Решение №2351/7 Решение по делу от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Аптека Доктора Сотниковой»

АО «Мелодия здоровья»

ООО «Галатея»

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-284/2020

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

К<..>- заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<..> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

П<.> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-284/2020 по факту размещения и распространения рекламы в справочно-информационной сети «2Гис» сети аптек «Первая помощь» г.Барнаул с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствии заявителя, уведомлен надлежащим образом,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО «Аптека Доктора Сотниковой» в лице директора Х<..> О.Н., а также представителя по доверенности С<..>З.А.,

в присутствии заинтересованного лица ООО «Галатея» в лице директора Х<..>О.Н., а также представителя по доверенности С<..> З.А.,

в отсутствии заинтересованного лица АО «Мелодия Здоровья», уведомлено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Лица участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела. Со стороны заявителя и АО «Мелодия Здоровья» каких-либо ходатайств в антимонопольный орган не поступило.

Комиссией принято решение о рассмотрение дела в отсутствии заявителя и АО «Мелодия Здоровья».

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина Российской Федерации (вхд.№20829 от 27.01.2020г.) о правомерности действий сотрудников сети аптек «Первая помощь» г.Барнаула.

Согласно заявлению, в справочно-информационной системе «2ГИС» распространяется реклама сети аптек «Первая помощь» в г.Барнаул о предоставлении скидки до 50% за счёт оплаты бонусами «Спасибо от Сбербанка».

Как указывает заявитель, на сайте apteka.ru 25.01.2020 года заявитель сформировала интернет заказ №А-447968525 на сумму 305,60 рублей. Пункт выдачи: г.Барнаул, ул. Маяковского 4Б, пом. Н2 (филиал аптеки «Первая помощь»).

26.01.2020 года при получении заказа заявителю было отказано в оплате товара частично бонусами «Спасибо» от Сбербанка. При этом разъяснялось, что при покупке товара непосредственно в аптеке расчет бонусами «Спасибо» от Сбербанка возможен. К заявлению предоставлены фото рекламы, размещенной в справочно-информационной системе «2Gis».

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено, что

в справочно-информационной системе «2ГИС» размещена реклама сети аптек «Первая помощь» в г.Барнаул следующего содержания: «Первая помощь сеть аптек до 50% скидки за счёт оплаты бонусами «Спасибо от Сбербанка» Маяковского, 4Б», «Первая помощь» существует с 2000 года на рынке города и края. В аптечной сети работает более 80 аптек Профессионализм Широкий ассортимент Реальная ценовая политика Динамичное развитие Мы предлагаем две системы скидок до 50% скидки за счёт бонусов Спасибо от Сбербанка; или покупка за полцены по карте лояльности Первая помощь (скидка до -50% за счёт бонусов). Справочная служба аптечной сети «Первая помощь» оказывает консультации круглосуточно! С 01.01.2020 по 30.04.2020 года. Подробности уточняйте по телефону…», данная информация сопровождается пометкой «реклама».

Присутствующие в заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представители Обществ доводы, представленные ранее в письменных отзывах на определение о возбуждении дела, поддержали.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, изучив имеющиеся документы и материалы, заслушав доводы стороны, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к сети аптек «Первая помощь», к рекламируемым системам скидок « принимаем бонусы «Спасибо» от Сбербанка» и «скидка до 50% по карте «Первая помощь» (при оплате Бонусами»), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В своих письменных пояснениях ООО «Аптека доктора Сотниковой» указывает, что спорная реклама, размещенная в справочно-информационной системе «2Гис», не распространяется на приобретение товаров путем их заказов через сайт apteka.ru, а следовательно отсутствие в рекламе указания на ограничение использования бонусов «Спасибо от Сбербанка» при оформлении заказов через сайт apteka.ru не является нарушением ч.7 ст.5 Федерального заявления «О рекламе».

По информации, предоставленной ПАО «Сбербанк» установлено, что программа лояльности «Спасибо от Сбербанка» предусматривает возможность накопления бонусов и получения поощрений участниками программы от партнеров программы ( юр.лица, ИП, заключившие договор с уполномоченной компанией об участии в программе, имеющий эквайринговое оборудование, поддерживающее специальное программное обеспечение, позволяющее участвовать в программе) при проведении действительной операции по оплате товара для личного потребления с использованием банковской карты ПАО «Сбербанк» в соответствии с правилами программы. Программа реализуется Банком и управляется оператором/уполномоченной компанией (АО «Центр программ лояльности», ИНН <..>).

Правила программы, а также информация о порядке участия и присоединения к программе, об организаторе программы, сроке ее действия, перечне партнеров программы, об условиях проведения акций, реализуемых партнерами на базе программы, количество поощрений, сроках, месте и порядке получения размещены в открытом доступе на официальном сайте программы https://spasibosberbank.ru/, а также сайтах Банка. Вступая в программу «Спасибо от Сбербанка», клиент знакомится и выражает свое согласие с правилами программы.

В рамках программы начисляются бонусы, а также возможна (но необязательна) реализация акций партнеров по списанию бонусов. Списание бонусов, которое осуществляется на основании правил программы и ограничений, установленных партнером (раздел 5 правил программы), представляет собой возможность получения бонусного поощрения в обмен на бонусы.

Согласно п. 5.1.1- уполномоченная компания списывает с бонусного счета участника бонусы в случае предоставления участнику бонусного поощрения в торговых точках партнеров, предоставляющих бонусное поощрение. Поощрение предоставляется участнику только при использовании карты и при наличии на бонусном счете необходимого количества бонусов.

Согласно п.5.5.1- партнёр имеет право установить ограничения на использование бонусного поощрения при продаже товаров. С условиями предоставления бонусного поощрения партнерами программы участники обязаны ознакомиться в торговых точках соответствующих партнеров или на сайте программы.

Таким образом, установлено, что оператором программы потребительской лояльности «Спасибо от Сбербанка» является АО «Центр программ лояльности» (АО «ЦПЛ»), и осуществляет реализацию данной программы, в том числе от своего имени заключает договоры с партнерами, начисляются бонусы и списываются бонусы в обмен на скидку.

По информации, предоставленной в антимонопольный орган АО «ЦПЛ», 23 августа 2017 г. АО «ЦПЛ» заключило Договор с компанией АО «Мелодия здоровья» (ОГРН <...>), представляющей сеть аптек «Первая помощь», включая аптеку, расположенную по адресу: г.Барнаул, ул. Маяковского, д.4, корп.Б. Данная компания принимает участие в программе «Спасибо от Сбербанка» и в статуте «партнера» и в статусе «поставщика», т.е в том числе списывает бонусы в обмен на скидку-бонусное поощрение.

В соответствии с условиями программы допускается установление ограничений в использовании Бонусного поощрения. Так в п. 5.5.1. Раздела 5 Правила Списания Бонусов  Приложение №1 к Правилам Программы «Спасибо от Сбербанка» Правила Бонусной Программы (https://spasibosberbank.ru/detailed#p7) предусмотрено, что «Партнер имеет право установить ограничения на использование Бонусного поощрения при продаже Товаров. С условиями предоставления Бонусного поощрения Партнерами Программы Участники обязаны ознакомиться в Торговых точках соответствующих Партнеров или на Сайте Программы.» На сайте программы на странице Компании https://spasibosberbank.ru/partners/f_help указано, что «в розничных аптеках бонусы СПАСИБО не начисляются и не списываются при оплате заказов, оформленных на сайте apteka.ru».

В торговых точках информирование участников о программе «Спасибо от Сбербанка», условиях начисления, списания бонусов и имеющихся ограничениях производится как путем устной коммуникации работника Компании – продавца Торговой точки – с Участником, так и путем размещения рекламных материалов с информацией о Программе. В целях информирования Участников об участии Торговой точки в Программе Компанией были размещены материалы, где также указано, что с условиями Акций Партнеров и ограничениях, можно ознакомиться на сайте Программы и/или в Торговых точках Компании-Партнера.

АО «ЦПЛ» указало все детали в отношении списаний в аптеке «Первая помощь» в г. Барнаул на странице Компании-Партнера https://spasibosberbank.ru/partners/f_help, размещенной на сайте Программы. В Торговой же точке Компании обо всех ограничениях, действующих при списании Бонусов в обмен на Бонусное поощрение (скидку), должны сообщать работники Торговой точки по обращению любого Участника. Иные рекламные материалы с Акциями Компании ни в справочно-информационной системе 2 GIS, ни на других информационных ресурсах от имени АО «ЦПЛ» не размещалось и такое размещение АО «ЦПЛ» не инициировалось.

Также АО «ЦПЛ» сообщило, что «Аптека.ру» не является партнером Программы, списывающим бонусы в торговой точке по адресу г. Барнаул, ул. Маяковского, д. 4 корп.Б. Таким образом, при оформлении заказа посредством сервиса «Аптека .ру» покупатель, должен ознакомиться и согласиться с правилами сервиса, как с условиями публичной оферты, и был осведомлен об условиях предоставления скидок при оплате заказа у конечного продавца, а именно о том, что по общему правилу при оформлении интернет-заказов через сервис «Аптека-ру» не следует рассчитывать на дополнительные скидки.

На запрос антимонопольного органа ООО «Городские информационные системы» («2Гис») сообщило, что размещение рекламной информации об организации «Первая помощь, сеть аптек» осуществляется на основании заключенного между ООО «Аптека Доктора Сотниковой» (рекламодатель) и ООО «Городские Информационные Системы» Бланка заказа №<..>

Договор на производство рекламной информации между рекламодателем и ООО «Городские Информационные Системы» не заключался, все рекламные материалы были предоставлены рекламодателем.

Подписание рекламодателем Бланка заказа подтверждает ознакомление и безоговорочное согласие рекламодателя с «Правилами оказания рекламных и информационных услуг с использованием продуктов «ГИС» и поименованными в них обязательными для сторон документами, размещенными и доступными на сайте в сети «Интернет».

В соответствии с п.4.3.5 указанных Правил рекламодатель обязался обеспечивать достоверность сведений, содержащихся в предоставленных рекламных материалах, а также и их соответствие иным требованиям законодательства и данным Правилам.

Помимо указанного, рекламодателем было предоставлено гарантийное письмо, в соответствии с которым в ответ на запрос «2ГИС» о подтверждении добросовестности и достоверности размещаемой рекламы рекламодатель предоставил гарантии, что предоставленные им рекламные материалы полностью соответствуют законодательству РФ и соответствуют действительности, автором текста и графической информации представленных рекламных материалов является Х<..> (директор ООО «Аптека Доктора Сотниковой»).

Установлено, что рекламный материал в информационно-справочную систему «2ГИС» предоставлен ООО «Аптека Доктора Сотниковой» (ИНН <..>) учредителем которого является АО «Мелодия здоровья», директором Общества является также Х<..> О.Н.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной информацией в рекламе является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Антимонопольным органом установлено, что в справочно-информационной системе «2ГИС» распространяется реклама сети аптек «Первая помощь» в г.Барнаул, о предоставлении скидки до 50%т за счет оплаты бонусами «Спасибо» от Сбербанка, однако условия предоставления (или ограничения на предоставление) такой скидки не указаны, а следовательно в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях акции (ограничения по списанию бонусов «Спасибо» от Сбербана), так как согласно заявлению скидку в виде оплаты товара частично бонусами, заявителю не предоставили при оформлении заказа через интернет.

Таким образом, в данной рекламе нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Аптека Доктора Сотниковой» (ИНН <..>).

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу размещенную и распространенную в справочно-информационной системе «2ГИС» сети аптек «Первая помощь» в г.Барнаул о предоставлении скидки до 50% за счет оплаты бонусами «Спасибо от Сбербанка», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2.Выдать ООО «Аптека доктора Сотниковой» (ОГРН <..>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в трех месячных срок со дня его вынесения.

Председатель Комиссии А.В.К<..>

Члены Комиссии Н.Е.Б<..>

Т.А.П<..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны