Решение №№ СС/2461/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/5-217/2023 от 24 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЮОНИ»

 

Дело № 022/05/5-217/2023

РЕШЕНИЕ

Решение принято 13 апреля 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...>  – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/5-215/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телевидении рекламы компании «Юпитер» о списании долгов граждан, в которой усматриваются признаки нарушения части 5 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием посредством системы видеоконференцсвязи представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – ООО «ЮОНИ», ОГРН 5137746012652, <...> по доверенности от 15.03.2023г., <...> по доверенности от 15.03.2023г.,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-217/2023 возбуждено 01 марта 2023 года по факту распространения на телеканале «НТВ» рекламы центра помощи кредитным должникам «Юпитер» о списании долгов граждан следующего содержания: «Юпитер поможет списать большие долги 552-552».

На всем протяжении ролика реклама сопровождается информацией в нижней части экрана: «Гражданин может быть признан банкротом на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. ООО «ЮОНИ» осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина. Барнаул», а также информацией в центре экрана «БОЛЬШИЕ ДОЛГИ от 200 000 рублей».

Продолжительность ролика составляет 4 секунды.

В рассматриваемой рекламе усмотрены признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), поскольку реклама создает впечатление гарантии полного освобождения от исполнения обязательств перед кредиторами, а также о том, что процедура банкротства не влечет для гражданина никаких последствий.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано лицо, оказывающее юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства – ООО «ЮОНИ», рекламодатель рассматриваемой рекламы.

Рассмотрение дела назначено на 21 марта 2023 года.

17 марта 2023 года ООО «ЮОНИ» представлен отзыв на определение о возбуждении дела, в соответствии с которым Общество не согласно с признаками нарушения законодательства о рекламе, считает, что антимонопольный орган рассматривает лишь одну фразу в рекламе «ЮПИТЕР поможет списать большие долги…», не рассматривая рекламный ролик в целом, в котором присутствует информация, разъясняющая оказываемую услугу: «Гражданин может быть признан банкротом на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. ООО «ЮОНИ» осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина». Данный текст, считает Общество, снимает какую-либо двоякость или иное непонимание и приводится в полном соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве). Вместе с тем, Общество отмечает, что, несмотря на несогласие с позицией антимонопольного органа, им в адрес ООО «Прайм Сибирь» направлено заявление о приостановлении трансляции рекламного ролика на период разбирательства по данному вопросу (более подробно доводы изложены в отзыве).

21 марта 2023 года присутствующие в заседании Комиссии представители ООО «ЮОНИ» доводы, изложенные в отзыве, поддержали в полном объеме.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в рекламе компании «Юпитер» информация о том, что гражданин может быть признан банкротом в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и что в ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина, присутствует, но продолжительность такого присутствия в совокупности с продолжительностью рекламного ролика составляет 4 секунды, что делает практически невозможным восприятие данной информации, её прочтение, и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе существенной для потребителя информации, наряду с размещением, путем озвучивания, привлекательной для потребителя информации о списании долга, форма представления таких сведений такова, что они не могут быть восприняты потребителями здесь и сейчас, следовательно, фактически отсутствуют в рекламе.

В заседании по техническим причинам объявлен перерыв до 14 часов 20 минут 22 марта 2023 года.

22 марта 2023 года рассмотрение дела продолжено.

Представители ООО «ЮОНИ» пояснили, что скорость воспроизведения ролика не является нарушением Закона о рекламе, текст ролика в заблуждение потребителя не вводит, у каждого скорость чтения совершенно различная, в связи с чем, ходатайствовали об отложении рассмотрения дела с целью поиска независимых технических экспертов и проведения экспертизы относительно вопросов:

1) Подлежит ли ролик зрительному восприятию?

2) Возможно ли в течение продолжительности ролика ознакомиться с текстом внизу рекламного ролика: «Гражданин может быть признан банкротом на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. ООО «ЮОНИ» осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина»?

3) Соответствует ли текст ролика, а также шрифт ГОСТу и иным правовым актам?

4) Имеются ли стандарты скорочтения в роликах, рекламируемых на телевидении?

В соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.

22 марта 2023 года Комиссия, заслушав доводы представителей ООО «ЮОНИ», ходатайство удовлетворила, рассмотрение дела отложила до 13 апреля 2023 года.

10 апреля 2023 года в материалы дела поступило заключение специалистов АНО «Алтайский экспертно-правовой центр» № 85/04-2023, согласно выводам которых:

  1. На вопрос: «Соответствует, ли ролик Закону о рекламе?» получен ответ: «Спорный рекламный ролик соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», не содержит недостоверной информации об услугах, оказываемых ООО «ЮОНИ», исходя из буквального толкования в целом смысла рекламного ролика, ощущения искажения смысла информации не возникает».
  2. На вопрос: «Читаемый ли текст в рекламе, не загорожен ли знаками, символами, посторонними предметами?» получен ответ: «Весь текст, содержащийся в представленном на исследовании рекламном видеоролике, не загорожен ни знаками, ни символами, ни посторонними предметами и в принципе является читаемым; полный объем справочной информации, находящейся в нижней части экрана и набранный мелким шрифтом, может быть не воспринят в зависимости от субъекта, который будет смотреть видеоролик, так как у разных людей разное скорочтение и разная скорость восприятия. На восприятие и смысловую интерпретацию основного посыла, который несет в себе исследованный рекламный ролик, это не повлияет».
  3. На вопрос: «Воспринимается ли текст и вообще информация в ролике зрителем?» получен ответ: «Основная текстуальная и графическая информация, содержащаяся в рекламном ролике, будет однозначно воспринята зрителями как предложение помощи в решении проблем с большими долгами, если таковые имеются, однако некоторые компоненты справочной информации, раскрывающие конкретное содержание этой помощи, могут быть не восприняты в зависимости от субъекта, который будет смотреть ролик, так как у разных людей разное скорочтение и разная скорость восприятия».

13 апреля 2023 года представители ООО «ЮОНИ» в заседании Комиссии продолжали придерживаться ранее изложенной по делу позиции, с признаками нарушения законодательства о рекламе не согласились, указав на то, что, представленное в материалы дела заключение специалистов подтверждает отсутствие нарушения законодательства о рекламе, а также то, что спорный рекламный ролик потребителями однозначно воспринимается и читается, текст не загорожен ни знаками, ни символами, ни посторонними предметами.

Комиссия, заслушав доводы представителей ООО «ЮОНИ», изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий:

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 9 статьи 36 Закона о рекламе рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В связи с чем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил, дела возбуждаются и рассматриваются, в том числе по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела в соответствии с пунктом 13 Правил является, в том числе собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Факт распространения компанией «Юпитер» рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, установлен 14 января 2023 года в 20 часов 20 минут Алтайским краевым УФАС России, о чём указано в докладной записке от 16.01.2023г.; дело №022/05/5-217/2023 возбуждено по собственной инициативе. В связи с чем, ходатайство представителя ООО «ЮОНИ» о прекращении рассмотрения настоящего дела, поскольку оно может быть возбуждено не иначе как путем подачи письменного заявления, является необоснованным.

Из материалов дела следует, что на телеканале «НТВ» распространялась реклама центра помощи кредитным должникам «Юпитер» о списании долгов граждан следующего содержания: «Юпитер поможет списать большие долги 552-552».

Продолжительность ролика составила 4 секунды.

На всем протяжении ролика реклама сопровождается информацией в нижней части экрана: «Гражданин может быть признан банкротом на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. ООО «ЮОНИ» осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина. Барнаул», а также информацией в центре экрана «БОЛЬШИЕ ДОЛГИ от 200 000 рублей».

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

потребители рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Рассматриваемая информация подпадает под определение понятия рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к центру помощи кредитным должникам «Юпитер» и к процедуре банкротства физических лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к указанным объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, потребителями которой являются представители самых разных слоев общества, социального положения, образования и возраста, преследует цель привлечения внимания потребителей к процедуре банкротства физических лиц. При этом использование в рекламе фраз «поможем списать большие долги», «большие долги от 200 000 рублей» в совокупности с манерой подачи рекламной информации создает впечатление о гарантированном, беспроблемном, освобождении от долгов без указания на последствия процедуры банкротства.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами.

При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть:

- ограничение его права на выезд из Российской Федерации,

- должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства,

- в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства,

- в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Индивидуальный предприниматель с момента принятия решения о признании его банкротом утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства в соответствии с положениями Закона о банкротстве принимает суд, который также может и отказать во введении такой процедуры. Однако рассматриваемая реклама создает впечатление, что, подав заявление о банкротстве, гражданин гарантировано освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий.

Основные понятия, используемые в Законе о банкротстве, закреплены в статье 2 Закона, где:

должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей;

реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов.

Согласно части 2 статьи 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

В части 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве указаны последствия введения реструктуризации долгов гражданина, закреплено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, в том числе прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.

Признание безнадежной задолженности гражданина перед кредитором (кредитной организацией) - это только часть последствий признания гражданина банкротом, указанная в части 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве.

Присутствующая в рассматриваемой рекламе фраза «В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина» не дают потребителю достоверной и полной информации о возможном результате прохождения процедуры банкротства.

Действительно согласно части 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве, по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

Однако в соответствии с частью 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:

- вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

- гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;

- доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

Также согласно части 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции (например, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2015 по делу № А45-24580/2015, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2021 № Ф01-495/2021 по делу № А29-3530/2018, которым оставлено в силе определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение тех требований банка, которые не были удовлетворены в ходе процедуры реализации имущества гражданина (должника), и пр.).

Таким образом, признанный банкротом гражданин не освобождается автоматически от долгов, в том числе кредитного, поэтому использованная в рассматриваемой рекламе формулировка «поможем списать большие долги», «большие долги от 200 000 рублей» вводит потребителей в заблуждение и не может восприниматься как достоверная.

Исходя из анализа положений Закона о рекламе, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги) приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Комиссией установлено, что в рекламе центра помощи кредитным должникам «Юпитер» присутствует информация о том, что гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом) на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; в ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина, но данная информация присутствует на экране в течение 4 секунд, что делает практически невозможным её восприятие, прочтение, и вводит в заблуждение потребителей рекламы. При таких обстоятельствах Комиссия отмечает, что текст рекламного ролика, включая тот позитивный контекст, в котором реклама подается, свидетельствует об искажении смысла информации и введении в заблуждение потребителей рекламы.

В данном случае существенность информации в рекламе определяется с учетом ее фактического содержания, которое прямо влияет на намерение потребителя воспользоваться рекламируемым предложением.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Именно поэтому в настоящем деле в части избранного рекламодателем способа донесения информации, сочетающего в себе текстовое и звуковое сопровождение, рассматривается воспринимаемость достоверно и целиком информации в рекламе с позиции обычного потребителя.

Формулировки «гражданин может быть признан банкротом на основании 127-ФЗ...» и «...в ходе банкротства предусмотрена реструктуризация долгов и реализация имущества» в тексте ролика словесно не дают обычному потребителю, который не обладает специальными познаниями, воспринимать информацию о том, что не у каждого, имеющего кредитный долг, есть возможность (право) его списать. Для этого необходимо пройти процедуру банкротства, но и эта процедура не является гарантией того, что кредитный долг может быть списан. Об этом рекламодатель умалчивает.

Комиссия отмечает, что реклама наводит на мысль, что банкротство легкий инструмент списания долгов, а не сложная юридическая процедура, которая имеет свои условия и последствия. Потребитель вводится в заблуждение, что может привести к ситуации, когда гражданин будет набирать обязательства, руководствуясь мыслью, что спишет их без ущерба для своего материального состояния.

Внимание потребителя сконцентрировано не на тексте в конце рекламного ролика, содержание которого чрезвычайно важно в данном случае, а на звуковом сопровождении об обещании компании Юпитер помочь списать большие долги и фразой в левой части экрана «БОЛЬШИЕ ДОЛГИ от 200 000 рублей», которая выполнена гораздо большим шрифтом, чем существенная информация для потребителей. В свою очередь, текст никакие цветовые и шрифтовые акценты не ставит, содержание такого текста воспринимается с трудом, поскольку, скорее всего, потребителю придется не один раз вчитываться в него (его продолжительность присутствия на экране 4 секунды), чтобы понять, осмыслить и соотнести с сюжетом рекламы. Следовательно, реклама недоступна для восприятия в полном объеме и может вводить потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Алтайское краевое УФАС России, проанализировав представленное в материалы дела заключение специалистов АНО «Алтайский экспертно-правовой центр», считает, что выводы специалистов не опровергают доводы Комиссии о том, что существенная информация в рекламе, находящаяся в нижней части экрана: «Гражданин может быть признан банкротом на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. ООО «ЮОНИ» осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина. Барнаул», выполнена мелким шрифтом и может быть не воспринята потребителями рекламы.

Учитывая изложенное, указанная реклама распространялась с нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе, что свидетельствует о распространении ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 38 настоящего Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 настоящего Федерального закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЮОНИ», ОГРН 5137746012652, 117292, г. Москва, Нахимовский пр., 54/26-56, оказывающее юридические услуги по сопровождению банкротства физических лиц, о чем прямо указано в рекламе.

Реклама размещена на телеканале «НТВ» на основании договора №22/2021/33 от 22.12.2021г., заключенного между ООО «ЮОНИ» и ООО «Прайм Сибирь».

В соответствии с приложением № 48 от 26.12.2022г. к указанному договору, а также счет-фактурой № 163 от 31.01.2023г., графиком размещения, рассматриваемая рекламная информация размещалась, в том числе и на телеканалах «Домашний», «ТНТ», «ТВ-3 Россия», «REN-TV», «ТВ Центр-Москва».

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

Вместе с тем, исходя из имеющихся в материалах дела пояснений и сведений, предоставленных ООО «ЮОНИ», трансляция спорного рекламного ролика на период разбирательства по настоящему делу приостановлена.

В соответствии с пунктом 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

При изложенных обстоятельствах Комиссия считает нецелесообразным выдачу ООО «ЮОНИ» предписания о прекращения нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47, 54 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать распространенную на телеканале «НТВ» рекламу «Юпитер поможет списать большие долги 552-552», которая на протяжении 4 секунд сопровождается информацией в нижней части экрана: «Гражданин может быть признан банкротом на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. ООО «ЮОНИ» осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина. Барнаул», а также информацией в центре экрана «БОЛЬШИЕ ДОЛГИ от 200 000 рублей», ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «ЮОНИ» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны