Решение (комиссия) №АК/3997/23 Решение от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-617/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2023 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2023

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

Б<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

С<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – <...>(по доверенности) участие обеспечено путем ВКС,

от заказчика – ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084», филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» "Алтайский краевой радиотелевизионный передающий центр" - <...> участие обеспечено путем ВКС,

рассмотрев жалобу ИП <...> (вх. № 5937-ИП/23 от 05.06.2023) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров для нужд филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» (закупка № 32312418735), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ИП <...> (вх. № 5937-ИП/23 от 05.06.2023) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров для нужд филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» (закупка № 32312418735).

Из содержания жалобы следует, что 25.05.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров для нужд филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ». По мнению подателя жалобы, заказчиком нарушена ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), которое выразилось в указании в закупочной документации следующего требования: «в случае если участником закупки предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, такой участник обязан предоставить заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения». Кроме того, заказчик не использовал требование энергоэффективности (Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221).

Также заявитель указывает, что заказчик по факту лоббирует конкретные модели, без возможности предложений эквивалентов, указывая требования о совокупности так, чтобы ничего не подошло кроме как некой лоббируемой модели по каждой позиции.

09.06.2023 на заседании Комиссии УФАС представитель заявителя довод о том, что заказчик не использовал требование энергоэффективности (Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221) снял с рассмотрения. По остальным доводам жалобы поддержал позицию, настаивал на нарушении заказчиком Закона о закупках.

От заказчика ко дню рассмотрения жалобы поступили письменные возражения.

На заседании Комиссии УФАС представители заказчика, среди прочего пояснили, что Закон о закупках не упоминает об антидемпинговых мерах, поэтому в Положении о закупке заказчик имеет право самостоятельно определять, применять ли эти меры, какие именно и в каких случаях. В Положении о закупке товаров, работ услуг заказчика такие меры определены в п. 11.1 и п. 11.2.

Кроме того, указанные в техническом задании характеристики закупаемого товара обусловлены особенностями помещения для которого закупаются кондиционеры. Данные помещения являются контейнерами с цифровым радиотелевизионным оборудованием. В указанных контейнерах кондиционеры должны быть расположены среди иного оборудования в технологически определенном месте, которое представляет нишу. На основании этого факта заказчик в техническом задании указал размер кондиционера.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

25.05.2023 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров для нужд филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» (извещение № 32312418735).

Место подачи заявок - Электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru).

Дата начала срока подачи заявок - 25.05.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 08.06.2023 06:00.

Пунктом 5. 1 извещения о закупке установлено следующее: «В случае если участником закупки предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, такой участник обязан предоставить заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены. В случае, если предметом конкурентной закупки является поставка товара, обоснование цены может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.».

Согласно п. 5.1.1 информация, предусмотренная п.5.1. предоставляется участником закупки в составе Заявки на участие в конкурентной закупке. Комиссия по осуществлению закупок, дополнительно к порядку рассмотрения заявок участников конкурентной закупки рассматривает такую информацию.

При невыполнении Участниками закупки требования о предоставлении информации, указанной в пункте 5.1. настоящей Документации, или признании Комиссией по осуществлению закупок этой информации недостоверной, Комиссия по осуществлению закупок имеет право отклонить такие Заявки к участию в закупке (п. 5.1.2 извещения).

Комиссией УФАС установлено, что при осуществлении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг в редакции, действующей на момент проведения закупки.

Разделом 11 вышеуказанного положения установлены антидемпинговые меры.

Пунктом 11. 1 Положения о закупках установлено, что заказчик в извещении об осуществлении конкурентной закупки и/или в документации о конкурентной закупке вправе установить применение антидемпинговых мер к участникам закупки. В случае применения антидемпинговых мер к участникам закупки заказчик устанавливает в извещении об осуществлении конкурентной закупки и/или документации о конкурентной закупке требование, предусмотренное п. 11.2 и (или) одно из требований, предусмотренное пунктами 11.3, 11.4 настоящего Положения о закупке.

Пунктом 11.2 Положения о закупке установлено, что в случае если участником закупки предложена цена договора, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, такой участник обязан предоставить заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены.

При осуществлении конкурса, запроса предложений, запроса котировок информация, предусмотренная п. 11.2 Положения о закупке предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурентной закупке. В этом случае комиссия по осуществлению закупок, дополнительно к порядку рассмотрения заявок участников закупки рассматривает такую информацию. При невыполнении участниками закупки требования о предоставлении информации, указанной в п. 11.2 Положения о закупке или признании комиссией по осуществлению закупок этой информации недостоверной, комиссия по осуществлению закупок имеет право отклонить такие заявки на участие в закупке (п. 11.2.1 Положения о закупках).

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что требование о предоставлении заказчику структуры предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены, в случае если участником закупки предложена цена договора, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении, установлено заказчиком в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявителем обжалуются технические характеристик товара (приложение № 1 к Техническому заданию), а именно: п. 1.1 технические характеристики: габариты внутреннего блока (Ш х В х Г) 800 x 288 x 206 мм, вес внутреннего блока 9 кг, габариты наружного блока (Ш х В х Г) 600 x 494 x 245 мм, вес наружного блока 25 кг; п. 2.1 технические характеристики: обслуживаемая площадь 60 м2, мощность охлаждения 6.01 кВт, мощность обогрева 6.35 кВт, минимальный уровень шума (внутренний блок) 37дБ, максимальный уровень шума (наружный блок) 48 дБ, воздухообмен 17.4 м3/мин, габариты внутреннего блока 310x1065x224 мм, вес внутреннего блока 14 кг, габариты наружного блока 753x855x328 мм, а также п. 3 технических характеристик.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

По смыслу приведенной нормы, установление требований к товарам, которое может ограничивать количество участников (даже путем установления таких требований, которые значительно сужают количество поставщиков, обладающих товаром, технические характеристики которого удовлетворяют заказчика) является допустимым, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В таком случае соответствующим описаниям (требованиям) может подходить конкретный товар, либо такой товар, чьи технические характеристики являются, по сути, уникальными (и необходимы заказчику), а в условиях рынка никакая иная продукция не может полностью или хотя бы частично соответствовать потребностям заказчика. Оговорка, содержащаяся в приведенной норме, направлена на предоставление повышенных гарантий заказчикам, имеющим право получить продукцию, которая оптимальным образом будет использоваться такими заказчиками с учетом специфики.

На заседании Комиссии УФАС представитель заказчика пояснила, что заказчику необходим товар, который нужен для взаимодействия с уже имеющейся продукцией (в подтверждение указанного факта заказчиком ко дню рассмотрения жалобы представлена выписка из паспорта объекта (контейнер) с размерами и схемой самого контейнера).

При рассмотрении доводов жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов, свидетельствующих о том, что поставить товар с требуемыми характеристиками может только один участник закупки.

Таким образом, довод заявителя об ограничении круга участников закупки не обоснован, носит предположительный характер, не подтвержден документально.

При рассмотрении жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов (мониторинг либо анализ рынка, экспертное заключение, иная информация) того, что характеристикам закупаемого товара соответствует товар единственного производителя по оспариваем позициям Технического задания.

Наличие в открытом доступе в сети интернет информации о товаре, не соответствующей требованиям документации и представленные заявителем сведения (инструкции по эксплуатации, руководство по эксплуатации и др.), не свидетельствуют об отсутствии соответствующего товара на рынке и не возможности поставки товара, требуемого заказчику.

Таким образом, доводы заявителя об ограничении количества участников и об установлении характеристик товара, которым соответствует товар единственного производителя, не обоснованы.

Кроме того, Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Следует отметить, что требования, установленные частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, возлагают на заказчика обязанность конкретизировать свойства необходимого ему товара, при условии соблюдения недопустимости ограничения конкуренции. При этом заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий, предъявляемых к товару либо соответствующим услугам).

Приобрести препараты, соответствующие требованиям заказчика, может любое лицо, претендующее на заключение договора. Таких участников может быть неограниченное количество.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. Заявитель в жалобе не указывает под какого конкретного производителя установлены оспариваемые технические характеристики товара.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

В связи с тем, что первый довод жалобы (требование энергоэффективности) был снят заявителем с рассмотрения на заседании Комиссии УФАС, Комиссией УФАС обстоятельства относительно первого довода не рассматривались.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> – необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2023-3032

 

 

Связанные организации

ФГУП «РТРС», филиал «Алтайский КРТПЦ»
ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084