Решение (комиссия) №СС/3747/23 Решение по делу от 7 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Алтайский кедр»

Герцена ул. д.15, р.п. Южный

г. Барнаул, 656906

ООО «ТК Алтайский кедр»

Герцена ул. д.15, р.п. Южный

г. Барнаул, 656906

ООО «КЕХ еКоммерц»

Лесная ул., д.7, эт.15, ком.1

г. Москва, 125196

ООО «Яндекс»

Льва Толстого ул., д.16

г. Москва, 119021

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/25-511/2023

Решение изготовлено в полном объеме 7 июня 2023 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...>– заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/25-511/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения рекламы БАД Фиточай «Алтай» в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием:

- директора ООО «ТК Алтайский кедр» <...>,

- представителя по доверенности от ООО «Алтайский кедр» и ООО «ТК Алтайский кедр» <...>,

- представителя по доверенности от ООО «КЕХ еКоммерц» <...>, посредством системы видеоконфиренцсвязи,

в отсутствие ООО «Яндекс» - извещен надлежащим образом,

в отсутствие заявителя – извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

письмом исх.№ПИ/34679/23 от 03.05.2023г. ФАС России наделило Алтайское краевое УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы БАД Фиточай «Алтай» в сети интернет, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Алтайский кедр», ООО «ТК Алтайский кедр», ООО «КЕХ еКоммерц», ООО «Яндекс».

13.04.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина Российской Федерации по факту распространения рекламы БАД Фиточай «Алтай» в сети интернет с нарушением рекламного законодательства (вхд.№4017-ЭП/23).

Заявитель указывает, что на сайте «Авито» (www.avito.ru, владелец сайта – ООО «КЕХ еКоммерц») распространена реклама БАД Фиточай «Алтай», которая показывается сервисом «Яндекс.Директ» (ООО «Яндекс»), без указания на то, что БАД не является лекарственным средством.

К заявление приложен скриншот рекламы, как указывает заявитель с сайта «Авито», следующего содержания: «altaikedr.ru Алтайский чай-шаг к здоровью, красоте и качеству жизни Фиточай «Алтай» от производителя. Более 40 фитосборов. Низкие цены. Доставка по РФ».

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 10.05.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны ООО «Алтайский кедр», ООО «ТК Алтайский кедр», ООО «КЕХ еКоммерц», ООО «Яндекс»; заявитель – гражданин Российской Федерации. Рассмотрение дела назначено на 06.06.2023г.

ООО «КЕХ еКоммерц» заявлено ходатайство о рассмотрении дела посредством системы видеоконфиренцсвязи.

ООО «Яндекс» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.

Заявителем заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Яндекс» и заявителя.

06.06.2023г.Комиссия, изучив материалы дела, а также заслушав представителей ООО «Алтайский кедр», ООО «ТК Алтайский кедр» и ООО «КЕХ еКоммерц», пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к биологически активной добавке Фиточай «Алтай».

Биологически активные добавки (БАД) к пище - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД относятся к группе пищевых продуктов.

В соответствии с ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Как указано на сайте продавца «Алтайский кедр» (altaikedr.ru) Фиточай «Алтай» является биологически активной добавкой.

Рассматриваемая реклама биологически активной добавки Фиточай «Алтай» не содержит предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, что указывает на признаки нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».

Заявитель указывает, что рекламодателем является ООО «ТК Алтайский кедр» (ИНН 2225088953), поскольку Общество является администратором сайта altaikedr.ru; рекламораспространители - ООО «КЕХ еКоммерц» (ИНН 7710668349) – владелец сайта «Авито» и ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543), поскольку использует сайт «Авито» как информационное пространство для размещения рекламы сервисом «Яндекс.Директ».

Антимонопольным органом установлено, что в качестве контактных данных на сайте altaikedr.ru указано ООО «Алтайский кедр»
(ИНН 2225080658).

Таким образом, рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ООО «Алтайский кедр» (ИНН 2225080658, адрес: Алтайский край, г. Барнаул, р.п. Южный, ул. Герцена, д.15); ООО «ТК Алтайский кедр» (ИНН 2225088953, адрес: Алтайский край, г. Барнаул, р.п. Южный, ул. Герцена, д.15), рекламораспространителями – ООО «КЕХ еКоммерц» (ИНН 7710668349, адрес: г.Москва, ул. Лесная, д.7, эт.15, ком.1), ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, адрес: г. Москва, ул. Льва Толстого, д.16).

ООО «Алтайский кедр» и ООО «ТК Алтайский кедр» представлены письменные пояснения, согласно которым Общества считают, что в их действиях не было нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» по следующим основаниям.

Рассматриваемая реклама БАД Фиточай «Алтай» размещена ООО «ТК Алтайский кедр» 02.12.2022г. в системе «Яндекс.Директ» на условиях оферты, при этом содержание рекламы было определено и согласовано с «Яндекс.Директ», что подтверждается макетом, а также отвечало всем требованиям Федерального закона «О рекламе».

Перед запуском рекламной кампании в адрес Яндекс ООО «ТК Алтайский кедр» направлены документы для рекламы БАД: свидетельства о государственной регистрации с приложениями. Продукция компании получила статус объекта рекламы, к объявлению которого автоматически добавляется дисклеймер: «не является лекарством». В личном кабинете это зафиксировано, и рекламодатель не имел возможности изменить или удалить данную фразу. Также в личном кабинете Яндекс указано: «На ваших объявлениях будет показан обязательный дисклеймер. Будет добавлен текст, обязательный для подобных объявлений: «Не является лекарством». Объявление успешно прошло модерацию, и 02.12.2022г. было опубликовано с соблюдением всех требований.

В подтверждение пояснений ООО «Алтайский кедр» и ООО «ТК Алтайский кедр» представлены скриншоты личного кабинета «Яндекс.Директ» и макетов рекламы, планируемых к размещению через «Яндекс.Директ».

На заседании Комиссии директор ООО «ТК Алтайский кедр» <...> и представитель <...> письменные пояснения поддержали в полном объеме.

ООО «КЕХ еКоммерц» представлены письменные пояснения, согласно которым администратором интернет-сайта avito.ru является Общество с ограниченной ответственностью «КЕХ еКоммерц» (далее – Авито). Авито не известен рекламодатель указанного в Определении сообщения, как следствие - Авито не имеет договорных отношений с ним. Авито не участвовало в создании, а равно не обрабатывало спорный материал каким-либо образом, в том числе не участвовало в согласовании и размещении вышеуказанных материалов, предоставляя ООО «Яндекс» техническую возможность для размещения на своем сайте информации, содержание которой полностью определяет ООО «Яндекс».

Авито является сервисом размещения объявлений, с помощью которого любой зарегистрированный пользователь может создать и сделать общедоступными объявления о своих предложениях, сгруппированные по характерным общим признакам и обозначенные специальной рубрикой («автомобили», «недвижимость», «работа», «услуги», «личные вещи», «хобби и отдых», «коллекционирование», «картины» и т.д.). В свою очередь, покупатели могут искать и просматривать объявления на Авито, заказывать доставку товаров продавцов, бронировать квартиры и удовлетворять иной спрос.

Помимо сведений, указанных выше, Авито содержит в том числе ряд специально выделенных блоков для размещения информации, которые согласно договору №РС-25254-11/14 от 01.11.2014г., заключённому между Авито и ООО «Яндекс», используются Яндексом, и Авито при этом по условиям договора не имеет какой-либо возможности влиять на содержание информационных блоков.

Согласно п.2.1 договора, его предметом является оказание Авито технических услуг, связанных с предоставлением Яндексу возможности размещения сведений, определяемых Яндексом, внутри Авито.

В соответствии с пп.3.10.4 договора, Авито обязуется не удалять, не редактировать, не сворачивать, не применять фильтры, не изменять порядок, вид и иные характеристики отображения сведений, поступающих от Яндекса для отображения на информационных блоках.

Авито указывает, что не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, а оказывает технические услуги, связанные с демонстрацией рекламы, следовательно, со стороны Авито отсутствует нарушение требований Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии представитель ООО «КЕХ еКоммерц» <...> письменные пояснения Общества поддержала в полном объеме.

ООО «Яндекс» представлены письменные пояснения, согласно которым рассматриваемая реклама в сервисе «Яндекс.Директ» размещалась в период с 04.03.2023г. по 17.05.2023г.

ООО «Яндекс» подтверждает, что Общество является рекламораспространителем и указывает, что предупреждение о том, что БАД не является лекарственным средством, не было указано в рекламе в результате технической ошибки Яндекса.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные материалы, а также текст рассматриваемой рекламы и способ распространения на сайте «Авито» (www.avito.ru), приходит к выводу, что реклама: «altaikedr.ru Алтайский чай-шаг к здоровью, красоте и качеству жизни Фиточай «Алтай» от производителя. Более 40 фитосборов. Низкие цены. Доставка по РФ», распространена с нарушением ч.1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама не содержит предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.1.1 ст.25 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ТК Алтайский кедр» (ИНН 2225088953), рекламораспространителем - ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543).

Также Комиссией установлено, что нарушение ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» допущено по вине ООО «Яндекс», поскольку макет, переданный рекламораспространителю, содержал предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а нарушение ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» произошло в результате технической ошибки ООО «Яндекс».

Доказательств устранения нарушения ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе» в антимонопольный орган не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.40, пп.42-47 п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «altaikedr.ru Алтайский чай-шаг к здоровью, красоте и качеству жизни Фиточай «Алтай» от производителя. Более 40 фитосборов. Низкие цены. Доставка по РФ», распространенную на сайте «Авито» (www.avito.ru), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.1.1 ст.25 Федерального закона «О рекламе».

  2. Вынести ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

  4. Производство по делу в отношении ООО «ТК Алтайский кедр» прекратить.

  5. Производство по делу в отношении ООО «Алтайский кедр» прекратить.

  6. Производство по делу в отношении ООО «КЕХ еКоммерц» прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны