Решение №022/06/33-962/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-962/2020 о нарушении законодател... от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-962/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе «23» ноября 2020 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: К<…> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок; членов Комиссии: К<…> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; С<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок, с участием путем видеоконференцсвязи представителей: от заявителя – ООО «Тантум Фарм», К<…>; от Министерства здравоохранения Алтайского края – К<…>; от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Г<…> рассмотрев жалобу ООО «Тантум Фарм» на положения аукционной документации электронного аукциона № 0817200000320013639 «Поставка расходных материалов» согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: 17.11.2020 г. ООО «Тантум Фарм» (далее – заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на положения аукционной документации электронного аукциона № 0817200000320013639 «Поставка расходных материалов». Заявитель, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 64 Закона о контрактной системе, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2007 N 748 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом" указывает, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и нарушает права заявителя, поскольку стандарты медицинской помощи не конкретизируют какими именно тест-полосками должен обеспечиваться пациент, глюкометры не оказывают влияния на свойства тест-полосок, не являются конкретными показателями товара. Таким образом, установление в аукционной документации требований к глюкометрам либо о совместимости тест полосок с глюкометрами определенного производителя приводит к ограничению количества участников закупки и закупке тест-полосок единственного производителя. При этом, заявитель является дистрибьютером ООО «НЭКСТ БИО» и владельцем регистрационных удостоверений в отношении нескольких медицинских изделий (тест-полосок). Заявитель имеет возможность поставить безвозмездно глюкометры, имеющиеся у заявителя одновременно с поставками тест-полосок. Кроме того, если объектом закупки являются медицинские изделия – тест – полоски для использования конкретной портативной системы (с указанием ее товарного знака), заказчик должен в описании объекта закупки указывать слово «или эквивалент». Представленные на запросы заявителя разъяснения не содержат обоснования закупки именно этого товара. На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений. 23.11.2020 г. на заседании Комиссии представитель заказчика, с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения, пояснила, что в соответствии с п. 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Правила): Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Тест полоски, требуемые заказчику включены в КТРУ и содержат обязательные для применения характеристики: количество выполнимых тестов и назначение. В значении характеристики «назначение» указана совместимость – для глюкометров ONE TOUCH SELECT PLUS. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Кроме того, тест – полоски различных видов глюкометров не являются эквивалентными (взаимозаменяемыми). Представитель уполномоченного учреждения пояснила, что потребность заказчика и характеристики товара, требуемого к поставке, относится исключительно к компетенции заказчика. Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам. 11.11.2020 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000320013639 «Поставка расходных материалов». В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Вместе с извещение заказчиком размещена аукционная документация. В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Правила): Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В соответствии с частью V аукционной документации заказчиком установлено следующее. V. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ ЗАКУПКИ И УСЛОВИЯХ КОНТРАКТА Сведения об объекте закупки: Наименование объекта закупки: Поставка расходных материалов Минздрав Алтайского края № п/п Наименование товара, работы, услуги Единица измерения Количество Код позиции КТРУ Запрет на допуск, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона 1 Глюкоза ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ Набор 1500,000000 21.20.23.110-00009588 не установлены Таким образом, заказчик в аукционной документации установил требования к товарам, входящим в объект закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ), правила ведения и применения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145. Согласно информации представленной на официальном сайте характеристики товара, работы, услуги по коду позиции КТРУ - 21.20.23.110-00009588, «количество выполняемых тестов» (характеристика является обязательной для применения) ≥50 Штука; «назначение» (характеристика является обязательной для применения) для глюкометров ONE TOUCH SELECT PLUS. Учитывая положения п. 4 Правил заказчик обязан в силу Закона использовать характеристики, включенные в КТРУ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно технического задания заказчику, требуется: № п/п Наименование товара Наименование показателя (характеристики) товара Единица измерения показателя (характеристики) товара Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры Единица измерения товара Количество товара Обоснование необходимости использования дополнительных показателей (характеристик) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Глюкоза ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ Исполнение колориметрическая тест-полоска для количественного определения глюкозы в клиническом образце за короткое время вблизи пациента набор 1 500 В связи с персонифицированной потребностью в данных медицинских изделиях, Государственным заказчиком определены дополнительные технические, функциональные и качественные характеристики товара Количество выполняемых тестов штука ≥ 50 Назначение Для глюкометров ONE TOUCH SELECT PLUS Таким образом, заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара, исходя из своей потребности с использованием характеристик, установленных в КТРУ. Указанные выше обстоятельства, опровергают доводы заявителя о неправомерном установлении характеристики товара «назначение» - для глюкометров ONE TOUCH SELECT PLUS. Доводы заявителя о том, что заказчику при описании объекта закупки по параметру «назначение» необходимо указать «или эквивалент» необоснован, на основании следующего. Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Объектом закупки, являются не глюкометры ONE TOUCH SELECT PLUS, а расходные материалы к ним (глюкоза ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ), поскольку заказчику необходимо обеспечение взаимодействия расходных материалов с глюкометрами ONE TOUCH SELECT PLUS (в том числе обязательно в силу Закона), постольку использование слова «или эквивалент» при описании характеристики «назначение» не обязательно. Кроме того, заявитель указывая на возможность поставки на безвозмездной основе, имеющихся у него глюкометров (отличных от имеющихся у заказчика) одновременно с поставками тест – полосок, опровергает факт совместимости товаров (требуемых заказчику), на которых размещаются другие товарные знаки, в том числе имеющиеся у заявителя и учитывая положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе позволяют использовать в описании объекта закупки указание на товарный знак без использования слова «или эквивалент». Доводы заявителя о том, что разъяснения (разъяснение положений документации об электронном аукционе от 16.11.2020 №РД1) не содержат обоснования закупки именно этого товара сводятся к обжалованию обоснования потребности заказчика в осуществляемой закупке. Закон о контрактной системе не содержит требований к обоснованию потребности осуществления заказчиком тех или иных товаров, работ, услуг. Определение потребности в товарах, работах и услугах прерогатива заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом. Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. При рассмотрении жалобы заявитель не представил доказательств ограничения заявителя на участие в электронном аукционе. Само по себе наличие у заявителя товара отличного от требований аукционной документации, а также возможность безвозмездной поставки указанного товара не указывает на ограничение возможности участия в электронном аукционе. Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 №11017/10 по делу №А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта, которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Учитывая, что в техническом задании заказчиком определены функциональные, качественные, эксплуатационные, технические характеристики требуемого к поставке товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и Правил использования КТРУ, постольку доводы заявителя не обоснованы и носят предположительный характер. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: признать жалобу ООО «Тантум Фарм» необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны