Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-462/2021 о нарушении законодател... от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-462/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе «04» июня 2021 г. г. Барнаул Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Председателя: К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Членов Комиссии: К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; К<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; с участием представителей: от заявителя – ООО «Кронус» – З<…>; от заказчика - Министерство здравоохранения Алтайского края – И<…>; от уполномоченного учреждения - КГКУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК АЛТАЙСКОГО КРАЯ" – Г<…> рассмотрев жалобу ООО «Кронус» на документацию электронного аукциона № 0817200000321006126 «Поставка медицинских изделий (Респиратор)», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВИЛА: В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 28.05.2021г. поступила жалоба ООО «Кронус» на документацию электронного аукциона № 0817200000321006126, в которой заявитель выражает несогласие с указанием в документации кода ОКПД закупаемого товара, так как по мнению заявителя должно использоваться КТРУ и не установления соответственно описания товара согласно позиции КТРУ. Кроме того, по мнению заявителя, Заказчик вводит в заблуждение участников используя в описании объекта закупки показателя из ГОСТа отличимого от перечисленных в КТРУ. Заявитель указывает на заинтересованность Заказчика в приобретении товара конкретного производителя, чем ограничивает конкуренцию, а в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки. 04.06.2021г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе которого участвующий представитель от заявителя поддержала доводы изложенные в жалобе. Представители Заказчика и уполномоченного учреждения представили запрошенные документы и письменные отзывы на жалобу, в которых выразили свое несогласие с жалобой. Заслушав участвующих в деле представителей, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссия пришла к следующим выводам. 24.05.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 24.04.2021 № 0817200000321006126». Закупка является совместной, в которой Заказчиками выступают 42 медицинских учреждения, в связи с чем, рассматриваемую закупку координирует Министерство здравоохранения Алтайского края. Объектом закупки является поставка средств защиты органов дыхания, а именно - многослойная фильтрующая полумаска конвертного типа (иначе – респираторов). В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), определен код ОКПД 32.99.11.120 – Респираторы. В соответствии с Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2019 N 55455), указанные класс, подкласс и группа (30-33 разряды) в идентификационном коде закупки соответствуют выбранному ОКПД по виду закупаемой продукции. Вместе с тем, согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, в условиях планирования и формирования извещения о проводимой закупке Заказчик руководствуется ОКПД, а при описании объекта закупки КТРУ. Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее – Правила формирования каталога»), в позицию каталога включается следующая информация: - информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил. Подпунктами «а» и «б» пункта 13 Правил формирования каталога предусмотрено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включается в том числе следующая информация: - в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона; - в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона; - информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии). Заявитель полагает, что выбранный Заказчиком код ОКПД 32.99.11.120 (Респираторы) подпадает под КТРУ 32.99.11.120-00000003 (так как его наиболее часто используют заказчики). Исследуя позиции КТРУ (далее – Каталог) относительно указанного Заказчиком кода ОКПД, Комиссией установлено, что по данному коду в Каталоге присутствует 6 позиций (с № 32.99.11.120-00000001 - по № …06) с наименованием «Респиратор», которые в свою очередь содержат однотипное описание, например: - Класс защиты фильтра респиратора: P , E , B , А , K , NOP3 , HgP3 , SX , AX ; - Класс эффективности защиты: 1 , 3 , 2; - Тип респиратора по способу защиты: Фильтрующий. Все 6 вышеуказанных позиций содержат ссылки на ГОСТы: ГОСТ 12.4.235-2012 «фильтры противогазовые и комбинированные»; ГОСТ 12.4.028-76 «респираторы ШБ-1 «Лепесток»»(от вредных аэрозолей в помещениях, подземных выработках и на открытом воздухе); ГОСТ 12.4.296-2015 «Респираторы фильтрующие» (от опасных химических веществ); ГОСТ Р 22.9.14-2014 (СИЗОД в зонах химического, радиоактивного и биологического загрязнения). При этом, в Техническом задании, в графе - «Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки», по наименованию показателя -«Назначение» указано : - Предназначены для защиты от инфекций - микроорганизмов, бактерий и вирусов, передающихся воздушно - капельным путем Перечисляемые в позициях Каталога не содержат указания на ГОСТ 12.4.294-2015, хотя Заказчиком в техническом задании приводится в описании объекта закупки показатель по классу защиты не ниже - FFP 2. Именно этот показатель присутствует в вышеуказанном ГОСТе. В связи с этим, заявитель считает, что для данного вида товара существует ОКПД – 32.50.50.190 – изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки. Комиссией установлено, что относительно кода ОКПД 32.50.50.190 в КТРУ содержится более 2600 записей, среди которых не выявлены записи по позициям - «Респираторы», «Маски» или «Полумаски» необходимых для целей закупки Заказчика. Податель жалобы, применительно данного кода ОКПД, также не указывает код позиции КТРУ, хотя настаивает на его применении Заказчиком и в том числе предоставления обоснования дополнительных характеристик не предусмотренных КТРУ. Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных также Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее –Правил) установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога Согласно пункту 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). В соответствии с пунктом 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Таким образом, если КТРУ не предусматривает позицию и описание по необходимому Заказчику товару - «Респираторы», «Маски» или «Полумаски», то Заказчик приводит описание объекта закупки в соответствии с общими правилами установленными статьей 33 Закона о контрактной системе. В случае если, как считает заявитель, Заказчиком должна использоваться позиция КТРУ 32.99.11.120-00000003 (так как его наиболее часто используют заказчики), то Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Однако, общее наименование «Респиратор» еще не означает, что Заказчик выражает свою потребность в покупке именно тех средств защиты органов дыхания, которые предусмотрены в вышеуказанных 6 позициях КТРУ, поскольку заказчик ставит перед собой цель приобретения многослойных фильтрующих полумасок конвертного типа, что также является респираторами, подробные описания о которых не содержатся в КТРУ. Представитель Заказчика в заседании Комиссии пояснил, что Закупка такой формы респираторов для медицинских нужд обусловлена необходимостью обеспечения защиты пользователя от инфекционных агентов (бактерии, вирусы и т.д.). Таким образом, Заказчиком закупается товар не относящийся к медицинским изделиям, направленным на оказание медицинских услуг и входящим в подгруппу ОКПД 2 (32.50.5). Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Аукционная документация не содержит указания на конкретный ГОСТ, вместе с тем «ГОСТ Р 58396-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.03.2019 N 115-ст) предусматривает, что если предусмотренным применением маски является защита пользователя от инфекционных агентов (бактерии, вирусы или грибы), следует рассмотреть использование респиратора. Функциональные характеристики респираторов представлены в ЕН 149. Предполагаемый уровень эффективности маски зависит от ряда факторов, таких как эффективность фильтрации, качество материалов и степень прилегания маски к лицу пользователя. Различные конструкции подходят для различных применений, и поэтому тщательный выбор маски важен для достижения желаемого результата. Указанный Национальный стандарт отсылает к "ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+A1:2009). Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.06.2015 N 744-ст), который действительно содержит классификацию: - FFP2 - средняя эффективность. Таким образом, исходя из целей закупки, указание в описании такого показателя как - FFP 2 не противоречит ни действующему стандарту, ни положениям статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, если стандарт не содержит иных характеристик (размеры по длине, ширине маски и высоте лица), то Заказчик не обязан приводить обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Согласно подпункту 3 пункта 9.3 аукционной документации, а также подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при подаче заявки участнику закупки необходимо представить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Таким образом, участнику закупки для участия в электронном аукционе необходимо представить показатели товара в соответствии с требованиями аукционной документации. В рамках проведения внеплановой документарной проверки установлено, что в период 31.05.2021г. по 01.06.2021г. на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.06.2021г. все участники, подавшие заявки, допущены и признаны участниками аукциона. Все поданные заявки содержат предложение о поставке товара российского производства и разных производителей. Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств невозможности подачи заявки на участие в проводимой закупке, равно как и не представлено доказательств закупки Заказчиком товара конкретного производителя или конкретной торговой марки, а также не представлено доказательств наличия каких либо ограничений в отношении закупаемого товара. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Отсутствие у участника закупки товара необходимого заказчику, не свидетельствует об ограничении числа участников закупки, а выбранный Заказчиком объект закупки не противоречит требованиям настоящего Федерального закона. Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе определено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 6 настоящего закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В заседании Комиссии участником закупки не представлено доказательств нарушения его законных прав и интересов положениями документации проводимой закупки. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документах, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Таким образом, применение кода ОКПД при планировании и формировании идентификационного кода закупки, а также контроль за соответствием данной информации не относится к полномочиям Алтайского краевого УФАС России, в связи с чем жалоба, в части применения кода ОКПД Заказчиком, подлежит передаче в орган финансового контроля - Инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия РЕШИЛА: признать жалобу ООО «Кронус» необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны