Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/21- 452/2019 от 26 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Лари»

пр. Красноармейский, д.71а,

г.Барнаул ,656049

заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/21- 452/2019

Решение в полном объеме изготовлено 26 сентября 2019 г. г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

Б<...> – врио заместителя руководителя управления

Члены Комиссии:

К<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

П<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/24-452/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по адресу: г.Барнаул, пр. Красноармейский, д. 71а, рекламной конструкций с наружной рекламой производителя алкогольной продукции (пива), в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – ООО «Лари», в лице директора Т<...>,

в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

13 июня 2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило обращение гражданина РФ (вхд. № 197716) о распространении по адресу: г.Барнаул, пр. Красноармейский, д. 71а, рекламных конструкций с наружной рекламой производителя алкогольной продукции (пива) следующего содержания: «fpk-pivo.ru ЖИВЫЕ НАПИТКИ АЛТАЯ ФОРШТАДСКАЯ ПИВОВАРНЯ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ», «БАР…РАЗЛИВНЫЕ НАПИТКИ fpk-pivo.ru ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» и изображение логотипа Форштадтской пивоварни, сопровождаемого пометкой о вреде здоровью чрезмерного употребления алкоголя.

По результатам рассмотрения материалов заявления 12 июля 2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05/24- 452/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Лари». Рассмотрение дела назначено на 20.08.2019г.

20.08.2019г. Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю принято определение об отложении рассмотрения дела №022/05/5-452/2019, в связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 17.09.2019г.

17.09.2019г. на заседании Комиссии директор ООО «Лари» Т<...> нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе отрицал, пояснив, что рассматриваемую рекламную информацию представила «Форштадтская пивоварня». В настоящее время Общество продукцию «Форштадтской пивоварни» не распространяет. Рассматриваемая реклама демонтирована.

17.09.2019г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя ООО «Лари», дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции (пиво), а также к производителю рекламируемого товара (Форштадтская пивоварня), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.

Действие рекламы алкогольной продукции (пива) направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции посредством рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

В рассматриваемой рекламе содержится информация: «…ЖИВЫЕ НАПИТКИ АЛТАЯ ФОРШТАДСКАЯ ПИВОВАРНЯ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ…».

Таким образом, рекламная информация сопровождается указанием производителя «живых напитков» - «Форштадтская пивоварня», а также предупреждением о вреде здоровью чрезмерного употребления алкогольной продукции, предусмотренным ч. 3 ст.21 Федерального закона «О рекламе», что в совокупности позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво.

Согласно Письму ФАС России №АК/76734/18 от 24.09.2018г. «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, содержащей сведения, формирующие интерес к пиву, как напитку, без указания на индивидуализирующие признаки товара, в частности, без конкретных наименований пива, объектом рекламирования алкогольная продукция не выступает.

Однако указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготовляемые на основе пива.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама производителя алкогольной продукции (пива) противоречит п.5 ч. 2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

В силу ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Антимонопольным органом установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Лари» (ОГРН 1062225019328).

Довод ООО «Лари» о том, что ответственность за нарушение п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» несет АО «Форштадтская пивоварня», в силу представления ООО «Лари» рассматриваемой рекламной информации, Комиссия отклоняет, в силу следующего.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, АО «Форштадтская пивоварня» является рекламодателем рассматриваемой рекламы и в силу ст.38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» ответственность не несет.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Лари» п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении и распространении ненадлежащей рекламы производителя алкогольной продукции (пива), по адресу: г.Барнаул, пр. Красноармейский, д. 71а.

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Доказательства, подтверждающие прекращение распространения ненадлежащей рекламы производителя алкогольной продукции (пива), по адресу: г.Барнаул, пр. Красноармейский, д. 71а, в антимонопольный орган ООО «Лари» не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу производителя алкогольной продукции (пива): «fpk-pivo.ru ЖИВЫЕ НАПИТКИ АЛТАЯ ФОРШТАДСКАЯ ПИВОВАРНЯ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ», «БАР…РАЗЛИВНЫЕ НАПИТКИ fpk-pivo.ru ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ» и изображение логотипа Форштадтской пивоварни, сопровождаемого пометкой о вреде здоровью чрезмерного употребления алкоголя, распространенную по адресу: г.Барнаул, пр. Красноармейский, д. 71а, ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушены требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».

2.Признать ООО «Лари» нарушившим требование п. 5 ч. 2 ст. 21 законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Выдать ООО «Лари» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Лари» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии:Б<...>

Члены Комиссии: К<...>

 

 П<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны