Решение №№ 719/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/20-1079/2021 от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Центральная лаборатория звука»

Фрунзе пр., <...>

г.Томск, 634029

 

ООО «Городские зрелищные кассы»

Социалистический пр., <...>

г.Барнаул, 656015

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/20-1079/2021

Решение принято 17 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела № 022/05/20-1079/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на кузове автомобиля марки ГАЗ 5201 рекламы: «19 февраля 19:00 РЕСТОРАН БАРНАУЛ БИРТМАН новые песни + все хиты… городские зрелищные кассы kassy.ru 72 00 00 БИЛЕТЫ НА САЙТЕ BIRTMAN.SU», что указывает на признаки нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «Центральная лаборатория звука», 634029, г.Томск, Фрунзе пр., <...>, ИНН 7017307868 (извещено надлежащим образом),

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «Городские Зрелищные кассы», 656015, г.Барнаул, Социалистический пр., <...>, ИНН 2221180002 (извещено надлежащим образом);

в отсутствии заявителя, гр. М<…>, Алтайский край, г.Барнаул (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/20-1079/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления жителя города Барнаула по вопросу незаконного размещения на принадлежащем ему автомобиле рекламы концерта группы «БИРТМАН»: «19 февраля 19:00 РЕСТОРАН БАРНАУЛ БИРТМАН новые песни + все хиты… городские зрелищные кассы kassy.ru 72 00 00 БИЛЕТЫ НА САЙТЕ BIRTMAN.SU».

В рассматриваемой рекламе усмотрены признаки нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Лицами, в действиях которых усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признаны ООО «Центральная лаборатория звука», 634029, г.Томск, Фрунзе пр., <...>, ИНН 7017307868, являющееся организатором рекламируемого концерта группы «Биртман», а также ООО «Городские Зрелищные кассы», 656015, г.Барнаул, Социалистический пр., <...>, ИНН 2221180002, осуществляющее продажу билетов на рекламируемый концерт и сайт которого размещен в рекламе.

Рассмотрение дела назначено на 21 декабря 2021 года.

ООО «Городские зрелищные кассы» в материалы дела предоставлен отзыв на определение, в соответствии с которым Общество не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, так как не осуществляло действий по её размещению и (или) распространению; между Обществом и ООО «Центральная лаборатория звука» заключен договор агентирования № 04/11/2021 (копия предоставлена), в соответствии с которым ООО «Городские Зрелищные кассы» от имени и за счет ООО «Центральная лаборатория звука» распространяет билеты на посещение зрелищного мероприятия.

21 декабря 2021 года лица, участвующие в деле, в заседание Комиссии не явились, в материалах дела отсутствовали доказательства надлежащего извещения ООО «Центральная лаборатория звука» о дате, времени и месте рассмотрения дела, а также истребованные от Общества определением о возбуждении дела от 30.11.2021г. документы и материалы.

Рассмотрение дела в соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила), отложено до 18 января 2022 года.

18 января 2022 года лица, участвующие в деле, в заседание Комиссии не явились. ООО «Центральная лаборатория звука» истребованные определением об отложении дела документы и материалы не предоставлены, в связи с чем, рассмотрение дела отложено до 17 февраля 2022 года.

17 февраля 2022 года представителя ООО «Центральная лаборатория звука» и ООО «Городские зрелищные кассы» на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу пункта 30 Правил не является препятствием для рассмотрения Комиссией дела по существу в данном заседании, по материалам, имеющимся в деле.

От ООО «Центральная лаборатория звука» поступили пояснения по делу, согласно которым, на 19.02.2022г. в г.Барнауле запланировано выступление коллектива «Биртман», организатором которого является ООО «Центральная лаборатория звука»; после размещения информации о мероприятии на сайте билетного оператора Обществу стали поступать предложения по рекламе, одним из которых было размещение баннера на частной рекламной поверхности, за которое было согласовано два пригласительных билета на мероприятие, договор не заключался. ООО «Центральная лаборатория звука» указывает, что после получения информации о незаконном размещении баннера связаться с лицом, его разместившем на транспортном средстве, не смогло; в настоящее время баннер демонтирован.

Комиссия, исследовав материалы дела, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, на кузове автомобиля марки ГАЗ 52, припаркованном по адресу: Строителей пр., 29 в городе Барнауле, размещен баннер с информацией следующего содержания: «19 февраля 19:00 РЕСТОРАН БАРНАУЛ БИРТМАН новые песни + все хиты… городские зрелищные кассы kassy.ru 72 00 00 БИЛЕТЫ НА САЙТЕ BIRTMAN.SU».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама», способствует формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц к рекламируемому концерту.

Часть 2 статьи 20 Закона о рекламе запрещает использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида товара.

К преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство с размещенным на ним билбордом, светодиодным экраном или иным рекламным носителем в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. При этом, такая возможность отнесения определяется исходя из всех обстоятельств размещения такого транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Заявитель указывает, что договор на размещение рекламы с ним никто не заключал.

Вместе с тем часть 2 статьи 20 Закона о рекламе не запрещает размещать рекламу на транспортном средстве как таковую, однако устанавливает запрет на изменение целевого использования транспортного средства.

Из материалов дела следует, что автомобиль марки ГАЗ 5201, принадлежащий заявителю, находится на стоянке по адресу: Строителей пр., 29 в городе Барнауле длительный период времени, не передвигается, что в совокупности с размещенной на кузове автомобиля рекламой свидетельствует об использовании автомобиля не по целевому назначению, а именно: в качестве рекламной конструкции. Вместе с тем, Комиссией установлено, что такое использование осуществляется не собственником транспортного средства, обратившимся в антимонопольный орган с заявлением.

Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Письмом от 31.05.2016 № АК/36350/16 Федеральной антимонопольной службой даны разъяснения отдельных положений Федерального закона «О рекламе». Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама) и содержание рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Из материалов и обстоятельств дела следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Центральная лаборатория звука» - организатор рекламируемого концерта, поручившее неустановленным лицам (рекламораспространителя) за вознаграждение (два пригласительных билета) без заключения договорных отношений в письменной форме, разместить в городе Барнауле рекламу концерта, в том числе на транспортном средстве ГАЗ 5201.

ООО «Городские зрелищные кассы» рекламораспространителем рассматриваемой рекламы не является, поскольку Обществом действий по размещению и (или) распространению данной рекламной информации не осуществлялось; ООО «Городские зрелищные кассы» в рамках договора агентирования № 04/11/2021 от имени и за счет ООО «Центральная лаборатория звука» осуществляет распространение билетов на посещение зрелищного мероприятия – концерта группы «Биртман». Тем самым, в действиях ООО «Городские зрелищные кассы» признаки нарушения части 2 статьи 20 Закона о рекламе не нашли своего подтверждения.

Установить лиц, осуществивших распространение рассматриваемой рекламы, в пределах установленного законодательством Российской Федерации о рекламе срока рассмотрения дела, Комиссией не представилось возможным.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу «19 февраля 19:00 РЕСТОРАН БАРНАУЛ БИРТМАН новые песни + все хиты… городские зрелищные кассы kassy.ru 72 00 00 БИЛЕТЫ НА САЙТЕ BIRTMAN.SU», размещенную и распространенную в городе Барнауле с использованием транспортного средства марки ГАЗ 5201, ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушен установленный частью 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.

2.Выдать ООО «Центральная лаборатория звука» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии:<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны