Решение (комиссия) №АК/3948/24 Заключение от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 022/10/5-485/2024

06 мая 2024 г. г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

<...>– начальника отдела контроля органов власти;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

от заявителя – МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула <...>

от победителя - <...> - не явились, к ВКС не подключились,

рассмотрев обращения МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула (вх. № 4781-ЭП/24 от 26.04.2024) о включении <...> в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в связи с уклонением от заключения договора на поставку шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути (закупка № 32413421145),

УСТАНОВИЛА:

МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула (далее – Заказчик) в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее – Правила), представило в УФАС по Алтайскому краю сведения в отношении <...> для включения в Реестр по факту уклонения от заключения договора по итогам закупки № 32413421145 на поставку шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути.

Рассмотрение обращения назначено на 06.05.2024 в 11 часов 00 минут ВРЕМЯ МЕСТНОЕ.

06.05.2024 <...> на заседание Комиссии УФАС по рассмотрению обращения не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Представитель МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула на заседании Комиссии УФАС доводы, изложенные в обращении поддержала. Дополнительно пояснила, что в ходе телефонного разговора с <...> было установлено то, что <...> не намерена подписывать указанный проект договора, не указав никаких оснований для отказа.

Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения договора установила следующее.

25.03.2024 заказчиком – МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула на официальном сайте в ЕИС размещено извещение №32413421145 о проведении аукциона в электронной форме, на поставку шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути.

Дата начала срока подачи заявок - 25.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 10.04.2024 09:00.

Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) - 11.04.2024 12:00.

Дата и время проведения электронного аукциона: 12.04.2024 10:00.

Максимальная цена договора: 2 623 119,25 руб.

Классификация по ОКПД2:

16.10.32.111 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи пропитанные

22.19.20.112 Изделия из резиновых смесей

25.94.12.141 Костыли для железных дорог широкой колеи

25.94.11.152 Болты для рельсовых стыков железнодорожного пути

25.94.11.152 Болты для рельсовых стыков железнодорожного пути

25.94.11.152 Болты для рельсовых стыков железнодорожного пути

25.94.11.153 Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути

В соответствии с итоговым протоколом аукциона в электронной форме от 15.04.2024 для участия в аукционе поданы 2 заявки, заявки признаны соответствующей требованиям, установленным в извещении и документации о проведении аукциона.

Победителем признана заявка под номером 2 — <...>

Согласно части 28 ст.3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Пунктом 16.1. документации о проведении аукциона установлено, что договор между Заказчиком и победителем или участником закупки, с которым заключается договор (в случае уклонения победителя от заключения договора) заключается в срок, установленный в пункте 28 информационной карты.

Согласно пункту 28 информационной карты договор может быть заключен не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.

В соответствии с пунктом 27 информационной карты документации о проведении аукциона срок подписания договора участником и возврата проекта Заказчику: не позднее 5 дней со дня получения от Заказчика проекта договора.

Комиссией УФАС установлено, что итоговый протокол аукциона в электронной форме с участием субъектов МСП от 15.04.2024 размещен в ЕИС – 16.04.2024.

Проект договора направлен победителю через ЭТП – 18.04.2024.

Крайний срок подписания проекта договора участником закупки – 23.04.2024.

Договор <...> подписан не был.

Протоколом о признании победителя аукциона в электронной форме на поставку шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути уклонившимся от заключения договора от 24.04.2024 победитель закупки – <...> признана уклонившейся от заключения договора.

Ко дню рассмотрения обращения о включении в РНП от ИП <...> в адрес антимонопольного органа письменные пояснения не поступали.

Комиссия УФАС изучив представленные материалы, заслушав представителя МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила направления Заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не представивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательств в рамках закупочной процедуры, основанием для включения сведений в такой реестр должно являться недобросовестное поведение признанного победителя закупки, препятствующее заключению и (или) исполнению договора.

Законодательство не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае, в связи с чем при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав им надлежащую оценку существенности нарушения, степени вины поставщика, правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т.д.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник конкурентной процедуры по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания договора.

Согласно ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированные в этом качестве в установленном законном порядке.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Заявкой на участие в закупке участник подтвердил, что он полностью изучил всю документацию о закупке и в случае признания его победителем согласен исполнить условия договора, указанные в извещении и документации.

Принимая условия закупочной документации и направляя предложение по условиям договора, ИП <...> по своему усмотрению распорядилась принадлежащими ей гражданскими правами, свободно и непринужденно подала заявку на участие в закупке, в которой обязалось выполнить поставку товара, следовательно, при принятии условий закупочной документации и направлении своего предложения ИП <...> должна была проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее с учетом риска осуществления ей предпринимательской деятельности, и соотнести предложенное со своими интересами и возможностями.

Руководствуясь указанными нормами, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия ИП <...> носят недобросовестный характер, состоящий в злоупотреблении своим правом, поскольку ИП <...>, подавая заявку на участие в закупке и предлагая наиболее низкую цену договора (разница с максимальной ценой договора составляет 872 119, 25 руб.) знала и понимала не только условия закупки, но и коммерческие риски связанные с затратами на поставку, которые были предметом закупки.

ИП <...> не было указано оснований для отказа от принятого на себя обязательства заключить договор на условиях закупочной документации; зная о всех условиях закупки, о экономической составляющей осуществления поставки шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути и получив право на заключение контракта ИП <...> уклонилась от его заключения договора. Таким образом, уважительной причины неподписания контракта по итогам закупки не установлено.

В связи с тем, что в процессе рассмотрения обращения факт уклонения ИП <...> от подписания проекта договора по итогам закупки №32413421145 на поставку шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути установлен, ввиду отсутствия документов, подтверждающих добросовестное поведение победителя закупки, отсутствия сведений об уважительных причинах такого поведения Комиссия УФАС считает, что при данных обстоятельствах, победителя закупки - ИП <...> необходимо считать уклонившейся от подписания договора.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

ЗАКЛЮЧИЛА:

Сведения, предоставленные МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула в отношении <...> включить в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по факту уклонения от заключения договора по итогам аукциона в электронной форме, на поставку шпалы деревянной и материалов верхнего строения пути (закупка № 32413421145, дата подведения итогов - 15.04.2024).

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

2024-4672

 

 

Связанные организации

МУП "Горэлектротранс" г. Барнаула
ИНН 2222048208, ОГРН 1052202260110