Решение б/н решение по делу от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «НПЦ «Алтайская

чайная компания»

Первомайская ул., зд.36,

с. Красногорское,

р-н Красногорский

Алтайский край, 659500

<...>

ООО ТД «АлтайФлора»

Первомайская ул., зд.36,

с. Красногорское,

р-н Красногорский

Алтайский край, 659500

ООО «Яндекс»

Л. Толстого ул., д.16,

г.Москва, 119021

<...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/25-1311/2023

Решение принято 06 декабря 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2023 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...>– заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела №022/05/25-1311/2023, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в сети Интернет рекламы средства «Коллаген сустав» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

при участии посредством видео-конференц-связи представителя рекламодателя ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания»<...>

в отсутствие представителя рекламодателя ООО «АлтайФлора» (Общество уведомлено),

в отсутствие представителя рекламораспространителя ООО «Яндекс» (Общество уведомлено),

в отсутствие заявителя (уведомлен),

 

УСТАНОВИЛА:

16.10.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ в отношении рекламы средства «Коллаген сустав» в сети Интернет.

Согласно материалам заявления, 27.09.2023г. на сайте https://www.kp.ru/ заявитель увидел рекламу следующего содержания: «Реклама… Коллаген для суставов и мышц. Купить на Wildberries Коллаген с сабельником для суставов. Цена… WILDBERRIES.RU» (реклама содержит изображение средства «Коллаген сустав»).

Заявитель указывает, что данный товар является БАД, однако, предусмотренной законодательством Российской Федерации о рекламе информации о том, что средство не является лекарственным, реклама не содержит.

25.10.2023г. возбуждено дело №022/05/25-1311/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту размещения в сети Интернет рекламы с признаками нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении в отношении ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания» (ИНН 2250004001, Алтайский край) и ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, г.Москва).

На заседании Комиссии, состоявшемся 15.11.2023г., представители ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» пояснили, что реклама размещалась через личный кабинет в сервисе «Яндекс.Директ», пометка о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством добавляется автоматически, без данной пометки реклама не допускается к транслированию.

В материалы дела ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» представлены, в том числе, скриншоты из личного кабинета «Яндекс.Директ» с макетом рассматриваемой рекламы, в котором указано «Не является лекарством», а так же скриншоты переписки со службой поддержки «Яндекс.Директ» по вопросу добавления в рекламу БАД необходимого предупреждения. Так, согласно полученному ответу, «По закону и политике сервиса реклама БАДов должна содержать обязательное предупреждение «Не является лекарством». На текстово-графические объявления оно добавляется автоматически. На другие объявления необходимо добавлять предупреждение самостоятельно, иначе объявления будут отклонены».

К участию в деле в качестве рекламодателя привлечено ООО «АлтайФлора» (ИНН 2250004629), рассмотрение дела отложено на 06.12.2023г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании Комиссии, состоявшемся 06.12.2023г., представитель рекламодателя ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» <...>. дополнений не предоставила. Изучив имеющиеся материалы дела, пояснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация «Реклама… Коллаген для суставов и мышц. Купить на Wildberries Коллаген с сабельником для суставов. Цена… WILDBERRIES.RU» (с изображением средства «Коллаген сустав») полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама».

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемой рекламе в качестве объекта рекламирования выступает средство «Коллаген сустав».

В соответствии с п.5 ч.1 ст.24 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880), биологически активные добавки к пище (БАД) подлежат государственной регистрации.

Сведения о государственной регистрации БАД к пище вносятся в единый Реестр свидетельств о государственной регистрации, являются общедоступными и размещаются на обновляемом специализированном поисковом сервере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: http://www.eurasiancommission.org.ru и http://fp.crc.ru (российская часть).

Согласно свидетельству о государственной регистрации №АМ.01.48.01.003.E.000036.04.18, средство «Коллаген сустав» зарегистрировано в качестве биологически активной добавки к пище, получатель свидетельства ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания».

Согласно ч.1.1. ст.25 Федерального закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе такое предупреждение отсутствует. Таким образом, в рекламе содержится нарушение ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, так и рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рассматриваемая реклама размещена на сайте https://www.kp.ru/ посредством программного модуля системы «Яндекс.Директ», принадлежащего ООО «Яндекс», следовательно, рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации является ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, г.Москва).

Рекламный блок содержит информацию о том, что рекламодателем рекламы средства «Коллаген сустав» является ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания» (ИНН 2250004001, Алтайский край).

Рекламораспространителем ООО «Яндекс» представлена информация о том, что рассматриваемая реклама размещена на основании договора о размещении рекламы, заключенного с ООО «АлтайФлора» на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ». Также представлены акты об оказанных услугах, счета-фактуры на оплату услуг «Яндекс.Директ» и счет за услуги «Яндекс.Директ» от 02.10.2023г., по которым заказчиком выступает ООО «АлтайФлора».

Согласно информации, заполненной в интерфейсе ОРД Яндекс, конечным рекламодателем рассматриваемой рекламы (ID #4327790) является ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания», при этом ООО «Яндекс» не заключало с указанным лицом договор на размещение рассматриваемой рекламы.

Исходя из письменных пояснений генерального директора ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» <...> а так же пояснений представителя <...>, размещение рассматриваемой рекламы через личный кабинет в системе «Яндекс.Директ» осуществлено ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» и, следовательно, Общество является рекламодателем.

Таким образом, договор на размещение и оплату рекламы осуществило ООО «АлтайФлора», непосредственное размещение рекламы через личный кабинет в системе «Яндекс.Директ» осуществлено ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания».

ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» представлены скриншоты личного кабинета в системе «Яндекс.Директ», а также скриншот переписки с технической поддержкой «Яндекс.Директ», которые подтверждают, что при внесении информации для последующего размещения, рекламодателем указано, что рекламируемое средство является БАД, для дальнейшего автоматического проставления системой «Яндекс.Директ» отметки «Не является лекарством» в рекламе.

В материалы дела представлены пояснения представителя ООО «Яндекс» о том, что рассматриваемая реклама размещена в сервисе «Яндекс.Директ» без предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, в результате технической ошибки. С 05.10.2023г. техническая ошибка устранена.

Таким образом, при рассмотрении дела Комиссией установлено, что нарушение требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» произошло только в результате действий рекламораспространителя ООО «Яндекс».

Согласно п.54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922), добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт совершения ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543) действий, нарушающих требование ч.1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», что выразилось в распространении рекламы БАД «Коллаген сустав» в сети Интернет на сайте https://www.kp.ru/ посредством услуги «Яндекс.Директ», в которой отсутствует обязательное для рекламы БАД предупреждение, что средство не является лекарственным.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу БАД «Коллаген сустав»: «Реклама… Коллаген для суставов и мышц. Купить на Wildberries Коллаген с сабельником для суставов. Цена… WILDBERRIES.RU», размещенную в сети Интернет на сайте https://www.kp.ru/ посредством услуги «Яндекс.Директ», поскольку при ее распространении нарушены требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.

3. Производство по делу в отношении ООО «Научно-производственный центр «Алтайская чайная компания» (ИНН 2250004001) и ООО «АлтайФлора» (ИНН 2250004629) прекратить в связи с тем, что в действиях лиц признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердились.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вынесения.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны