Определение б/н Определение о возбуждении дела от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

(магазин «Тонна»)

<...>

г. Новоалтайск, 658087

Алтайский край

<...>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

о возбуждении дела №022/05/21-531/2022 по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

28 июля 2022г. г. Барнаул

Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, врио заместителя руководителя управления <...>, рассмотрев материалы, представленные отделом контроля недобросовестной конкуренции и рекламы по факту распространения в г. Новоалтайске Алтайского края рекламы алкогольной продукции с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

25.07.2022г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения в г. Новоалтайске Алтайского края наружной рекламы алкогольной продукции с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

По адресу: г. Новоалтайск, ул. Переездная, д.4/2, на фасаде магазина разливного пива «Тонна» размещены баннеры с информацией рекламного характера, а именно:

- со стороны двора на фасаде здания размещен баннер с информацией: «Бар Тонна Всегда свежие напитки по вкусной цене! Более 50 сортов напитков на розлив Огромный ассортимент самых вкусных закусок Кофе чай с собой Картофель фри, наггетсы Постоянно новые акции и скидки»; также на баннере изображены пивные кружки, наполненной пенным напитком и закуска (чипсы, сухарики и т.п.);

- со стороны проезжей части на фасаде здания размещен баннер с информацией: «Тонна Разливные напитки Kruger 1876», также на баннере изображен товарный знак ОАО «Томское пиво» №649584.

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе используется словосочетание: «Огромный ассортимент самых вкусных закусок».

Используемая в рекламе фраза «Огромный ассортимент самых вкусных закусок» однозначно указывает, что закуски в магазине разливного пива «Тонна» являются самыми вкусными среди закусок иных магазинов разливного пива г. Новоалтайска.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый вкусный», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе критерии, по которым осуществляется сравнение, отсутствуют.

В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

В информационном письме Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. При этом для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.

В рассматриваемой рекламе присутствует такой индивидуализирующий признак как изображение товарного знака (знака обслуживания) №649584 (зарегистрирован, в том числе, на 32 класс МКТУ – пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; коктейли на основе пива; экстракты хмелевые для изготовления пива), правообладателем которого является ОАО «Томское пиво».

В рассматриваемой рекламе содержится информация: «Kruger 1876», что указывает на реализацию в магазине разливного пива «Тонна» алкогольной продукции (пива) марки – Kruger 1876, которые производит ОАО «Томское пиво».

Указанная информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование интереса, как к продавцу товара (магазин разливного пива «Тонна»), так и к реализуемой продукции (пиво марки Kruger 1876), что способствует увеличению объема продаж в данном магазине, следовательно, является рекламной.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с Письмом ФАС России №АК/76734/18 от 24.09.2018г. «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе», указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготовляемые на основе пива.

Действие рекламы алкогольной продукции направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции посредством рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

Таким образом, при распространении рекламной информации магазина разливного пива «Тонна» усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5, п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламодатель, ответственность за нарушение п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламораспространитель.

Установлено, что деятельность в магазине разливного пива «Тонна», расположенном в городе Новоалтайске по адресу: ул. Переездная, д.4/2, осуществляет ИП <...> (ИНН <...>).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №022/05/21-531/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодатель и рекламораспространитель ИП <...>.

3. Назначить дело №022/05/21-531/2022 к рассмотрению на 17 августа 2022г. в 14 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65 (6 этаж).

При участии лица в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт). В случае неявки представителей в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.

4. ИП <...> в срок до 15 августа 2022г. представить в адрес управления копии следующих документов и материалов:

- утвержденные для размещения рекламные макеты;

- договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение вышеуказанной рекламы;

- данные о должностном лице, отвечающем за подготовку рекламной информации (должностная инструкция, приказ о приеме на работу и т.д.);

- доказательства (обоснования) того, что закуски в магазине разливного пива «Тонна» являются самыми вкусными среди иных магазинов разливного пива г. Новоалтайска;

- договор на использование товарного знака (знака обслуживания) №649584, правообладателем которых является ОАО «Томское пиво».

- разрешительные документы на размещение рассматриваемой наружной рекламы (рекламной конструкции), предусмотренные ст.19 Федерального закона «О рекламе»;

- письменные пояснения.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.

Обращаю Ваше внимание, что с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки Вы имеете право обратиться в управление с ходатайством о проведении заседания Комиссии по рассмотрению настоящего дела в режиме видеоконференцсвязи.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны