО «Алт Авто Партс» отклонена от участия в аукционе в электронной форме по следующему основанию: «участником аукциона в электронной форме не представлены документы и (или) информация, представление которой предусмотрено п. 13.4.2.3 Положения о закупке и п. 11.4 (10) документации о проведении аукциона в электронной форме. В составе заявки участника отсутствуют документы подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 19.1 документации, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (В составе заявки участника не предоставлены в форме электронного документа сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащие информацию об участнике закупки, или декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства)».

Сведения, предоставленные участником закупки в составе заявки, не являются надлежащим документом.

Исходя из требований документации участник закупки должен представить в форме электронного документа сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащие информацию об участнике закупки, или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Участник в составе заявки представил информационную бумагу, заполненную в произвольной форме, что стало причиной для его отклонения.

Представители ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» доводы КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» поддержали.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с правилами ст. 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 ч. 10. ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется, среди прочего, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба ООО «Алт Авто Партс» соответствует требованиям ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

12.03.2020 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов размещено информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку инертных материалов (извещение № 32008978934).

Окончание срока подачи заявок – 09.04.2020 в 11 ч. 00 мин. МСК.

Согласно п. 13.4. 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» для участия в аукционе в электронной форме участник закупки подает заявку на участие в таком аукционе оператору ЭП согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке и в срок, которые установлены аукционной документацией, посредством использования функционала ЭП в соответствии с регламентом работы ЭП.

Заявка, подаваемая участником на участие в аукционе в электронной форме, состоит из двух частей. Ценовое предложение подается участником в ходе проведения аукциона (п. 13.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ»).

Пунктом 13.4.2.3. вышеназванного Положения установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме (в зависимости от предложения участника и установленных требований в извещении и документации) должна содержать, среди прочего, документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с пунктами 8.2.6 Положения, согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (при наличии требования в документации).

Подпунктом 10 п. 11.4 документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме (в зависимости от предложения участника и установленных требований в извещении и документации) должна содержать, среди прочего, документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с пунктами 19.1 документации, согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (при наличии требования в документации).

Пунктом 19.1 документации об аукционе установлено ограничение в отношении участников закупки. Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 11.5 документации об аукционе все документы, направляемые участником закупки в электронной форме, должны быть отсканированы с разрешением не менее чем 200 dpi. Предоставление документа в нечитаемом виде равноценно отсутствию соответствующего документа и является основанием признания данной заявки несоответствующей требованиям и неподлежащей рассмотрению комиссией.

Требование к форме документов, предусмотренных пп. 10 п. 11.4 документацией об аукционе не предусмотрено.   

Комиссия по осуществлению закупок на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным аукционной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим разделом, аукционной документацией (п. 13.7.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ»).

В соответствии с п. 13.7.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Западное ДСУ» заявка на участие в аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией:

1) в случае непредставления документов и информации, которые участник обязан представить во второй части заявки в соответствии с требованиями аукционной документацией, либо их несоответствие требованиям, установленным аукционной документацией;

2) в случае наличия в документах и информации, представленных участником закупки недостоверной информации;

3) в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным аукционной документацией (при наличии таких требований);

4) в случае содержания во второй части заявки сведений о ценовом предложении.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок для аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32008978934 от 14.04.2020 заявка с порядковым номером 4 (ООО «Алт Авто Партс» отклонена по следующему основанию: «несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Заявка на участие в аукционе в электронной форме признана не соответствующей требованиям, установленным в документации о проведении аукциона в электронной форме по следующему основанию: участником аукциона в электронной форме не представлены документы и (или) информация, предоставление которой предусмотрено п. 13.4.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика и п. 11.4 (10) документации о проведении аукциона в электронной форм. В составе заявки участника отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 19.1 документации, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

При осуществлении закупки в электронной форме сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация включаются в состав заявки на участие в закупке в форме электронного документа (п. 12 вышеуказанного Постановления).

Пунктом 14(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в следующих случаях:

а) отсутствие сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации;

б) несоответствие сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Таким образом, заказчик вправе отклонить заявку исключительно в случае отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации.

Согласно представленных в антимонопольный орган документов, а также согласно пояснениям сторон, Комиссией УФАС установлено, что в составе заявки на участие в оспариваемой закупке ООО «Алт Авто Парт» представлена «Декларация о соответствии статусу субъекта малого и среднего предпринимательства». Из текста указанной декларации следует, что общество подтверждает включение ООО «Алт Авто Партс» в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствие общества статусу субъекта малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

ООО «Алт Авто Парт» не является вновь созданным юридическим лицом и сведения о нем подлежали включению в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комиссией УФАС установлено, что такие сведения на официальном сайте налогового органа (https://rmsp.nalog.ru) в отношении общества на момент отклонения его заявки были размещены.

Общество представило информацию о соответствии статусу субъекта малого и среднего предпринимательства с указанием даты и органа внесшего запись в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и оснований сомневаться в ее достоверности у комиссии по осуществлению закупок не имелось в силу предусмотренного ч. 5 ст. 10 ГК РФ принципа презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений, тем более учитывая наличие соответствующих сведений об обществе в реестре.

По смыслу п. 14(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в случае отсутствия актуальных сведений в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, основанием для допуска заявки участника является представление им соответствующей декларации.

В то же время, наличие сведений об участнике в соответствующем в реестре, не может служить основанием для отклонения его заявки участника по причине представления им некорректно оформленной декларации.

Такие действия заказчика противоречат как положениям ч. 1 ст. 10 ГК РФ, так и общим принципам закупочной деятельности, установленным ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При наличии сведений в общедоступных источниках, позволяющих комиссии по осуществлению закупок самостоятельно проверить наличие тех или иных сведений, в принципе лишает закупочную комиссию правовых и фактических оснований для отклонения заявок по причине непредставления участниками соответствующих сведений, либо в случае предоставления таких сведений в некорректной форме.

Таки образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок по признанию заявки ООО «Алт Авто Партс» не соответствующей требованиям документации об аукционе и ее отклонению нарушают порядок проведения торгов, а именно пп. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также п. 14(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Алт Авто Партс» (ИНН 22222846278, ОГРН 1162225065133) обоснованной.
  2. Выдать комиссии по осуществлению закупок предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов путем отмены протокола рассмотрения вторых частей заявок для аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32008978934 от 14.04.2020 и итогового протокола аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32008978934 от 14.04.2020.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Зам. председателя Комиссии                                                                                                   <...> С

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...> О

 

                                                                                                                                        <....> Б

Связанные организации

Связанные организации не указаны