Решение б/н Решение по делу от 25 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному  директору

МУП «ВОДСЕРВИС»

<--->

 

Спартаковская ул., д.108,

 с. Романово,  Романовский район,

 Алтайский  край, 658640

 

 

Директору ООО «МАРИЯ-РА»

<--->

 

ул. Мерзликина, д.5,

г. Барнаул, 656049

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/01/10-43/2022 о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Барнаул

Резолютивная часть решения оглашена "23" марта 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено "25" марта 2022 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<--->   -  <--->

Члены Комиссии:

<---> - <--->

<---> - <--->

<---> - <--->

рассмотрев дело № 022/01/10-43/2022 по признакам нарушения МУП «Водсервис» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в указании в выданных ООО «Мария-Ра» технических условиях № 12 от 18.10.2021г. места размещения узла учета на границе балансовой принадлежности, согласно выданным ранее техническим условиям (в колодце), что противоречит пунктам 30, 31 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, пунктам 11.1, 11.5 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»,

в присутствие на заседании представителей:

от МУП «Водсервис» - <--->, <---> (доверенность <---> от <--->, срок действия один год);

от заявителя ООО «Мария-Ра» - <---> (доверенность <---> от <--->, срок действия полгода), <---> (доверенность <---> от <--->, срок действия полгода),

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление
ООО «Мария-Ра» (вх. № 2112925 от 22.11.2021 г.) по вопросу, связанному с заключением

договора  холодного водоснабжения нежилого здания,  расположенного по  адресу: Алтайский  край, Романовский район, с. Романово, ул. Советская, д.48а, а также вводом в эксплуатацию прибора учета.

Из документов, представленных в антимонопольный орган, следует, что ООО «Мария-Ра» является собственником объекта недвижимости (магазина), расположенного по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, ул. Советская, д.48а.

Ранее водоснабжение данного объекта осуществлялось на основании договора № 43 от 18.07.2014г. на предоставление коммунальных услуг, заключенного с МУП «Коммунальщик».

Подключение объекта к централизованной системе водоснабжения осуществлялось на основании выполнения условий договора подряда от 19.10.2011г., а также являющихся приложениями к данному договору Технического задания на выполнение ремонтно-строительных работ и Технических условий, выданных МУП «Коммунальщик».

Указанными техническим условиями была предписана обязанность ООО «Мария-Ра» установить в здании водомерный узел, при этом в эксплуатационной ответственности МУП «Коммунальщик» находится водопроводный колодец в точке подключения, включая задвижку подключения, а к ответственности ООО «Мария-Ра» отнесены устройства и сооружения абонента, присоединенные к колодцу.

Точкой подключения указан кирпичный колодец, в котором необходимо предусмотреть запорную арматуру, а до подключения – установить в здании водомерный узел.

Ответственность за состояние водопроводного колодца в точке подключения, включая задвижку подключения, несет МУП «Коммунальщик».

Устройства и сооружения для присоединения абонента к колодцу, а также внутриквартальные и внутриплощадочные сети, сооружения и устройства на них и др. находятся в хозяйственном ведении и на обслуживании ООО «Мария-Ра».      

Однако установление и введение в эксплуатацию прибора учета потребленной воды осуществлено не было, что подтверждено информацией ООО «Мария-Ра» исх. №3640738 от 28.12.2021.         

Впоследствии МУП «Коммунальщик» исключено из Единого реестра юридических лиц.

До 2021 года между ООО «Мария-Ра» и МУП «Водсервис» договор в письменной форме заключен не был.

23.09.2021г. ООО «Мария-Ра» обратилось к МУП «Водсервис» с заявкой (исх. №3407958 от 08.09.2021) о заключении договора холодного водоснабжения указанного объекта. К данной заявке были приложены:

- копия свидетельства о государственной регистрации права от 16.02.2012;

- копия расчета потребления холодной воды;

- копии учредительных документов;

- копия доверенности на представителя.    

В своем ответе исх. №524 от 24.09.2021г. МУП «Водсервис» сообщило об отсутствии в представленном заявителем пакете документов информации о наличии либо отсутствии установленного прибора учета и предложило предоставить техническую документацию для оформления договора на оказание услуг по подаче холодной воды. 

Порядок заключения договоров холодного водоснабжения установлен Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее – Правила № 644).

Согласно пункту 8 Правил № 644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента).

Пунктом 9 Правил № 644 установлено, что заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.

Пунктом 16 Правил № 644 определены сведения, указываемые в заявке абонента.

Пунктом 17 Правил № 644 определен перечень документов, прилагаемых к заявке, к которым относятся также копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения либо на дату возникновения права абонента на объект, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в сутки, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной (за исключением случаев, если договор, заключаемый с таким абонентом, предусматривает расчеты по показаниям прибора учета).

Таким образом, письмо МУП «Водсервис» от 24.09.2021г. не противоречит пункту 9 Правил № 644.

Далее, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 (далее – Правила № 776), определен порядок установки приборов учета.

Согласно пункту 8 Правил № 776, в случае если иное не предусмотрено настоящими Правилами, установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 776 технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

Пунктом 30 Правил № 776 установлено, что технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

а) требования к месту размещения узла учета;

б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;

в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

 06.10.2021г. ООО «Мария-Ра» исх. №3436552/237785ИК обратилось к МУП «Водсервис» с заявкой на выдачу технических условий на проектирование и монтаж узла учета холодного водоснабжения.

МУП «Водсервис» выдало требуемые технические условия № 12 от 18.10.2021г., где указало требования установить прибор учета на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, согласно ранее выданным техническим условиям. Установить прибор учета в помещении с температурным режимом от +5º С до +50º С.

Из ранее выданных ООО «Мария-Ра» от МУП «Коммунальное хозяйство» технических условий от 19.10.2011г. следовало, что точкой подключения является кирпичный колодец, а границей эксплуатационной ответственности является установленная в данном колодце задвижка подключения.   

Требование установить прибор учета именно в кирпичном колодце подтверждается информацией МУП «Водсервис» № 555 от 27.12.2021 г., представленной в управление ФАС по Алтайскому краю.

Таким образом, МУП «Водсервис» в технических условиях указало конкретное место установки прибора учета.

Однако пунктом 30 Правил № 776 установлено включение в технические условия только требований к месту размещения узла учета.

Указание на конкретное место размещения узла учета должно содержаться в проектной документации согласно пункту 31 Правил № 776.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 11.1 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», счетчики воды следует устанавливать на вводах трубопровода холодного и горячего водоснабжения в каждое здание и сооружение, в каждую квартиру жилых зданий и на ответвлениях трубопроводов в магазины, столовые, рестораны и другие помещения, встроенные или пристроенные к жилым, производственным и общественным зданиям.

Пунктом 11.5 СНиП 2.04.01-85 установлено, что счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 °С.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон РФ № 384-ФЗ) помещение – это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 2 Закона РФ № 384-ФЗ здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

Подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Закона РФ № 384-ФЗ установлено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Кирпичный колодец, в котором МУП «Водсервис» требует установить прибор учета воды, не является помещением и не соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, на МУП «Водсервис» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции».

         В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, отнесено к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением администрации Романовского района Алтайского края о 10.05.2018г. №166 МУП «Водсервис» определено гарантирующей организацией для холодного водоснабжения в границах муниципальных образований, в том числе – в Романовском сельсовете.

На основании  части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

УФАС по Алтайскому краю, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению в границах расположения технологической инфраструктуры, эксплуатируемой МУП «Водсервис» в Романовском районе Алтайского края.

На основании результатов данного анализа МУП «Водсервис» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению в границах расположения своей технологической инфраструктуры.

Таким образом,  действия МУП «Водсервис», выразившиеся в указании в технических условиях № 12 от 18.10.2021г. места размещения узла учета на границе балансовой принадлежности, согласно выданным ранее техническим условиям (в колодце), противоречат пунктам 30, 31 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, пунктам 11.1, 11.5 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», ущемляют интересы ООО «Мария-Ра» и нарушают  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать МУП «Водсервис» доминирующим на рынке оказания услуг по водоснабжению в Романовском районе Алтайского края.

2.Признать действия МУП «Водсервис», выразившиеся в указании в технических условиях № 12 от 18.10.2021г. места размещения узла учета на границе балансовой принадлежности, согласно выданным ранее техническим условиям (в колодце), противоречащими пунктам 30, 31 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, пунктам 11.1, 11.5 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», ущемляющими интересы ООО «Мария-Ра» в сфере предпринимательской деятельности и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать МУП «Водсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести выданные ООО «Мария-Ра» технические условия № 12 от 18.10.2021г. на проектирование и монтаж узла учета холодного водоснабжения объекта недвижимости (магазина), расположенного по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, ул. Советская, д.48а, в соответствие с нормами действующего законодательства, с учетом решения комиссии УФАС по Алтайскому краю по настоящему делу. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <---> 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                  <--->

 

 

                                                                                                                               <--->

 

 

                                                                                                                           <--->

   

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны