Решение б/н Дело №71-ФАС22-ОВ/10-09 от 12 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по АК рассмотрев дело № 71-ФАС22-ОВ/10-09 по признакам нарушения Б районным Советом народных депутатов АК части 1 статьи 15 и частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по внесению изменений в действующее положение о порядке управления объектами права собственности Б района АК,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по АК установлено, что на территории Б района действует Положение о порядке управления объектами права собственности Б района АК (утв. решением Б районного Совета народных депутатов АК от 06 июля 2005 № 47). При этом, способы передачи муниципального имущества в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, установленные указанным муниципальным актом, противоречат положениям статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По факту обнаруженных нарушений управлением ФАС по АК на основании приказа № 368 от 08.10.2009 в отношении Б районного Совета народных депутатов АК возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 71-ФАС22-ОВ/10-09.

На заседании Комиссии представитель Б районного Совета народных депутатов АК Р признал нарушение антимонопольного законодательства и пояснил, что рассмотрение вопроса по внесению изменений в действующее Положение о порядке управления объектами права собственности Б района АК (утв. решением Б районного Совета народных депутатов АК от 06 июля 2005 № 47) с учетом требований антимонопольного законодательства и запланировано к рассмотрению в календарном плане проведения сессий районного Совета народных депутатов на 12-ю сессию, которая состоится 29 октября 2009г.        

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В систему муниципальных правовых актов входят, среди прочих, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст. 33 Положения о порядке управления объектами права собственности Б района АК (утв. решением Б районного Совета народных депутатов АК от 06 июля 2005 № 47) муниципальное имущество, составляющее казну Б района, передается в доверительное управление на основании решения Б районного Совета народных депутатов по представлению главы администрации Б района. В решении о передаче имущества в доверительное управление должно быть определено: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; лицо, в управление которого передается имущество; возможный срок действия договора доверительного управления.

            Согласно ст. 36 Положения муниципальные унитарные предприятия сдают в аренду принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество с согласия комитета по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Б района.

            Сдача в аренду объектов права собственности Б района, в отношении которых муниципальное учреждение обладает правом оперативного управления, осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Б района на основании письменного обращения муниципального учреждения либо с его согласия (ст. 37 Положения).

            Предприятия и другие имущественные комплексы, составляющие казну района, сдаются в аренду комитетом по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Б района на основании решения Б районного Совета народных депутатов, принимаемого по предложению главы администрации Б района. Принятие решения о сдаче в аренду иного имущества, составляющего казну района, а также сдача его в аренду производятся комитетом по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Б района (ст. 38 Положения).

            Объекты права собственности, составляющие казну Б района передаются в безвозмездное пользование решением главы администрации Б района с согласия Б районного Совета народных депутатов, если балансовая стоимость объекта превышает 5000 МРОТ (ст. 45 Положения).

Таким образом, исходя из анализа муниципального нормативного акта следует, что передача имущества в доверительное управление, безвозмездное пользование и аренду возможна без проведения публичных процедур, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной статьей.

Часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в части невнесения изменений в Положение о порядке управления объектами права собственности Б района АК (утв. решением Б районного Совета народных депутатов АК от 06 июля 2005 № 47), предусматривающее возможность передачи муниципального имущества в доверительное управление (статья 33), аренду (статьи 36-38), безвозмездное пользование (статья 45) без проведения торгов, противоречит положениям частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к нарушению запрета установленного абзацем 1 части 1 статьи 15 вышеназванного Закона.

Согласно пункту 4 статьи 41 Положения Б районным Советом народных депутатов могут определяться арендаторы, которым предоставляются льготы по арендной плате и устанавливаться указанные льготы.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. Предоставление таких преимуществ осуществляется после предварительного согласования с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 указанного закона.

Таким образом, действия Б районного Совета народных депутатов в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 41 Положения и без предварительного согласования с антимонопольным органом (за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктами 1 – 3 части 3 и пунктами 1 – 4 части 4 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») могут привести к нарушению абзаца 1 части 3 статьи 19 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Б районный Совет народных депутатов АК нарушившим требования:

- абзаца 1 части 1 статьи 15, частей 1, 3 статьи 17.1, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия по внесению изменений в статью 33, пункты 3, 4 статьи 36, пункт 2 статьи 37, статьи 38, 45 Положения о порядке управления объектами права собственности Б района АК (утв. решением Б районного Совета народных депутатов АК от 06 июля 2005 № 47), предусматривающие возможность передачи муниципального имущества в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов;

- пункта 7 части 1 статьи 15 и абзаца 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия по внесению изменений в пункт 4 статьи 41 Положения о порядке управления объектами права собственности Б района АК (утв. решением Б районного Совета народных депутатов АК от 06 июля 2005 № 47), предусматривающий возможность предоставления отдельным арендаторам льгот по арендной плате без проведения процедуры, установленной главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Б районному Совету народных депутатов АК предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны