Решение б/н Решение по делу от 13 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ломбард Золотой Стандарт»

<...>

г. Алейск, 658131

Алтайский край

Красноармейский пр-т, д.114

г. Барнаул, 656015

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/28-551/2021

Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – руководитель управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/28-551/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в г. Барнауле наружной рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5, ч.1,3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя – ООО «Ломбард Золотой Стандарт»,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/28-551/2021 возбуждено по результатам мониторинга наружной рекламной информации в г. Барнауле.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «Ломбард Золотой Стандарт» (ИНН 2201009720), осуществляющее предпринимательскую деятельность по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.114. Рассмотрение дела назначено на 20.07.2021г.

Согласно п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила) дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

20.07.2021г. и 18.08.2021г. в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ломбард Золотой Стандарт», рассмотрение дела отложено до 13.09.2021г.

В указанную дату законный представитель ООО «Ломбард Золотой Стандарт» на рассмотрение дела не явился, о дате и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом, что в силу п.31 Правил не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Ломбард Золотой Стандарт».

13.09.2021г. Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 15.06.2021г. Алтайским краевым УФАС России установлен факт размещения и распространения в г.Барнауле по адресу: пр. Красноармейский, д.114, на входной группе в ломбард «Золотой Стандарт» рекламной информации следующего содержания: «займы под залог золото сотовые ноутбуки авто и птс инструмент бытовая техника акция 0.1% всем при займе 10 000 руб. переплата всего 10 руб. в день», «самая высокая оценка при обмене старого на новое заводское изделие». Также у входа в ломбард «Золотой Стандарт» установлен штендер типа «раскладушка», на котором указана следующая информация: «ломбард ювелирный салон золотой стандарт новые ювелирные украшения из золота и серебра ждут тебя Подарок при покупке от 5000р».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к финансовым услугам (займы), предоставляемые ломбардом «Золотой стандарт».

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе используются словосочетание: «самая высокая оценка при обмене старого на новое заводское изделие».

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый вкусный», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе критерий, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Федеральным законом «О рекламе» установлены особенности рекламы отдельных видов товаров (услуг), в частности рекламы финансовых услуг.

Под финансовой услугой законодательство Российской Федерации понимает банковскую услугу, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемой рекламе наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, отсутствует.

Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с письмо ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг" к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В рекламе займа указаны не все условия, определяющие полную стоимость займа.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения требований п.1 ч.3 ст.5, ч.1,3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольным органом установлено, что предпринимательскую деятельность по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.114, осуществляет ООО «Ломбард Золотой Стандарт» (ИНН 2201009720, ОГРН 1152201000423, адрес: Алтайский край, г. Алейск, ул. Давыдова, д.161, кв.3).

В антимонопольный орган <...> от лица директора ООО «Ломбард Золотой Стандарт» представлены письменные пояснения, согласно которым реклама, размещенная на стекле помещения ломбарда относится к другой организации, которая также находится в одном помещении с ООО «Ломбард Золотой Стандарт». Ломбард только выдает займы под залог. Обмен и скупку движимого имущества, в том числе драгоценных металлов, ломбард осуществлять не имеет права, и за это отвечает другое юридическое лицо – ИП <...> (в настоящее время ИП <...>, ОГРНИП <...>).

Антимонопольным органом установлено, что рекламная информация об обмене и скупке движимого имущества, в том числе драгоценных металлов ломбард, выглядит следующим образом:

Из представленных фотоснимков можно сделать вывод, что услуги по обмену и скупке изделий предоставляет Ломбард «Золотой Стандарт», поскольку в обоих случаях указан ломбард «Золотой Стандарт», соответственно и реклама направлена на привлечения внимания к деятельности ломбарда.

Используемая в рекламной информации превосходная степень словосочетания «самая высокая», однозначно указывает, что оценка при обмене старого на новое заводское изделие «самая высокая» именно ломбарда «Золотой стандарт». В рекламе информация об иных юридических лицах осуществляющих обмен и скупку изделий отсутствует.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама услуг ломбарда «Золотой Стандарт», размещенная на входной группе в ломбард «Золотой стандарт» по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.114, распространена с нарушения п.1 ч.3 ст.5, ч.1,3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.1 ч.3 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение требований ч.1 ст.28 настоящего Федерального закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ефремов И.В. указывает, что рассматриваемая реклама демонтирована, а ООО «Ломбард Золотой Стандарт» находится в процессе закрытия, в связи с нерентабельностью, однако доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы указанным способом, в антимонопольный орган не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «займы под залог золото сотовые ноутбуки авто и птс инструмент бытовая техника акция 0.1% всем при займе 10 000 руб. переплата всего 10 руб. в день», «самая высокая оценка при обмене старого на новое заводское изделие», распространенную на входной группе в ломбард «Золотой стандарт» по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, д.114, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.3 ст.5, ч.1,3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Ломбард Золотой Стандарт» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны