Решение №022/06/31-221/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/31-221/2023 о нарушении законодател... от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/31-221/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе «07» марта 2023 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе: Председателя: Членов Комиссии: с участием представителей: от заявителя – ИП М от заказчика – КГКУ «Алтайавтодор»: Ш, Е; от уполномоченного органа – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края»: Г; рассмотрев жалобу ИП М на закупку № 0817200000323001450 «Выполнение работ по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры», согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: в единой информационной системе размещена жалоба ИП М. на закупку № 0817200000323001450 «Выполнение работ по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры». Согласно доводам Заявителя, услуги по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и ремонт, содержание автомобильных дорог это два разных вида деятельности, относящиеся в разным видам ОКПД. Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки. На основании изложенного, Заявитель просит: отменить определение поставщика, провести проверку, привлечь виновных лиц к ответственности. Рассмотрение жалобы было назначено на 06.03.2023 г. В соответствии с пунктом 3.32 Приказа от 19 ноября 2014 г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрение жалобы было отложено на 07.03.2023 г. После окончания перерыва 07.03.2023 г. заседание Комиссии продолжилось в том же составе. Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения представили письменные объяснения, просили доводы жалобы оставить без удовлетворения. Изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам: 14 февраля 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры». Начальная (максимальная) цена контракта 6 845 000,00 руб. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). В соответствии с извещением о проведении закупки, Заказчиком, кроме прочего установлены следующие требования: 1 Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию 4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ наличие у участника закупки аккредитации организации на проведение оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (Росавтодор) с областью аккредитации – в сфере дорожного хозяйства. Документы, подтверждающих соответствие участников предъявляемым требованиям: копия действующего свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (Росавтодор) с областью аккредитации – в сфере дорожного хозяйства или действующая выписка из Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Объектом закупки являются работы по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, код 74.90.15.110 «Услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» согласно «Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, далее- ОКПД» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.11.2022). В обоснование своих доводов, представители Заказчика ссылаются на Приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог» (зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 № 285 (далее- Приказ № 402), которым утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Представители Заказчика указали на то, что оценка объектов транспортной инфраструктуры (далее- ОТИ) проводится в целях определения степени защищенности ОТИ от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ. Работы по обеспечению транспортной безопасности, включающие проведение оценки (дополнительной оценки) уязвимости, а так же работы по разработке и утверждению планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, основанных на результатах отчетов по оценке (дополнительной оценке) уязвимости, следует отнести к работам по содержанию автомобильных дорог в соответствии с подпунктами 5 части 9 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.20210 № 402 - диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружении; текущее и периодические осмотры, обследования и испытания искусственные сооружений подпункта 4 части 9 раздела IV Приказа № 402 - паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений и подпунктам 13 части 9 раздела IV Приказа № 402 - проведение оценки уровня содержания и оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений, а так же их элементов. На основании изложенного представители Заказчика полагают, что в соответствии с Приказом № 402, оценка технического состояния (уязвимости) относится к работам по содержанию автомобильных дорог, в связи с чем, в документации было установлено требование в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее- Постановление 2571). Однако, ни подпункт 4 ни подпункт 5 ни подпункт 13 части 9 раздела IV Приказа № 402 не содержит прямого указания на работы по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе). Постановлением № 2571 утверждены «дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно пункту 18 дополнительных требований, при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющийся застройщиком работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Таким образом, Заказчик, устанавливая дополнительные требования, полагает, что закупаемые работы относятся к содержанию автомобильных дорог и попадают под действие Постановления 2571. Вместе с тем, работы по ремонту, содержанию автомобильных дорог относятся к ОКПД 42.11.20 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», группировка которой включает кроме прочего - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Услуги по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и ремонт содержание автомобильных дорог это два разных вида деятельности, относящиеся к разным ОКПД. Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки неправомерно. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Установление требований к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов. На основании вышеизложенного, жалоба ИП М. подлежит удовлетворению. Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: 1) признать жалобу ИП М. обоснованной; 2) признать действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0817200000323001450 выразившиеся в нарушении части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерными; 3) выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений путем аннулирования торгов; 4) Передать материалы дела должностному лице УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны