Решение б/н решение по делу от 15 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «НПЦ «Алтайская
чайная компания»
Первомайская ул., зд.36,
с. Красногорское,
р-н Красногорский
Алтайский край, 659500
<...>
ООО ТД «АлтайФлора»
Первомайская ул., зд.36,
с. Красногорское,
р-н Красногорский
Алтайский край, 659500
ООО «Яндекс»
Л. Толстого ул., д.16,
г.Москва, 119021
<...>
Заявителю
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/25-1311/2023
Решение принято 06 декабря 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2023 года г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<...>– заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев материалы дела №022/05/25-1311/2023, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в сети Интернет рекламы средства «Коллаген сустав» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя рекламодателя ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания»<...>
в отсутствие представителя рекламодателя ООО «АлтайФлора» (Общество уведомлено),
в отсутствие представителя рекламораспространителя ООО «Яндекс» (Общество уведомлено),
в отсутствие заявителя (уведомлен),
УСТАНОВИЛА:
16.10.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ в отношении рекламы средства «Коллаген сустав» в сети Интернет.
Согласно материалам заявления, 27.09.2023г. на сайте https://www.kp.ru/ заявитель увидел рекламу следующего содержания: «Реклама… Коллаген для суставов и мышц. Купить на Wildberries Коллаген с сабельником для суставов. Цена… WILDBERRIES.RU» (реклама содержит изображение средства «Коллаген сустав»).
Заявитель указывает, что данный товар является БАД, однако, предусмотренной законодательством Российской Федерации о рекламе информации о том, что средство не является лекарственным, реклама не содержит.
25.10.2023г. возбуждено дело №022/05/25-1311/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту размещения в сети Интернет рекламы с признаками нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении в отношении ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания» (ИНН 2250004001, Алтайский край) и ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, г.Москва).
На заседании Комиссии, состоявшемся 15.11.2023г., представители ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» пояснили, что реклама размещалась через личный кабинет в сервисе «Яндекс.Директ», пометка о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством добавляется автоматически, без данной пометки реклама не допускается к транслированию.
В материалы дела ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» представлены, в том числе, скриншоты из личного кабинета «Яндекс.Директ» с макетом рассматриваемой рекламы, в котором указано «Не является лекарством», а так же скриншоты переписки со службой поддержки «Яндекс.Директ» по вопросу добавления в рекламу БАД необходимого предупреждения. Так, согласно полученному ответу, «По закону и политике сервиса реклама БАДов должна содержать обязательное предупреждение «Не является лекарством». На текстово-графические объявления оно добавляется автоматически. На другие объявления необходимо добавлять предупреждение самостоятельно, иначе объявления будут отклонены».
К участию в деле в качестве рекламодателя привлечено ООО «АлтайФлора» (ИНН 2250004629), рассмотрение дела отложено на 06.12.2023г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На заседании Комиссии, состоявшемся 06.12.2023г., представитель рекламодателя ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» <...>. дополнений не предоставила. Изучив имеющиеся материалы дела, пояснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация «Реклама… Коллаген для суставов и мышц. Купить на Wildberries Коллаген с сабельником для суставов. Цена… WILDBERRIES.RU» (с изображением средства «Коллаген сустав») полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама».
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемой рекламе в качестве объекта рекламирования выступает средство «Коллаген сустав».
В соответствии с п.5 ч.1 ст.24 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880), биологически активные добавки к пище (БАД) подлежат государственной регистрации.
Сведения о государственной регистрации БАД к пище вносятся в единый Реестр свидетельств о государственной регистрации, являются общедоступными и размещаются на обновляемом специализированном поисковом сервере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: http://www.eurasiancommission.org.ru и http://fp.crc.ru (российская часть).
Согласно свидетельству о государственной регистрации №АМ.01.48.01.003.E.000036.04.18, средство «Коллаген сустав» зарегистрировано в качестве биологически активной добавки к пище, получатель свидетельства ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания».
Согласно ч.1.1. ст.25 Федерального закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рассматриваемой рекламе такое предупреждение отсутствует. Таким образом, в рекламе содержится нарушение ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, так и рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена на сайте https://www.kp.ru/ посредством программного модуля системы «Яндекс.Директ», принадлежащего ООО «Яндекс», следовательно, рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации является ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, г.Москва).
Рекламный блок содержит информацию о том, что рекламодателем рекламы средства «Коллаген сустав» является ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания» (ИНН 2250004001, Алтайский край).
Рекламораспространителем ООО «Яндекс» представлена информация о том, что рассматриваемая реклама размещена на основании договора о размещении рекламы, заключенного с ООО «АлтайФлора» на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ». Также представлены акты об оказанных услугах, счета-фактуры на оплату услуг «Яндекс.Директ» и счет за услуги «Яндекс.Директ» от 02.10.2023г., по которым заказчиком выступает ООО «АлтайФлора».
Согласно информации, заполненной в интерфейсе ОРД Яндекс, конечным рекламодателем рассматриваемой рекламы (ID #4327790) является ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания», при этом ООО «Яндекс» не заключало с указанным лицом договор на размещение рассматриваемой рекламы.
Исходя из письменных пояснений генерального директора ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» <...> а так же пояснений представителя <...>, размещение рассматриваемой рекламы через личный кабинет в системе «Яндекс.Директ» осуществлено ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» и, следовательно, Общество является рекламодателем.
Таким образом, договор на размещение и оплату рекламы осуществило ООО «АлтайФлора», непосредственное размещение рекламы через личный кабинет в системе «Яндекс.Директ» осуществлено ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания».
ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» представлены скриншоты личного кабинета в системе «Яндекс.Директ», а также скриншот переписки с технической поддержкой «Яндекс.Директ», которые подтверждают, что при внесении информации для последующего размещения, рекламодателем указано, что рекламируемое средство является БАД, для дальнейшего автоматического проставления системой «Яндекс.Директ» отметки «Не является лекарством» в рекламе.
В материалы дела представлены пояснения представителя ООО «Яндекс» о том, что рассматриваемая реклама размещена в сервисе «Яндекс.Директ» без предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, в результате технической ошибки. С 05.10.2023г. техническая ошибка устранена.
Таким образом, при рассмотрении дела Комиссией установлено, что нарушение требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» произошло только в результате действий рекламораспространителя ООО «Яндекс».
Согласно п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922), добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт совершения ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543) действий, нарушающих требование ч.1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», что выразилось в распространении рекламы БАД «Коллаген сустав» в сети Интернет на сайте https://www.kp.ru/ посредством услуги «Яндекс.Директ», в которой отсутствует обязательное для рекламы БАД предупреждение, что средство не является лекарственным.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу БАД «Коллаген сустав»: «Реклама… Коллаген для суставов и мышц. Купить на Wildberries Коллаген с сабельником для суставов. Цена… WILDBERRIES.RU», размещенную в сети Интернет на сайте https://www.kp.ru/ посредством услуги «Яндекс.Директ», поскольку при ее распространении нарушены требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
3. Производство по делу в отношении ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания» (ИНН 2250004001) и ООО «АлтайФлора» (ИНН 2250004629) прекратить в связи с тем, что в действиях лиц признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердились.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вынесения.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>