Решение №3486/9 Жалоба №227657 от 16 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-536/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2022 г.                                      г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 16 августа 2022 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

Ко<...>.– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

Б<...> – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

<...>. – главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок,

от заявителя – ООО «Служба судебно-правового взыскания» (ИНН 5404048840, ОГРН 1165476201384) – <...>. (по доверенности) с использованием системы ВКС;

от заказчика – ООО «Спецобслуживание плюс» (ИНН 2204068025, ОГРН 1132204008078) – <...> (по доверенности) с использованием системы ВКС;

рассмотрев жалобу ООО «Служба судебно-правового взыскания» (вх. № 227657 от 28.07.2022), в том числе, поступившую из ФАС России (вх. № 227727 от 02.08.2022), на действия заказчика – ООО «Спецобслуживание плюс» при проведении конкурса на «Оказание услуг по досудебному взысканию задолженности потребителей – физических лиц за вывоз твердых коммунальных отходов» (закупка № 32211553213), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Служба судебно-правового взыскания» на действия заказчика – ООО «Спецобслуживание плюс» при проведении конкурса на «Оказание услуг по досудебному взысканию задолженности потребителей – физических лиц за вывоз твердых коммунальных отходов» (закупка № 32211553213).

Из содержания жалобы следует, что заказчиком, в нарушение ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в п. 12 закупочной документации установлены требования к участнику закупки, которые ограничивают доступ к участию в закупке: «Выполнение участником закупки в качестве Исполнителя не менее 5 (пяти) договоров (контрактов) в период с 01.01.2019 г. до даты размещения извещения о настоящей закупке в Единой информационной системе в сфере закупок, и соответствующих следующим критериям (Форма 3): договоры (контракты) заключены с ресурсоснабжающими организациями, с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и/или организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги; предметом указанных договоров является передача Участнику закупки полномочий по досудебному взысканию задолженности потребителей – физических лиц, возникшей на основании жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; договоры полностью или частично исполнены; совокупная цена договоров, получаемая путем сложения сумм договоров, представленных Участником для участия в закупке, составляет не менее 100 000 000 (сто миллионов) руб.; цена каждого договора (контракта) составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в документации о закупке». Кроме того, податель жалобы указывает на несоразмерность весовых коэффициентов, а также указывает на установление в п. 4.2 приложения № 1 к проекту договора условия выплаты вознаграждения за оказанные услуги, только в случае превышения суммы сбора  указанной в реестре в 1,5 раз.

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, требования по п. 3 жалобы, относительно несоразмерности весовых коэффициентов критериев оценки заявок сняты с рассмотрения.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили документы и письменные пояснения.

Представитель заказчика пояснил, что требования к наличию у участника закупки опыта оказания услуг по возврату задолженности в сфере ЖКХ является значимым для заказчика. Законом о закупках установлено право заказчика самостоятельно разрабатывать и устанавливать критерии отбора и требования к участникам закупки. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, установленные заказчиком критерии и требования установлены в равной степени ко всем участникам закупки. На момент размещения закупки у заказчика имелась просроченная дебиторская задолженность потребителей более 70 млн.руб., ежемесячно прирост просроченной задолженности составляет примерно 6 млн.руб., поэтому к концу 2022 года объем работы по досудебному взысканию будет составлять около 100 млн.руб. Таким образом, с целью снижения объема просроченной задолженности, а также уменьшения процента её прироста, исполнитель должен обладать умениями, навыками, а также опытом и ресурсами по досудебному взысканию задолженности с потребителей физических лиц за вывоз твердых коммунальных отходов.

04.08.2022  на основании ч. 141 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы ООО «Служба судебно-правового взыскания» было отложено до 12.08.2022.

12.04.2022 от заказчика поступили дополнительные письменные пояснения, от заявителя письменные дополнения о снятии с рассмотрения п. 3 жалобы.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

15.07.2022 в ЕИС размещено извещение о проведении конкурса на «Оказание услуг по досудебному взысканию задолженности потребителей – физических лиц за вывоз твердых коммунальных отходов» (закупка № 32211553213).

Дата начала срока подачи заявок - 16.07.2022 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 01.08.2022 08:00 (МСК+4).

Дата подведения итогов - 02.08.2022 (МСК+4).

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 5 385 301.33 Российский рубль.

Пунктом 12 конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе, установлено, что «Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени в отношении всех участников закупки. Выполнение участником закупки в качестве Исполнителя не менее 5 (пяти) договоров (контрактов) в период с 01.01.2019 г. до даты размещения извещения о настоящей закупке в Единой информационной системе в сфере закупок, и соответствующих следующим критериям (Форма 3):

- договоры (контракты) заключены с ресурсоснабжающими организациями, с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и/или организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги;

- предметом указанных договоров является передача участнику закупки полномочий по досудебному взысканию задолженности потребителей – физических лиц, возникшей на основании жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- договоры полностью или частично исполнены;

- совокупная цена договоров, получаемая путем сложения сумм договоров, представленных участником для участия в закупке, составляет не менее 100 000 000 (сто миллионов) руб.;

- цена каждого договора (контракта) составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в документации о закупке.».

При этом, в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Спецобслуживание плюс» установление таких требований к участникам закупки не предусмотрено.

П. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия отмечает, что предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить Заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право Заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки.

В силу установленных принципов недопустимым является предъявление требований к участникам закупки несопоставимого характера с предметом закупки (начальной/максимальной ценой договора). Кроме того, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующего опыта, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору. Оспариваемы требования ограничивают количество участников закупки, противоречат п. 2. ч. 1 Закона о закупках, нарушают п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное подтверждается протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 02.08.2022, согласно которому для участия в оспариваемом конкурсе подана 1 заявка.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Комиссией УФАС установлено, что оспариваемы требования к участникам закупки установлены заказчиком в качестве критерия оценки заявок на участие в оспариваемом конкурсе «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (часть V конкурсной документации).

Договоры (контракты), несоответствующие указанным условиям, считаются не представленными.

Комиссией УФАС установлено, что начальная (максимальная) цена договора - 5 385 301,33 руб., передаваемая к возврату сумма задолженности - 35461057,90 руб.

Таки образом, Комиссия УФАС полагает, что установленные заказчиком условия к совокупной цене договоров - не менее 100 000 000 (сто миллионов) руб., не является сопоставимыми ориентировочной начальной (максимальной) цене предполагаемого к заключению договора, а также к предлагаемой к возврату сумме задолженности, установленной в техническом задании, и как следствие нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Согласно п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Комиссией УФАС установлено, что информация о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги установлена в Информационной карте конкурса в электронной форме.

Так, п. 7 информационной карты установлено: «Начальная (максимальная) цена договора (руб.) -5 385 301,33 (Пять тысяч триста восемьдесят пять тысяч триста один) рубль 33 копейки, с учетом НДС Заказчик вправе не выбирать всю стоимость договора. Размер вознаграждения составляет не более 21,33 % (двадцать одна целая тридцать три сотых) процентов от суммы досудебной задолженности, поступившей Заказчику (согласно Части VII. Обоснование процентов).».

Пунктом 19 информационной карты установлено, что «Цена договора является фиксированной твердой) и определяется на весь срок исполнения договора, за исключением случаев предусмотренных разделом 1.11. Положения о закупках, товаров, работ, услуг для нужд ООО «Спецобслуживание Плюс». Цена договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением договора, в том числе вознаграждение Исполнителя, страхование, налоги, сборы и др. обязательные платежи. Заказчик производит оплату за оказанные услуги в срок не более семи рабочих дней с момента подписания Сторонами документа о приемке. Оплата аванса не предусмотрена. Оплата по договору осуществляется в рублях Российской Федерации путем перечисления денежных средств на счет Исполнителя, указанный в договоре. Датой оплаты признается дата списания денежных средств со счета Заказчика».

Разделом 3 технического задания конкурсной документации установлены требования к оказанию услуг:

№п/п

Вид услуги

Количество лицевых счетов

Передаваемая к возврату сумма задолженности*

Ожидаемое поступление денежных средств (руб. с НДС)

Максимальный (предельный) размер вознаграждения (%)

Максимальный (предельный) размер вознаграждения (руб. с НДС)

(шт.)

(руб. с НДС)

1

2

3

4

5

6

7=5*6

1.

Досудебное взыскание задолженности потребителей – физических лиц за вывоз твердых коммунальных отходов

14764

35461057,90

 25 249 122

Не более 21,3286677057523%

5 385 301,33 (согласно Части III. Обоснование НМЦД)

Сумма вознаграждения (руб. с НДС)

5 385 301,33

 

 

 При этом, в п. 4.2 приложения № 1 к проекту договора указано, что 4.2. «кроме случаев, указанных в п. 4.3 настоящего Приложения, вознаграждение за оказанные услуги по Досудебному взысканию за Отчетный период выплачивается в случае, если превышена указанная в соответствующем Реестре Сумма сбора:

V1 = S * M1, если S>S1 * 1,5 где:

V1 – вознаграждение Исполнителя за оказанные услуги по Досудебному взысканию;

S – Текущая Сумма сбора, рассчитанная в соответствии с п. 1.7 настоящего Приложения;

M1 – размер вознаграждения Исполнителя за оказанные услуги по Досудебному взысканию в процентах, указанный в п. 4.1. настоящего Приложения;

S1– Сумма сбора, зафиксированная в Реестре при его передаче и расcчитанная в соответствии с п. 1.6 настоящего Приложения.

Таким образом, заказчиком установлено, что заключаемый по результатам торгов договор предусматривает выплату вознаграждения исполнителю исключительно только в случае, если текущая сумма сбора за отчетный период в 1,5 раза превышает установленную соответствующим реестром сумму сбора (п. 4.2 приложения № 1 к проекту договора).

Буквально истолковав указанные условия проекта договора, Комиссия УФАС приходит к выводу, что из содержания закупочной документации невозможно однозначно определить сумму вознаграждения, а также порядок приемки выполненных работ с учетом необходимости взыскания суммы 1,5 раз превышающую  установленную соответствующим реестром сумму сбора. Установленный порядок расчета вознаграждения не обладает признаками неизбежного наступления, поскольку ставится в зависимости от суммы сбора, которая должна превышать установленную соответствующим реестром сумму сбора. Указанное условие не сопоставимо с условиями технического задания где определена передаваемая к возврату сумма задолженности - 35461057,90 руб.

Следовательно, смысловая нагрузка положений документации (условия проекта договора в совокупности с техническим заданием и начальной (максимальной) ценой договора) не является предельно ясной и допускает неоднозначное толкование закупочной документации, что приводит к нарушению п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Служба судебно-правового взыскания» <...> – обоснованной.
  2. Выдать заказчику -  ООО «Спецобслуживание плюс» (<...> предписание об устранении нарушения порядка проведения закупки (извещение №32211553213).
  3. Передать материалы жалобы материалы жалобы уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц заказчика к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны