Решение №3569/5 по делу № 022/01/11-292/2019 от 21 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 022/01/11-292/2019

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» августа 2019 г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<….>– вр.и.о. заместителя руководителя управления,

Члены Комиссии:

<….>- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

<….>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело № 022/01/11-292/2019 по признакам нарушения ООО «Интерьер» (<….>), ООО «Стиль Сибири» (<….>), индивидуальным предпринимателем Пеньковой <….> (<….>,) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения и участии в нем, приводящего к поддержанию цен при проведении электронных аукционов: №№ 0817200000318015984, 0817200000318011966, 0817200000318012918, 0817200000318013851, 0817200000318014179, 0317100022218000014, 0117300021318000075,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское краевое УФАС России поступило обращение Г. (вх. № 193160 от 11.03.2019), содержащее информацию о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири», ИП Пеньковой <….>. при их совместном участии в электронных аукционах, в том числе № 0817200000318015984, а именно требований статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю, следует, что 27.12.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318015984 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели офисной для «КГБУЗ «Павловская ЦРБ» с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 122 150 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 27.12.2018, дата окончания срока подачи заявок - 11.01.2019, дата проведения Аукциона - 17.01.2019.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.01.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318015984 поступили заявки от 9 хозяйствующих субъектов:

1) ООО «Империя мебели» (<….>);

2) ИП Пенькова <….>. (<….>);

3) ООО «Стиль Сибири» (<….>);

4) ООО «Интерьер» (<….>);

5) ООО «Формула мебели 70» (<….>);

6) ООО «Язык мебели» (<….>);

7) ООО «Канцмир» (<….>);

8) ООО «Башмедмебель» (<….>);

9) ООО «Сибпромторг» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), допустила к участию в аукционе только три заявки: 2) ИП Пенькова <….>.; 3) ООО «Стиль Сибири»; 4) ООО «Интерьер».

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 17.01.2019 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>. - 1 116 539,25 руб. (-0,5%);

- ООО «Интерьер» - 1 110 928 руб. (-1%).

Победителем аукциона № 0817200000318015984 признан участник № 4 - ООО «Интерьер», предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

Ранее, 30.10.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318011966 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели (стойка регистратуры) в 2018 году (заказчик КГБУЗ «Алейская ЦРБ») с начальной (максимальной) ценой контракта – 252 920,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 30.10.2018, дата окончания срока подачи заявок – 08.11.2018, дата проведения Аукциона – 09.11.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.01.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318011966 поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова <….>. (<….>);

2) ООО «Интерьер» (<….>);

3) ООО «Стиль Сибири» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все три заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 13.11.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>. - 250 390 руб. (-1%);

- ООО «Интерьер» - 251 655,40 руб. (-0,5%).

Победителем аукциона № 0817200000318011966 признан участник - ИП Пенькова , предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

19.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318012918 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекта мебели в регистратуру (заказчик КГБУЗ «Детская городская поликлиника №3») с начальной (максимальной) ценой контракта – 330000 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 19.11.2018, дата окончания срока подачи заявок – 27.11.2018, дата проведения Аукциона – 28.11.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.11.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318012918 поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова <….>. (<….>);

2) ООО «Интерьер» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 04.12.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>- 326 700 руб. (-1%);

- ООО «Интерьер» - 328 350 руб. (-0,5%).

Победителем аукциона № 0817200000318012918 признан участник - ИП Пенькова , предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

28.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318013851 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку медицинской мебели (заказчик КГБУЗ «Павловская ЦРБ») с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 506 638 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 28.11.2018, дата окончания срока подачи заявок – 06.12.2018, дата проведения Аукциона - 10.12.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 07.12.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318013851 поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова <….>. (<….>);

2) ООО «Интерьер» (<….>);

3) ООО «Стиль Сибири» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.12.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>. – 2 494 104,81 руб. (-0,5%);

- ООО «Интерьер» - 2 481 571 руб. (-1%).

Победителем аукциона № 0817200000318013851 признан участник - ООО «Интерьер» , предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

30.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0817200000318014179 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку мебели (заказчик КГБУЗ «Павловская ЦРБ») с начальной (максимальной) ценой контракта – 2 255 064 рублей.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 30.11.2018, дата окончания срока подачи заявок – 11.12.2018, дата проведения Аукциона – 14.12.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.12.2019 на участие в электронном аукционе № 0817200000318014179 поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова <….>. (<….>);

2) ООО «Интерьер» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 14.12.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>. – 2 243 788,68 руб. (-0,5%);

- ООО «Интерьер» - 2 232 513,36 руб. (-1%).

Победителем аукциона № 0817200000318014179 признан участник - ООО «Интерьер», предложивший наименьшую цену, со снижением на 1%.

13.09.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0317100022218000014 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку офисной мебели (заказчик - ФГКУ «16 отряд ФПС по АК») с начальной (максимальной) ценой контракта - 455 514,73 руб.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 13.09.2018, дата окончания срока подачи заявок - 14.09.2018, дата проведения Аукциона - 17.09.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.09.2019 на участие в электронном аукционе № 0317100022218000014 поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова <….>. (<….>);

2) ООО «Интерьер» (<….>);

3) ООО «Канцмир» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе 2 заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 18.09.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>- 453237 руб. (-0,5%) в 07:10;

- ООО «Интерьер» - 453237 руб. (-0,5%) в 07:19.

Победителем аукциона № 0317100022218000014 признан участник - ИП Пенькова <….>., первым подавший ценовое предложение, со снижением на 0,5%.

17.10.2018 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» было размещено извещение № 0117300021318000075 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мебели в рамках объекта «Строительство спортивно-оздоровительного комплекса в г. Змеиногорске» (заказчик - Администрация Змеиногорского района) с начальной (максимальной) ценой контракта - 702 054 руб.

Дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе 17.10.2018, дата окончания срока подачи заявок - 25.10.2018, дата проведения Аукциона - 26.10.2018.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.10.2019 на участие в электронном аукционе № 0117300021318000075 поступили заявки от 4 хозяйствующих субъектов:

1) ИП Пенькова <….>. (<….>);

2) ООО «Интерьер» (<….>).

3) ООО «Стиль Сибири» (<….>

4) ООО «Комплекс» (<….>).

Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, допустила к участию в аукционе все заявки.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 29.10.2018 от допущенных к участию в аукционе участников поступили следующие последние ценовые предложения:

- ИП Пенькова <….>. - 695 033 руб. (-1%);

- ООО «Комплекс» - 698 543 руб. (-0,5%).

Победителем аукциона № 0117300021318000075 признан участник - ИП Пенькова <….>., подавший самое низкое ценовое предложение, со снижением на 1%.

Таким образом, ООО «Интерьер» и ИП Пенькова <….>поочередно становились победителями в рассматриваемых аукционах со снижением начальной (максимальной) цены на 1 %, а в аукционе № 0317100022218000014 (заявив одинаковое ценовое предложение) - со снижением всего на 0,5%.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки (ООО «РТС-Тендер»), IP-адрес заявок и IP-адрес ценовых предложений ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири», ИП Пеньковой идентичен, также установлена идентичность контактных данных и содержания первых частей заявок.

Также согласно информации, представленной непосредственно ООО «Интерьер» (вх. № 193899 от 25.03.2019), ООО «Стиль Сибири» (вх. № 193898 от 25.03.2019), ИП Пеньковой (вх. № 196130 от 13.05.2019), все указанные хозяйствующие субъекты фактически осуществляют свою деятельность на одной территории по адресу: <….> Пеньков является директором и единоличным учредителем Обществ. Из письменных пояснений также следует, что Пеньков является супругом Пеньковой. Кроме того, последняя является штатным сотрудником ООО «Стиль Сибири» и осуществляет свою трудовую деятельность согласно трудовому договору от 30.04.2011 в должности офис-менеджера (вх. № 195207 от 18.04.2019).

Всю хозяйственную деятельность за Общества, а также за индивидуального предпринимателя Пенькову осуществляет Пеньков (вх. № 196130 от 13.05.2019). По мнению ответчиков, все указанные хозяйствующие субъекты подконтрольны одному лицу и образуют группу лиц, по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что исключает для всех трех вышеуказанных хозяйствующих субъектов установленный статьей 11 Закона о защите конкуренции запрет на недопустимость соглашений.

Все вышеуказанные обстоятельства относительно ведения предпринимательской деятельности и группы лиц были изложены представителем ответчиков в заседании Комиссии Алтайского краевого УФАС России 09.07.2019.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, а также Уставам Обществ ООО «Интерьер» (<….>), директором, единоличным учредителем и единоличным исполнительным органом является Пеньков, соответственно, указанные юридические лица образуют группу лиц, подконтрольных одному лицу.

Согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения названной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица (часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции является специальной нормой по отношению к статье 9 Закона о защите конкуренции, в части определения допустимости антиконкурентных соглашений, запрет на которые установлен статьей 11 Закона о защите конкуренции.

Расширительное толкование критериев контроля, предусмотренных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня таких критериев допустимости антиконкурентных соглашений.

Недопустимым является расширительное толкование положения части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции при наличии родственных связей между учредителями, акционерами или единоличными исполнительными органами хозяйствующих субъектов.

Наличие родственных связей может являться основанием для включения таких хозяйствующих субъектов в одну группу лиц по признакам, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. При этом, заключение антиконкурентных соглашений будет являться допустимым между такими хозяйствующими субъектами при условии выполнения хотя бы одного из критериев контроля, установленных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае ИП Пенькова не входит в одну группу лиц с ООО «Интерьер» и (или) ООО «Стиль Сибири», по следующим основаниям.

Так, исходя из представленных сторонами документов и пояснений, ИП Пенькова не исполняет функции исполнительного органа ни в ООО «Интерьер», ни в ООО «Стиль Сибири». Нахождение в должности офис-менеджера в ООО «Стиль Сибири», исходя из трудового договора и должностной инструкции, такими полномочиями Пенькову не наделяет.

Также сторонами не представлены доказательства распоряжения Пеньковой более 50 % уставного капитала Обществ, напротив Пеньковой указано в письменных пояснениях (вх. № 196130 от 13.05.2019), что все активы и уставной капитал Обществ является совместной собственностью супругов в равных долях.

Согласно Разъяснению ФАС России № 16 «О применении частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 13.03.2019 № 2), наличие права совместной собственности на доли в уставном капитале коммерческой организации у лиц, находящихся в браке, не означает, что у каждого из супругов в отдельности возникает право распоряжения как принадлежащей ему долей, так и долей, принадлежащей его супругу (супруге). То есть, если при сложении долей в уставном капитале, принадлежащих обоим супругам в нескольких юридических лицах, образующих группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, сумма этих долей превышает пятьдесят процентов уставного капитала в каждом из этих юридических лиц, но доля каждого из супругов в отдельности не превышает пятидесяти процентов в уставном капитале этих юридических лиц, то такую группу лиц нельзя считать находящейся под контролем кого-либо из указанных супругов.

Таким образом, подконтрольной признается только группа лиц, в которой одно физическое или юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица и (или) осуществления функций исполнительного органа юридического лица.

На основании представленных документов и материалов, а также с учетом приведенных норм, антимонопольным органом установлено, что ИП Пенькова не входит в одну группу с ООО «Интерьер» и (или) ООО «Стиль Сибири», а является отдельным хозяйствующим субъектом, соответственно, обязана была самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность обособленно от указанных юридических лиц.

В данном случае, при рассмотрении антимонопольным органом вышеуказанных электронных аукционов, установлено, что при совместном участии в торгах группа лиц: ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП Пенькова осуществляли стратегию поддержания цены. Так, в рассмотренных закупках максимальное снижение начальной цены достигало - 1%. Данные участники поочередно заявляли ценовые предложения - 0,5%, 1%. Соответственно, участник, снизивший цену до 1%, становился победителем, а в аукционе № 0317100022218000014, при подаче одинаковых предложений, победителем стал участник со снижением всего 0,5%.

Алтайским краевым УФАС России с целью установления обстоятельств, связанных с исполнением контрактов (договоров), заключенных по итогам торгов, у хозяйствующих субъектов запрошены документы, на основании которых ими был приобретен товар для исполнения контрактов (договоров).

Так, ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП Пенькова были допущены к участию в аукционе № 00817200000318015984. ИП Пеньковой начальная цена снижена на 0,5%, ООО «Интерьер» - на 1%, ООО «Стиль Сибири» ценовое предложение не заявлено.

Однако, при исполнении договора на поставку мебели офисной для КГБУЗ «Павловская ЦРБ» в рамках закупки № 00817200000318015984, победитель аукциона - ООО «Интерьер» приобрело большую часть товара у ООО «Стиль Сибири» по стоимости существенно ниже (до 30%) от стоимости товара указанной в спецификации к договору.

Кроме того, аналогичные обстоятельства исполнения контрактов (договоров) установлены антимонопольным органом и по закупкам №№ 0817200000318011966 , 0817200000318012918 , 0817200000318013851 , 0817200000318014179, 317100022218000014, а именно, победитель торгов приобретал товар как у других хозяйствующих субъектов (не являвшихся участниками аукционов), так и у участников рассматриваемого соглашения, по цене, которая существенно отличается в меньшую сторону от цены, предложенной в аукционах.

Таким образом, представляется очевидным, что при добросовестной конкуренции между группой лиц: ООО «Интерьер» - ООО «Стиль Сибири» и индивидуальным предпринимателем Пенковой, снижение начальной (максимальной) цены контрактов указанных выше закупок могло быть значительнее и способствовать экономии бюджетных средств. Так, в качестве положительного примера ведения добросовестной конкурентной борьбы указанными хозяйствующими субъектами, антимонопольным органом отмечена закупка № 0217100000418000092, в рамках которой ООО «Стиль Сибири» заявлено ценовое предложение -7,4 %, а ИП Пеньковой - 9%, что дополнительно свидетельствует о наличие возможности снизить начальную цену контрактов более, чем на 1%.

Однако, в рамках рассматриваемых закупок снижение ценовых предложений было минимальным (0,5%, 1%) и участники торгов подавали только по одному ценовому предложению именно в связи с наличием общей цели и договоренности.

По результатам анализа состояния конкуренции от 15.05.2019 установлено, что на открытых аукционах в электронной форме: №№ 0817200000318015984, 0817200000318011966, 0817200000318012918,0817200000318013851, 0817200000318014179, 0317100022218000014, 0117300021318000075 группа лиц - ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» являлись конкурентами на право заключения контрактов с ИП Пеньковой

Оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, проанализировав характер действий участников в аукционах, Комиссия управление ФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о том, что во всех случаях усматривается единообразное поведение ответчиков, целью которого являлась не конкуренция, а достижение взаимовыгодного результата - победы на аукционах с минимальным снижением начальной (максимальной) цены.

Хозяйствующие субъекты для участия в торгах, постоянно использовали единую инфраструктуру, включающую одинаковые IP-адреса, осуществляли свою хозяйственную деятельность по одному адресу, первые части заявок во всех электронных аукционах идентичны; хозяйственную деятельность Обществ и индивидуального предпринимателя осуществляет Пеньков, все рассмотренные аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта. Аукционы отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой и рядом других обстоятельств, однако, описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом из аукционов.

Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота (ИП Пеньковой и группы лиц: ООО «Стиль Сибири» и ООО «Интерьер») единой инфраструктуры, использование определенной модели поведения на торгах (при совместном участии в торгах создавали видимость конкурентной борьбы, минимально снижая начальную цену контракта на 0,5-1%, а в случае участия в аукционах иных участников, активно снижали начальную цену контракта); устойчивые хозяйственные связи данных участников; взаимное достижение единой для всех цели при заключении контрактов по наиболее высокой цене, совместная подготовка к торгам возможны только в случае предварительной договоренности для достижения единой для всех цели.

Довод ответчиков о том, что в связи с нахождением в браке директора Обществ Пенькова и индивидуального предпринимателя Пеньковой, хозяйственная деятельность Обществ и предпринимателя является единой, подконтрольной одному лицу в связи с чем, имеет место группа лиц, не основан на нормах действующего законодательства и не освобождает от обязанности указанных хозяйствующих субъектов осуществлять добросовестную конкуренцию при участии в торгах на электронных торговых площадках.

Самостоятельные и добросовестные субъекты коммерческой деятельности в аналогичных ситуациях, добросовестно конкурируя между собой, не могут действовать в интересах друг друга даже при указанных выше обстоятельствах и доводах ответчиков.

Наличие вышеуказанного соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, уже само по себе является нарушением законодательства о защите конкуренции, поскольку прямо нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующих субъектов-конкурентов в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на повышение, снижение или поддержание цен на торгах, что в данном случае, помимо совокупности доказательств и установленных антимонопольным органом обстоятельств, подтверждено директором Обществ Пеньковым как письменно, так и устно в ходе заседания Комиссии 09.07.2019.

В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Группа лиц: ООО «Интерьер» - ООО «Стиль Сибири» и ИП Пенькова в целях заключения государственных контрактов на наиболее выгодных для себя условиях поддерживали цены на аукционах, что само по себе свидетельствует о недобросовестном поведении хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К признакам ограничения конкуренции, согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» относятся, в том числе, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Анализ поведения группы лиц: ООО «Интерьер» - ООО «Стиль Сибири» и ИП Пеньковой в рамках вышеуказанных электронных аукционов также позволил сделать вывод о том, что между данными хозяйствующими субъектами отсутствует добросовестная конкуренция. Ответчики действовали согласованно в интересах друг друга, создавая лишь видимость конкуренции, при этом их действия были направлены на поддержание цены, в связи с чем, управлением ФАС по Алтайскому краю было возбуждено настоящее дело.

В заседании Комиссии 09.07.2019 директор ООО «Интерьер» и ООО «Стиль Сибири» Пеньков указал, что всю хозяйственную деятельность, как юридических лиц, так и индивидуального предпринимателя Пеньковой осуществлял лично, равно, как и лично осуществлял действия и обеспечивал участие в рассматриваемых аукционах от всех трех хозяйствующих субъектов (подача заявок, ценовых предложений и пр.). Факт наличия соглашения подтвержден всеми его участниками в письменных заявлениях от 09.07.2019, приобщенных к материалам дела, в которых также имеются сведения о прекращении данного соглашения с февраля 2019 года.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела пояснения ответчиков, документы и прочие доказательства, выслушав устные доводы директора ООО «Интерьер» и ООО «Стиль Сибири» Пенькова оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, Комиссия пришла к выводу о том, что между группой лиц ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП Пеньковой имеется антиконкурентное соглашение, запрещенное пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», реализация которого была осуществлена в период с сентября 2018 по январь 2019 года.

Целью антиконкурентного соглашения между группой лиц ООО «Интерьер», ООО «Стиль Сибири» и ИП Пеньковой являлась победа одного из участников соглашения с минимальным снижением начальной цены, при наличии реальной возможности осуществлять добросовестную конкуренцию с более существенным понижением начальной цены контракта и, как следствие, экономии федерального бюджета.

Совместная подготовка самостоятельными субъектами гражданского оборота к торгам, а также координация действий как Обществ, так и индивидуального предпринимателя одним лицом, в том числе при участии в электронных аукционах возможна только в случае предварительной договоренности, при этом такие действия осуществлялись для достижения единой для всех цели. Добросовестно конкурирующие хозяйствующие субъекты в аналогичных

ситуациях, не могут действовать в интересах друг друга. Следовательно, такие действия со стороны ответчиков стали возможными исключительно в ходе реализации ими достигнутой договоренности.

Выводы, изложенные Комиссией в заключении об обстоятельствах настоящего дела от 09.07.2019 с учетом вышеуказанных обстоятельств и доказательств, а также их правовая оценка не были опровергнуты ответчиками по делу в связи с чем, антимонопольным органом принято настоящее решение.

Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Названный подход применим и к доказыванию антиконкурентных соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами.

Схожую позицию в отношении антиконкурентных соглашений изложил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016.

Как следует из изложенных норм закона и указанных официальных правовых позиций, учитывая направленность действий по заключению картеля на недобросовестное пользование предоставленными правами, то есть на достижение результата недобросовестными средствами, формально не противоречащими закону, для констатации антиконкурентного соглашения антимонопольному органу необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства.

Действия, совершенные хозяйствующими субъектами, имеют высокую степень общественной опасности и отрицательно влияют на рыночную ситуацию, так как способствуют получению незаконной прибыли за счет потребителей, наносят материальный ущерб бюджету государства в виде средств, которые могли бы быть сэкономлены в результате честного поведения участников аукциона; влекут за собой другие негативные последствия для экономики.

Присутствующий в заседании Комиссии 20.08.2019 директор ООО «Интерьер» и ООО «Стиль Сибири» Пеньков факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашения с ИП Пеньковой подтвердил, сообщив о прекращении действия данного соглашения с февраля 2019 года, о чем свидетельствует последующее поведение названных участников в торгах, также уведомил Комиссию о прекращении срока действия ЭЦП ИП Пеньковой и отсутствием намерения получения новой ЭЦП.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1) Признать группу лиц: ООО «Интерьер», ООО Стиль Сибири» и индивидуального предпринимателя Пенькову <….> нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен при проведении электронных аукционов: №№ 0817200000318015984, 0817200000318011966, 0817200000318012918, 0817200000318013851, 0817200000318014179, 0317100022218000014, 0117300021318000075.

2) Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства группе лиц: ООО «Интерьер», ООО Стиль Сибири» и индивидуальному предпринимателю Пеньковой <….> не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии <….>

Члены Комиссии <….>

 

<….>

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны