Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 26-ФАС22-АМ/12-18 от 29 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 26-ФАС22-АМ/12-18 г. Барнаул Резолютивная часть решения оглашена «20» марта 2019 г. В полном объеме решение изготовлено « 29 » марта 2019 г. Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: С <...> - заместитель руководителя управления; Члены Комиссии: В<...> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий; Е<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий; Г<...> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий; рассмотрев дело № 26-ФАС22-АМ/12-18 по признакам нарушения ОАО «Алтайкрайгазсервис» (656037, ул. Северо-Западная, 20, г. Барнаул, Алтайский край, ИНН 2221024324, ОГРН 1022200896101) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от принятия заявок абонентов в 2018 году по телефону 8 800 700 2804 на поставку газа в баллонах в виду отсутствия в Обществе информации о пройденном потребителем техническом обслуживании газового оборудования, в присутствии представителей: от ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» - Б<...> (доверенность № 2 от 21.01.2019), от ОАО «Алтайкрайгазсервис» - П<...> (доверенность № 27 от 14.01.2019), УСТАНОВИЛА: В управление ФАС по Алтайскому краю на рассмотрение поступило заявление ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» (вх. № 1812560 от 17.10.2018 г.) по вопросу законности и обоснованности действий ОАО «Алтайкрайгазсервис» при принятии заявок от абонентов на поставку бытового газа в баллонах. В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) газоснабжение, в том числе поставка бытового газа в баллонах, является одним из видов коммунальных услуг. Из комплексного анализа положений ЖК РФ, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами № 354. В соответствии с пунктом 2 Правил № 354: «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; «коммунальные ресурсы» - в том числе бытовой газ в баллонах, используемый для предоставления коммунальных услуг. «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе коммунальная услуга продажа бытового газа в баллонах. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе поставка бытового газа в баллонах (пункт 6 Правил № 354). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). При этом, согласно пункту 45 Правил № 549, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента только в четко определенных случаях: а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа; б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки; в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд; г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре; д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям; е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией. Как следует из содержания заявления и представленных документов, ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Алтайского края. ОАО «Алтайкрайгазсервис» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет снабжение сжиженным углеводородным газом многоквартирные жилые дома от групповых установок и частные домовладения путем поставки газа в баллонах населению Алтайского края. Прием заявок от населения Алтайского края на поставку газа в баллонах производится ОАО «Алтайкрайгазсервис», в том числе по телефону 8 800 700 2804 (абонентский отдел), который указан на сайте Общества. Основным условием поставки газа является наличие проведения технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования населения с периодичностью 1 раз в год. С августа 2018 года, по-мнению заявителя, абонентов, позвонивших на телефон 8 800 700 2804 для заказа поставки сжиженного газа в баллонах, сотрудники абонентского отдела ОАО «Алтайкрайгазсервис», не принимая заявки этих абонентов в связи с отсутствием пройденного технического обслуживания внутридомового газового оборудования, рекомендуют перезвонить на телефон 8 800 700 7904. Данный телефонный номер зарегистрирован за ООО «Алейскмежрайгаз», которое является конкурентом ООО «Рубцовскмежрайгазсервис», что наносит материальный ущерб заявителю. Так, 31.10.2018 абонент Б<...>, проживающая по адресу: Волчихинский район, с. Солоновка, ул. Мамонтова, <...>, обратилась в адрес заявителя с просьбой о возврате денежных средств, оплаченных за техническое обслуживание, выполненное ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» 01.08.2018 в связи с тем, что оператор ОАО «Алтайкрайгазсервис» отказал ей в поставке газа по причине отсутствия технического обслуживания внутридомового газового оборудования, направил ее перезвонить на номер <...> . По данному телефону у Б<...> приняли заявку на техническое обслуживание указанного газового оборудования и сообщили, что после осуществления технического обслуживания именно в этой организации у нее будет принята заявка на поставку газа в баллонах. ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» по требованию абонента Б<...> произвело возврат денежных средств абоненту в размере 368,75 руб. (275 руб. за техническое обслуживание 2-хкомфорочной газовой плиты и 93,75 руб. за почтовый перевод). Позже, ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» был представлен в антимонопольный орган список из 22 абонентов по Алтайскому краю, которые обращались с жалобами к заявителю в связи с отказом ОАО «Алтайкрайгазсервис» в принятии заявок на поставку газа в баллонах по телефону с августа 2018 года. По информации ОАО «Алтайкрайгазсервис», представленной в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, у Общества имеется электронная база данных по абонентам, которая содержит сведения о заключенных потребителями договорах на техническое обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, а также о датах последнего пройденного технического обслуживания. Указанная информация вносится в базу данных ОАО «Алтайкрайгазсервис» на основании сведений, предоставленных как специализированными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию газового оборудования, так и на основании документов, представленных самими абонентами при подаче заявки на поставку газа в баллонах. Прием заявок от населения Алтайского края на поставку газа в баллонах производится ОАО «Алтайкрайгазсервис», в том числе по телефону 8 800 700 2804. Отвечая на звонок, оператор абонентского отдела руководствуется речевым модулем «Речевой модуль для ситуаций неисполнения или отказа в приеме заявки абонента». Согласно которому, в случае если в момент приема заявки на доставку газу в баллонах оператор установит отсутствие прохождения технического обслуживания газового оборудования абонента, он предупреждает абонента о необходимости провести такое обслуживание и обратиться для этого в специализированную организацию, с которой заключен договор на техническое обслуживание газового оборудования. После этого лицевому счету абонента присваивается статус «ТО не пройдено». Дальнейший прием заявок на поставку газа в баллонах от этого абонента приостанавливается до момента прохождения технического обслуживания. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Однако, отсутствие у ресурсоснабжающей организации сведений о прохождении технического обслуживания газового оборудования не может являться основанием непринятия заявки абонента на поставку газа в баллонах и приостановления поставки газа в одностороннем порядке. Управлением ФАС по Алтайскому краю в связи с рассмотрением заявления ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» проведен анализ конкуренции на рынке оказания услуг по поставке сжиженного газа населению Алтайского края. В установленных анализом продуктовых и географических границах, единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставку сжиженного углеводородного газа населению, является ОАО «Алтайкрайгазсервис», его доля составляет 100%. То есть на ОАО «Алтайкрайгазсервис» распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» на заседании Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю поддержал доводы, изложенные в заявлении. Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ОАО «Алтайкрайгазсервис» поддержал доводы, представленные ранее в управление ФАС по Алтайскому краю в письменной форме и пояснил, что сам поставщик газа до возбуждения дела не запрашивал информацию о пройденном техническом обслуживании внутридомового газового оборудования ни у самих абонентов, ни у организаций, оказывающих такие услуги. Однако такая работа стала проводиться поставщиком газа в настоящее время. Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела № 26-ФАС22-АМ/12-18 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам. Определениями Комиссии, созданной по рассматриваемому делу, были запрошены у сторон необходимые сведения, в т.ч. информация о наличии фактических поставок газа в баллонах в 2018 году (с указанием фактических дат обращений абонентов с заявками и поставок газа в баллонах) потребителям из списка заявителя, а также доказательства отсутствия у них договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и основания присвоения статуса «Не пройдено ТО». Из информаций ОАО «Алтайкрайгазсервис», представленных в антимонопольный орган, Комиссией установлено, что из представленного заявителем списка абонентов статус «Не пройдено ТО» в 2018 году имелся только у трех абонентов. При этом статус «Не пройдено ТО» всем троим абонентам был присвоен поставщиком газа на основании писем ООО «Рубцовскмежрайгазсервис» о запрете доставки газа в баллонах, направленных в адрес ОАО «Алтайкрайгазсервис» электронной почтой. Данный факт заявитель на заседаниях Комиссии не отрицал. Восстановление доставки газа в баллонах и снятие статуса данным потребителям происходило также согласно писем ООО «Рубцовскмежрайгазсервис». Доказательств того, что в период действия статуса «Не пройдено ТО» абоненты, перечисленные в заявлениях ООО «Рубцовскмежрайгазсервис», заказывали поставщику по телефону газ в баллонах и получали отказ в приеме их заявки, в антимонопольный орган сторонами не представлено. Таким образом, в управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о злоупотреблении ОАО «Алтайкрайгазсервис» доминирующим положением на товарном рынке, которое приводит к последствиям, запрещенным частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Руководствуясь статьями 41,48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, РЕШИЛА: Прекратить рассмотрение дела № 26-ФАС22-АМ/12-18 на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях ОАО «Алтайкрайгазсервис». <...> Решение Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца. В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны