Решение №3406/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-544/2020 от 5 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Рассчетно-кассовый центр»

муниципального образования

город Рубцовск Алтайского края

Ленина пр., 57а

г.Рубцовск, 658224

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-544/2020

Решение изготовлено в полном объеме 05 августа 2020г. г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-544/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «РТВ-3 представляет» № 21 за 29.05.2020г., № 22 за 05.06.2020г. рекламы услуг МУП «РКЦ» города Рубцовска, связанной с оформлением пакета документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края <...> (доверенность от 17.03.2020г., личность удостоверена на основании паспорта РФ),

УСТАНОВИЛА:

производство по делу № 022/05/5-544/2020 возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в Алтайское краевое УФАС России заявлений жителя города Рубцовска о размещении в газете «РТВ-3 представляет» № 21 за 29.05.2020г., №22 за 05.06.2020г. рекламы услуг МУП «РКЦ» города Рубцовска (вхд. №№ 208025, 207982 от 18.06.2020г.), связанной с оформлением пакета документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан.

Заявитель указал, что МУП «РКЦ» города Рубцовска не имеет права заниматься регистрацией граждан по месту проживания и предоставлять такую услугу, так как не является организацией, обслуживающий жилой фонд, следовательно, размещенная в газете «РТВ-3 представляет» реклама с предложением услуги по оформлению пакета документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан является недостоверной.

Усмотрев в рекламе признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 «О рекламе», антимонопольный орган возбудил производство по настоящему делу.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, Алтайский край, 658224, г.Рубцовск, Ленина пр., 57а, ИНН 2209032199 (далее по тексту – МУП «РКЦ»).

Рассмотрение дела назначено на 04 августа 2020 года в 11 часов 30 минут.

Во исполнение определения о возбуждении дела МУП «РКЦ» предоставлены истребуемые документы и пояснения, согласно которым предприятие нарушение законодательства о рекламе не признает, указывая, что из рекламы не следует, что МУП «РКЦ» осуществляет функции лиц, ответственных за регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан; в МУП «РКЦ» имеется структурное подразделение «отдел по работе с населением», целью которого является обеспечение консультационно-справочных услуг гражданам, осуществление приема и консультирование граждан, в том числе по вопросам оформления пакета документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан. Законодательством Российской Федерации, как указывает МУП «РКЦ», не запрещено консультирование граждан по вопросам полноты и правильности заполнения документов, комплектности в каждом определенном случае; МУП «РКЦ», в силу уставной деятельности, оказывает консультационные услуги по различным вопросам потребителей коммунальных услуг, граждан – льготополучателей, включая заполнение заявлений, справок и иных документов по просьбе граждан.

На заседании Комиссии, состоявшемся 04 августа 2020 года, представитель МУП «РКЦ» <...> доводы, изложенные ранее в отзыве на определение о возбуждении дела, поддержала, просила производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Правила), в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился, что в силу пункта 30 Правил не является препятствием для рассмотрения дела по существу в данном заседании в отсутствие заявителя.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя МУП «РКЦ», дав им надлежащую оценку, и согласуясь с нормами права, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в газете «РТВ-3 представляет» № 21 за 29.05.2020г., №22 за 05.06.2020г. размещена информация следующего содержания: «Муниципальное унитарное предприятие «РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР» г.Рубцовск, пр. Ленина, 57А… Быстро и качественно оформляем пакет документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан в течение трех рабочих дней…».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в указанных номерах газеты информация об оказываемых МУП «РКЦ» г.Рубцовска услугах по оформлению пакета документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, поскольку направлена на привлечение внимание неопределенного круга лиц к МУП «РКЦ» г.Рубцовска и оказываемым им услугам, способствует формированию и поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила), ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются (в соответствии с перечнем, утвержденным настоящими Правилами):

- должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;

- собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации;

- уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами;

- уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с пунктами 23, 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Тем самым, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета. В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, перечень которых утвержден Правилами, а также многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

Согласно Уставу МУП «РКЦ», утвержденному администрацией города Рубцовска Алтайского края от 18.01.2007г., основными целями деятельности предприятия являются: выполнение информационно-вычислительных работ для предприятий, организаций и учреждений жилищно-коммунального хозяйства и физических лиц; обеспечение функционирования системы учета, расчетов и начислений по оплате жилья нанимателями и владельцами жилых помещений, поступивших платежей, компенсаций по льготам и субсидий; начисление платы за жилищные, коммунальные и иные услуги юридическим лицам; заключение агентских договоров, договоров поручения, договоров на взыскание задолженности, иных видов гражданско-правовых договоров с организациями независимо от организационно - правовой формы; рекламная и посредническая деятельность, информационное обслуживание населения и иное.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.07.2019 года видами деятельности предприятия являются: денежное посредничество прочее (код ОКВЭД - 64.19), деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (код ОКВЭД - 62.09), управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД - 68.32.1).

Согласно предоставленным МУП «РКЦ» документам и материалам, между МУП «РКЦ» и управляющими организациями города Рубцовска Алтайского края заключены договоры поручения, предметом которых является формирование базы данных по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг (сбор, систематизация и хранение информации о потребителях, фактически проживающих в помещениях на территории муниципального образования), осуществление приема граждан и т.д. Также с управляющими организациями имеются договорные отношения об информационном и консультационно-справочном обслуживании, предметом которых является формирование начисления платы за жилое помещение, иным обязательным платежам и т.д.

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность осуществления расчетов с нанимателями, собственниками, фактически проживающими в помещениях в многоквартирном доме как непосредственно управляющими организациями и иными лицами, так и стороной, которой заключен договор на исполнение вышеуказанных обязанностей.

Тем самым, Жилищный кодекс РФ допускает передачу функций осуществления расчетов за коммунальные услуги расчетно-кассовым центрам, к которым относится МУП «РКЦ».

На официальном сайте МУП «РКЦ» http://www.muprkc.ru/node/3 размещена следующая информация: «Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно–кассовый центр» муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края (МУП «РКЦ») создано на основании решения Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 23/27 ноября 2006 № 433. Основными целями деятельности МУП «РКЦ» является оказание программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства. МУП «РКЦ» выполняет задачи по совершенствованию системы оплаты и сбору платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги путем организации работы по реализации проекта «Единого окна»…».

Резюмируя изложенное, МУП «РКЦ» не вправе осуществлять прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

На заседании Комиссии представитель МУП «РКЦ» пояснила, что предприятие не осуществляет полномочия лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов о регистрации и снятии с регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства, а также функции, связанные с предоставлением государственной услуги регистрации по месту жительства и месту регистрации гражданам. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства (государственную услугу) согласно Приказу МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», производится Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 93 указанного Административного регламента, лица, ответственные за прием и передачу документов для регистрации граждан, до передачи их в орган регистрационного учета документов:

- проверяют в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации,

- удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение, в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета,

- представляют в орган регистрационного учета заявления о регистрации, формы федерального статистического наблюдения, заполненные при наличии технической возможности с применением программных средств, использующих технологию автоматизированного формирования и распознавания машиночитаемой информации,

- передают в срок не позднее трех календарных дней со дня приема заявления по описи в орган регистрационного учета заявления о регистрации и документы, предусмотренные пунктами 41, 44 - 47, 49 - 51 Административного регламента.

Тем самым, лица, ответственные за прием и передачу документов для регистрации граждан, принимают полный пакет оформленных и заполненных документов.

Специалисты МУП «РКЦ», исходя из пояснений представителя, оказывают помощь в оформлении пакета документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан, в виде консультаций по поставленным вопросам по подготовке полного и правильного комплекта документов; данная помощь осуществляется бесплатно.

Вместе с тем из содержания рассматриваемой рекламы следует, что МУП «РКЦ» быстро и качественно в течение трех рабочих дней оформит пакет документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан, тогда как на деле оказывает лишь консультационные услуги по указанным вопросам.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Буквальное прочтение рекламы «Муниципальное унитарное предприятие «РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР» г.Рубцовск, пр. Ленина, 57А… Быстро и качественно оформляем пакет документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан в течение трех рабочих дней…» может создавать у потребителей впечатление о том, что МУП «РКЦ» самостоятельно осуществит оформление и передачу в регистрационные органы пакета документов для постановки и снятия с регистрационного учета граждан, что указывает на недостоверность рассматриваемой рекламы в части получения рекламируемой услуги у МУП «РКЦ».

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В процессе рассмотрения дела признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не нашли своего подтверждения.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, что подтверждается документами и материалами, связанными с размещением и распространением рассматриваемой рекламы (акт № 200441 от 30.04.2020г., договор №М-20.01 от 01.01.2020г. возмездного оказания услуг, лист согласования макета рекламного материала) и предоставленными рекламораспространителем – ООО «Медиасоюз».

В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Муниципальное унитарное предприятие «РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР» г.Рубцовск, пр. Ленина, 57А… Быстро и качественно оформляем пакет документов по постановке и снятию с регистрационного учета граждан в течение трех рабочих дней…», размещенную в газете «РТВ-3 представляет» № 21 за 29.05.2020г., №22 за 05.06.2020г., ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны