Решение б/н решение по делу от 19 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

<...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/7-895/2022

Решение принято 15 декабря 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...>– начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела №022/05/7-895/2022, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети Интернет рекламы никотинсодержащей продукции с признаками нарушения п.8 ст.7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие заявителя (уведомление по электронной почте)

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя, рекламораспространителя – гр. <...> (уведомление по электронной почте),

 

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922, далее по тексту – Правила), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или это ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Заявитель, а также лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, извещены о дате и времени рассмотрения дела по электронной почте. В адрес антимонопольного органа от сторон не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела, таким образом, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и рекламораспространителя гр. <...>

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина РФ (направлено по подведомственности управлением Роспотребнадзора по АК, вхд.2210628 от 25.10.2022г.) о распространении рекламы никотинсодержащей продукции в сети Интернет в группе «DROM-22 «Бийск» социальной сети «Вконтакте».

Установлено, что страница https://vk.com/wall-61458666_1247834 является стеной открытой группы «DROM-22 «Бийск», здесь размещена информация: «Одноразовая электронка. 800 пых. 200р штука.», кроме того, содержится изображение упаковки продукции с информацией «GIRAFFE 12 штук АРБУЗ 800 затяжек ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Этот продукт содержит никотин, вызывающий привыкание». В качестве автора информации указан <...>, страница данного пользователя является закрытой.

25.11.2022г. в отношении гр. <...>возбуждено дело №022/05/7-895/2022 по признакам нарушения п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

07.12.2022г. рассмотрение дела отложено в связи с отсутствием в деле пояснений гр. <...>

14.12.2022г. гр. <...> предоставил письменные пояснения, в которых указал, что предложение продукции исходило от него как частного лица, изделия не были реализованы и в дальнейшем утилизированы. Кроме того, пояснил, что данная запись не является рекламной, подпись «это реклама» отсутствует.

На заседании, состоявшемся 15.12.2022г., Комиссия изучила письменные пояснения, а также имеющиеся материалы дела и пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», адресована неопределенному кругу лиц, так как размещается в открытой группе сети Интернет, направлена на привлечение внимания к никотинсодержащей продукции.

Согласно п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий.

Согласно положениям Федерального закона от 24.04.2008 №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Действие рекламы табачной продукции направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы табачной продукции в сети Интернет, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

Таким образом, при распространении рассматриваемой рекламы никотинсодержащей продукции в сети Интернет усматривается нарушение п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, рассматриваемая реклама: «Одноразовая электронка. 800 пых. 200р штука.», кроме того, содержится изображение упаковки продукции с информацией «GIRAFFE 12 штук АРБУЗ 800 затяжек ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Этот продукт содержит никотин, вызывающий привыкание», является ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушено требование п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В контактных данных группы «DROM-22 «Бийск» содержится активная ссылка на страницу пользователя <...> https://vk.com/neeepyshkin с подписью «реклама в сообществе».

На запрос антимонопольного органа <...> пояснил, что рассматриваемую рекламу от имени сообщества по своей инициативе разместил администратор<...>

Согласно письменным пояснениям гр. <...> рассматриваемое предложение продукции исходило от него как частного лица.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения гр. <...> п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе», что выразилось в размещении и распространении в сети Интернет рекламы никотинсодержащей продукции, которая запрещена.

На момент вынесения решения, Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама не распространяется в сети Интернет.

Согласно п.54 Правил, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-49, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу: «Одноразовая электронка. 800 пых. 200р штука.», кроме того, содержится изображение упаковки продукции с информацией «GIRAFFE 12 штук АРБУЗ 800 затяжек ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Этот продукт содержит никотин, вызывающий привыкание», размещенную гр. <...> в сети Интернет (социальная сеть «Вконтакте», группа «DROM-22 «Бийск»), поскольку при ее размещении и распространении нарушено требование п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

2.Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе гр. <...>не выдавать в связи с нецелесообразностью.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трех месячный срок со дня вынесения.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны