Решение №АК/2267/23 Решение от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-375/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2023 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2023 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К<...>– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

К<...>– начальника отдела контроля органов власти;

Б<...> – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти,

от заявителя – ООО «МЦ «ВИТА+» (ИНН 2224185560, ОГРН 1172225010066) – Г<...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» (ИНН 2224164425, ОГРН 1142224000225) – О<...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

от заказчика – КГБСУСО «<...>» (ИНН 2263005901, ОГРН 1022202406698) – Ч<...> (по доверенности), участие обеспечено путем ВКС,

рассмотрев жалобу ООО «МЦ «ВИТА+» (вх. № 3520-ИП/23, № 3530-ЭП/23 от 04.04.2023) на действия заказчика (закупочной комиссии) КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» при проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников в 2023 году для нужд КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» (закупки № 32312206718), в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «МЦ «ВИТА+» (вх. № 3520-ИП/23, № 3530-ЭП/23 от 04.04.2023) на действия заказчика (закупочной комиссии) КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» при проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников в 2023 году для нужд КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» (закупки № 32312206718).

Из содержания жалобы следует, что ООО «МЦ «ВИТА+» приняло участие в запросе котировок. К заявке приобщены все необходимые документы, в том числе, выписка из реестра лицензий. В соответствии с документацией, а именно с п. 20 информационной карты извещения у участника закупки должны быть: «Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией. Документом, подтверждающим соответствие участника аукциона данным требованиям, является копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ООО «МЦ «Вита+» имеет действующую лицензию на выполнение следующих видов работ (услуг), среди прочих, при проведении медицинских осмотров организуются и выполняются следующие работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим). Данная выписка приложена к заявке на участие в оспариваемой закупке. В связи с чем заявитель полагает, что закупочной комиссией принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «МЦ «Вита+» по основанию: «Отклонить заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в соответствии с подпунктом 1 пункта 14.4.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика. В заявке не представлены документы, предоставление которых предусмотрено подпунктом 6 пункта 14.3.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и подпунктом 8 пункта 11.2 раздела 11 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. В заявке участника отсутствует копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по экспертизе связи заболеваний с профессией или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На заседании Комиссии УФАС представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, просил признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об отмене итогового протокола либо о внесении в него изменений, признать заявку ООО «МЦ «ВИТА+» соответствующей требованиям закупочной документации и признать ООО «МЦ «ВИТА+» победителем торгов.

На заседании Комиссии УФАС представитель уполномоченного учреждения, среди прочего, пояснила, что пп. 16 информационной карты п. 20 извещения, к участнику закупки были предъявлены требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В частности, было установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией. Таким образом, участник должен был предоставить лицензию на осуществление медицинских услуг по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) и экспертизе связи заболеваний с профессией, или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией. Согласно заявки заявителя по оспариваемой закупке была представлена выписка из реестра лицензий, которая не содержала такого вида медицинской деятельности, как экспертиза связи заболеваний с профессией.

Представитель заказчика доводы уполномоченного органа поддержала и дополнительно пояснила, что в описании предмета закупки в соответствии с приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н заказчиком установлено, что помимо обязательного периодического медицинского осмотра работников, исполнитель проводит периодический осмотр для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1.-3.4 класс 4) в центре профпатологии, в связи с чем в извещении о проведении закупки было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией. В составе заявки заявителя была представлена выписка из реестра лицензий, которая не содержала такого вида медицинской деятельности как экспертиза связи заболеваний с профессией.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

20.03.2023 на сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников в 2023 году для нужд КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» (закупки № 32312206718).

Действующая редакция извещения размещена – 24.03.2023.

Дата начала срока подачи заявок - 20.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 30.03.2023 11:00.

Дата подведения итогов - 03.04.2023.

Пунктом 8.4.3 извещения о проведении закупки установлено, что заявка участника запроса котировок в электронной форме подлежит отклонению в случае:

1) непредставления документов и (или) информации, предусмотренных пунктом 11.2 извещения, в случае если предоставление указанных документов и (или) информации является для участника обязательным, или несоответствия указанных документов и (или) информации требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок. Отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

2) наличия в документах и (или) информации, представленных участником закупки, недостоверных сведений на дату и время окончания подачи заявок на участие в таком запросе котировок;

3) несоответствия заявки требованиям извещения о закупке.

Подпунктом 8 п. 11.2 извещения установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующую указанную заказчиком информацию, среди прочего, документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника запроса котировок требованиям, установленным в п. 12.7 извещения и п.12.4. извещения запроса котировок. Исчерпывающий список документов, подтверждающий соответствие участника закупки указанным требованиям установлен в пунктах 16, 16.1 и 16.2 Информационной карты.

Пунктом 12.7 извещения установлено, что соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в случае, если такое требование предусмотрено пунктом 16 Информационной карты. Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанным требованиям установлен пунктом 16 Информационной карты.

Подпунктом 3 п. 16 информационной карты извещения о проведении закупки установлены требования к участнику закупки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе, наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией. Документом, подтверждающим соответствие участника аукциона данным требованиям, является копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 1.1 проекта договора исполнитель обязуется собственными силами и (или) привлеченными силами своевременно оказать на условиях договора услуги по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников в 2023 году (далее – «услуга»), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.

Пунктом 1.2 указанного проекта установлено, что состав и объем услуги определяется Приложением № 1 к Договору, объем устанавливается в направляемой Заказчиком заявке по наименованию(ям), качеству, в количестве, ассортименте согласно Техническому заданию (Приложение № 2) и списку сотрудников (Приложении № 3).

Место оказания услуги: Алтайский край, Первомайский район, село Сосновка, по месту нахождения Заказчика (п. 1.3 проекта договора).

Комиссией УФАС установлено, что заявка ООО «МЦ «ВИТА+» на участие в закупке отклонена в соответствии с подпунктом 1 пункта 14.4.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика. В заявке не представлены документы, предоставление которых предусмотрено подпунктом 6 пункта 14.3.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и подпунктом 8 пункта 11.2 раздела 11 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. В заявке участника отсутствует копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по экспертизе связи заболеваний с профессией или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (итоговый протокол от 03.04.2023).

На заседании Комиссии УФАС представитель заказчика пояснила, что требование к участнику закупки о наличии лицензии (выписки из реестра лицензий) с указанием наименования работ по экспертизе связи заболеваний с профессией было установлено, в связи с тем, что периодический осмотр для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1.-3.4 класс 4) проходит в центре профпатологии.

Согласно закупочной документации предметом оспариваемой закупки является проведение обязательного периодического медицинского осмотра работников КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» в 2023 году. В техническом задании «Описание предмета закупки» установлены требования к оказываемым услугам, в котором указано, что «для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 – 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпаталогии проводится раз в пять лет. Периодический медицинский осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и заказчиком, в соответствии с перечнем услуг».

При этом Комиссией УФАС установлено, а заказчиком не доказано обратного, что перечень услуг не связан с проведением экспертизы связи заболеваний с профессией.

Представитель заказчика не смога пояснить на заседании Комиссии УФАС необходимо ли заказчику в рамках оспариваемой закупки проведение экспертизы связи заболеваний с профессией.

Также, на заседании Комиссии УФАС представитель заказчика не смога пояснить в связи, с чем заказчиком установлена альтернатива выбора лицензий на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии): наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности.

В соответствии с ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Закон об охране здоровья) профилактика в сфере охраны здоровья обеспечивается проведением профилактических и иных медицинских осмотров (п. 4 ст. 12), которые подразделяются на несколько видов, в т.ч. предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (п. 2 ч. 2 ст. 46); периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы (п. 3 ч. 2 ст. 46).

Согласно ст. 63 Закона об охране здоровья экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ (ч. 1). Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ (ч. 2). Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3). Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (ч. 4). Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания (ч. 5). Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6).

На основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» медицинские осмотры (предварительные и периодические), экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией являются самостоятельными видами деятельности и являются работами (услугами), составляющими медицинскую деятельность, подлежащими отдельному лицензированию.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии наименование работ (услуг) по экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией не соответствует предмету закупки и как следствие нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Также Комиссия УФАС отмечает, что информация, содержащаяся в извещении, закупочной документации должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о предмете закупки.

В рассматриваемой ситуации заказчиком в пп. 3 п. 16 информационной карте извещения установлены требования к участникам торгов о предоставлении в составе заявки копии лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности, при этом данные виды услуг не могут быть признаны Комиссией УФАС идентичными (взаимозаменяемыми).

Объектом закупки является оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников заказчика, которые включают в себя обследования врачей-специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике поименованных в техническом задании закупочной документации, при этом экспертиза профессиональной пригодности, а также экспертиза заболевания с профессией не входит в перечень услуг в соответствии с техническим заданием и не являются самостоятельным предметом закупки.

Следовательно, требование Заказчика о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей перечень работ (услуг), составляющих следующие виды медицинской деятельности: экспертиза профессиональной пригодности, а также экспертиза заболевания с профессией, являются чрезмерными и не соответствуют требованиям Закона о закупках.

В рассматриваемом случае Комиссия УФАС приходит к выводу, что отказ в допуске к участию в закупке ООО «МЦ «ВИТА+» связан исключительно с неправомерными действиями заказчика по установлению в закупочной документации требования о предоставлении в составе заявки копии лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии наименование работ (услуг) экспертизе профессиональной пригодности и экспертиза заболевания с профессией, не связанных с предметом закупки.

Ввиду того, что внесение изменений в закупочную документацию после процедуры подведения итогов закупки действующим законодательством не предусмотрено, Комиссия УФАС приходит к выводу о целесообразности выдачи предписания об аннулировании закупки.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «<...>) – обоснованной.

2. Выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении порядка организации и проведения закупки.

3. Передать материалы жалобы ответственному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Бедарева О.Е.

тел.(3852) 35-94-00, вн.022-216

 

 

2023-992

 

 

Связанные организации

КГБСУСО "Бобровский психоневрологический интернат"
ИНН 2263005901, ОГРН 1022202406698
ООО "МЦ ВИТА+"
ИНН 2224185560, ОГРН 1172225010066
КГКУ "ЦГЗ АК"
ИНН 2224164425, ОГРН 1142224000225