Определение №СС/1081/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 022/05/5-14... от 9 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управляющему

ООО МСЧ «Клиницист-Клиника Претор»

630082, г.Новосибирск, <...>

ООО «СМГ» (сетевое издание «Толк»)

656056, г.Барнаул, <...>

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края

656049, г.Барнаул,<...>

Дело № 022/05/5-14/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

Дата вынесения 07 февраля 2024 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-14/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в сетевом издании «Толк» рекламы ООО Медико-санитарная часть «Клиницист-Клиника Претор» (далее – ООО МСЧ «Клиницист-Клиника Претор», Клиника) в которой усматриваются признаки нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием в режиме веб-конференции представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя, 630082, г.Новосибирск, <...> по доверенности,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – ООО «СМГ» (сетевое издание «Толк»), 656056, г.Барнаул,<...> (извещено надлежащим образом),

с участием в режиме веб-конференции начальника отдела правового обеспечения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края <...> по доверенности,

УСТАНОВИЛА: 

дело № 022/05/5-14/2024 возбуждено по результатам рассмотрения обращения Министерства здравоохранения Алтайского края о распространении в сети Интернет недостоверной рекламы частной клиники «Претор».

Из обращения следует, что 07.12.2023 сетевым изданием Толк на сайте https://tolknews.ru/ в рубрике «Медицина» под заголовком: «Барнаульцы могут получить бесплатную медпомощь в частной клинике Новосибирска» размещена недостоверная реклама новосибирской клиники «Претор» с предложением гражданам любого региона Российской Федерации, в том числе Алтайского края, услуг по оперативному лечению по полису ОМС, что противоречит нормам действующего законодательства.

Реклама новосибирской клиники содержит не соответствующие действительности сведения о том, что жители Алтайского края в рамках программы ОМС, бесплатно, могут получить медицинскую помощь в Клинике «Претор» г. Новосибирска, а также не соответствующие действительности сведения о том, что указанная клиника в рамках программы ОМС может жителям Алтайского края оказать медицинскую помощь, поскольку соответствующими Территориальными программами государственных гарантий, утвержденных в обоих субъектах РФ, такого порядка взаимодействия не предусмотрено.

В рассматриваемой рекламе усмотрены признаки нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Рассмотрение дела назначено на 30 января 2024 года.

Представитель ООО Медико-санитарная часть «Клиницист-Клиника Претор», присутствующий 30.01.2024 в заседании Комиссии, с нарушением законодательства о рекламе не согласился по доводам, изложенным в отзыве, указав, что согласно Закону «Об ОМС», а также Приказу № 108-н Минздрава России, общие основания для оказания помощи по ОМС - это наличие лицензии (имеется, представлена), включение в реестр медицинских организаций (включены на территории Новосибирской области, по месту осуществления деятельности); межтерриториальное взаимодействие происходит следующим образом: врач должен выдать направление в Клинику, Клиника проверяет у пациента наличие полиса ОМС, например, Алтайского края, показания для лечения; когда пациент поступает на лечение в Клинику (было много с различных регионов России, с Алтайского края не было), пролечивается, Клиника выставляет счет ТФОМСу по Новосибирской области, в свою очередь, ТФОМС по Новосибирской области – ТФОМСу, например, Алтайского края.

В связи с необходимостью привлечения к участию в деле представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее – ТФОМС Алтайского края), рассмотрение дела в порядке пункта 32 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), отложено до 07 февраля 2024 года.

В заседании Комиссии, состоявшемся 07.02.2024, представитель ООО МСЧ «Клиницист-Клиника Претор» ранее изложенные доводы поддержал в полном объеме.

Представитель ТФОМС по Алтайскому краю при рассмотрении дела пояснила, что правоотношения в системе ОМС регулируются Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ», согласно которому граждане, застрахованные в системе ОМС лица, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи гарантировано: в рамках Территориальной программы ОМС - на территории соответствующего субъекта РФ, в рамках Базовой программы – на всей территории Российской Федерации.

Ежегодно медицинские организации включаются в работу Территориальных программ государственных гарантий, в частности ОМС на территории каждого субъекта. В текущем году и в прошлом году Клиника «Претор» в системе ОМС Алтайского края не работает и не работала. Эти взаимоотношения на территории субъектов регулируются договором, который заключается между Фондом и страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, участвующими в реализации программы ОМС.

Относительно реализации базовой программы представитель ТФОМС Алтайского края пояснила, что Базовая программа ОМС устанавливается Правительством Российской Федерации, действует на территории всей Российской Федерации и лечебные учреждения, которые работают в тех или иных Территориальных программах ОМС, вправе соответственно оказывать медицинскую помощь по Базовой программе ОМС гражданам, застрахованным на территории других субъектов РФ. Сам порядок оказания медицинской помощи данным гражданам, то есть за пределами субъекта страхования, регулируется Приказом Минздрава РФ № 1342-н от 21.12.2012 «Порядок выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи при оказании в рамках программы ОМС». Согласно данному Порядку, граждане вправе получить медицинскую помощь на основании соответствующего направления, выданного лечащим врачом.

Оплата происходит исключительно в рамках договора, который заключается медицинской организацией со страховой медицинской организацией и Территориальным Фондом. Если медицинская помощь в рамках Территориальной программы ОМС оплата осуществляется страховыми медицинскими организациями в зависимости от того, в какой страховой компании застрахован гражданин. Если медицинская помощь оказана в рамках Базовой программы ОМС, то она подлежит оплате Территориальным Фондом по месту оказания услуги согласно Федеральному закону № 326.

На вопрос Комиссии, каким образом происходит оплата оказанных медицинских услуг в рамках ОМС гражданину, например, Алтайского края, если он получил помощь в г. Новосибирске, представитель ТФОМС Алтайского края пояснил следующее. В случае, если застрахованный Алтайского края получил медицинскую помощь в медицинской организации г. Новосибирска, включенной в Территориальную программу ОМС на территории города Новосибирска, услуги оплачивает ТФОМС Новосибирской области, после чего последний предъявляет счет на возмещение ТФОМС Алтайского края и если обоснованно предъявлена медицинская помощь к оплате то соответственно Фонд Алтайского края возмещает расходы Новосибирского Фонда на оказание медицинской помощи, поскольку гражданин, застрахован на территории Алтайского края.

На вопрос Комиссии, одинаков ли объем медицинской помощи, предоставляемой в рамках Территориальной программы, и в рамках Базовой, представитель ТФОМС пояснил, что по законодательству Российской Федерации все Территориальные программы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Базовой программой ОМС, которая формируется исходя из стандартов и порядка оказания помощи в Российской Федерации, поэтому все граждане РФ должны получать абсолютно одинаковую помощь одинаково объема и одинаково качества, как предусмотрено федеральным законодательством. Субъекты вправе расширять программу ОМС, но за счет средств субъекта, никакого отношения это к базовой программе не имеет, это взаимоотношения субъектов.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав содержание рекламы в совокупности с материалами и обстоятельствами дела, пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 15 декабря 2023 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило обращение Министерства здравоохранения Алтайского края о распространении 07.12.2023 сетевым изданием Толк на сайте https://tolknews.ru/ в рубрике «Медицина» недостоверной рекламы частной клиники «Претор»: «Барнаульцы могут получить бесплатную медпомощь в частной клинике Новосибирска».

Из содержания рекламы следует, что гражданам любого региона Российской Федерации, в том числе Алтайского края, частная клиника «Претор» может предоставить медицинскую помощь в рамках программы ОМС, в том числе оказать услуги по оперативному лечению.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Тем самым, реклама должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, способствовать его продвижению на рынке.

Информация «Барнаульцы могут получить бесплатную медпомощь в частной клинике Новосибирска», размещенная в сетевом издании «Толк», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам Клиники «Претор» по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, формирует и поддерживает интерес к клинике, способствует продвижению её на рынке, следовательно, данная информация является рекламой.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, также признается недостоверной.

В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, указывающие на недостоверность, поскольку, исходя из доводов обращения в совокупности с содержанием рассматриваемой рекламы, она содержит не соответствующие действительности сведения о том, что жители Алтайского края в рамках программы ОМС, бесплатно, могут получить медицинскую помощь в Клинике «Претор» г.Новосибирска, а также о том, что указанная Клиника в рамках программы ОМС может оказать медицинскую помощь жителям Алтайского края.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО Медико-санитарная часть «Клиницист-Клиника Претор», 630082, г.Новосибирск, <...>, что материалами дела подтверждено и стороной не оспаривается.

Из обращения Минздрава Алтайского края следует, что постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2022 № 651-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов; в перечне организаций, участвующих в реализации Территориальной программы в Новосибирской области, указано ООО медико-санитарная часть «Клиницист-клиника Претор». В связи с чем, данная организация может оказывать медицинскую помощь бесплатно, за счет средств ОМС, гражданам Новосибирской области.

В Алтайском крае постановлением Правительства Алтайского края от 30.12.2022 № 540 также утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2023 годов для жителей Алтайского края. Направление застрахованных граждан Алтайского края предусмотрено действующим законодательством в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы на территории субъекта. При этом в Территориальной программе Алтайского края, в перечне медицинских организаций, участвующих в её реализации, ООО медико-санитарная часть «Клиницист-клиника Претор» отсутствует. Следовательно, направление жителей Алтайского края за счет средств ОМС на территорию Новосибирской области в рамках программы ОМС не предусмотрено. Указанное направление осуществляется лечащим врачом в медицинские организации, расположенные на территории Алтайского края, либо в федеральные медицинские организации, находящиеся в ведении Минздрава России.

Тем самым, как следует из обращения Минздрава Алтайского края, реклама «Барнаульцы могут получить бесплатную медпомощь в частной клинике Новосибирска» противоречит законодательству Российской Федерации о рекламе, поскольку Клиника «Претор» не участвует в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Алтайском крае на 2023 года и на плановый 2024 и 2025 годы, поскольку в перечне медицинских организаций не состоит.

Вместе с тем, Комиссия, проанализировав доводы представителя ТФОМС Алтайского края в совокупности с нормами законодательства об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, а также материалами дела, указывающими на то, что Клиника «Претор» в действительности оказывает медицинские услуги в рамках ОМС застрахованным лицам, проживающим вне Новосибирской области (в частности на территории Республик Бурятия, Алтай, Тыва, Камчатского края, Томской, Сахалинской, Иркутской областей и т.д.), приходит к выводу, что довод Министерства здравоохранения Алтайского края о нарушении Клиникой законодательства Российской Федерации о рекламе, изложенный в обращении, является преждевременным, в силу следующего.

Статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, как на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, так и на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Более того, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 №406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», гражданину предоставлено право выбора медицинской организации.

Тем самым, исходя из законодательства Российской Федерации, застрахованные граждане имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории всей Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой ОМС, в том числе частными клиниками.

Комиссия, проанализировав содержание рекламы «Барнаульцы могут получить бесплатную медпомощь в частной клинике Новосибирска» в совокупности с материалами и обстоятельствами дела, применив нормы законодательства об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, приходит к выводу, что рассматриваемая реклама о возможности получения барнаульцами бесплатной медицинской помощи в частной клинике Новосибирска не содержит не соответствующих действительности сведений о возможности получения бесплатной медицинской помощи застрахованными лицами Алтайского края, Барнаула в частности, а также об оказании такой помощи частной клиникой г. Новосибирска. Следовательно, рассматриваемая реклама не нарушает требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 40 Правил в случаях не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 40 Правил, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по делу №022/05/5-14/2024 прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны