Заключение №№ 4217/7 Заключение об обстоятельствах дела № 022/01/14.6-673/2021 от 20 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Дары Алтая»

Антона Петрова ул., <...>

г.Барнаул, 656065

 

ООО Пасеки Соловьевых»

Димитрова ул., <...>

г.Барнаул, 656049

 

Заключение

об обстоятельствах дела № 022/01/14.6-673/2021

20 октября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/01/14.6-673/2021 по признакам нарушения ООО «Дары Алтая», Алтайский край, г.Барнаул, Антона Петрова ул., <...>, ИНН 2222833455, ОГРН 1152223003151, пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя ответчика – ООО «Дары Алтая» <...> по доверенности от 29.09.2021г.,

в отсутствии представителя заявителя – ООО «Пасеки Соловьёвых» (извещен надлежащим образом), и

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в действиях ООО «Дары Алтая», выразившихся в использовании при размещении рекламы на поисковом сервисе «Яндекс» в качестве ключевых слов словосочетания «Пасеки Соловьевых», схожего до степени смешения с комбинированным товарным знаком со словесным обозначением «Пасеки Соловьевых» и тождественного оригинальной части фирменного наименования заявителя, что создает на рынке угрозу смешения товаров двух продавцов, усматриваются признаки нарушения установленного пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции запрета на недобросовестную конкуренцию.

Данное обстоятельство выражается в следующем.

Дело № 022/01/14.6-673/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Пасеки Соловьевых» о нарушении ООО «Дары Алтая» запрета на недобросовестную конкуренцию на рынке реализации продукции пчеловодства на территории Алтайского края.

Заявитель указал, что ООО «Дары Алтая» без его согласия использует в качестве ключевых слов при размещении рекламы на поисковом сервисе «Яндекс» словесное обозначение «Пасеки Соловьевых», тождественное комбинированному товарному знаку со словесным обозначением «Пасеки Соловьевых», что создает на рынке угрозу смешения товаров двух продавцов.

Материалами дела установлено, что хозяйствующие субъекты – ООО «Пасеки Соловьевых» и ООО «Дары Алтая» являются конкурентами, поскольку осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке –реализация продукции пчеловодства на территории Алтайского края. Следовательно, добросовестная конкуренция, как фактор ведения данными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.

Из материалов дела следует, ООО «Пасеки Соловьевых» является правообладателем комбинированного товарного знака со словесным обозначением «Пасеки Соловьевых» , зарегистрированного и действующего в отношении товаров и услуг 30 (кондитерские изделия, печенье, мед и пр.), 33 (медовуха), 35 (продвижение товаров) классов МКТУ (свидетельство о государственной регистрации №813179 от 01.01.2021г., приоритет от 17.11.2020г.).

Пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ признается исключительное право на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров (услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (пункт 1 статьи 1484 ГК РФ).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Указанный товарный знак используется правообладателем для индивидуализации своих товаров и услуг, в том числе для индивидуализации продуктов пчеловодства и меда со своей пасеки, расположенной в Алтайском крае. Товарный знак используется правообладателем и на принадлежащем ему сайте gornyimed.ru, который обеспечивает пользователям сети Интернет возможность выбора и покупки продуктов пчеловодства, включая мед.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 1 статьи 1484 ГК РФ).

Кроме того, словесное обозначение «Пасеки Соловьевых» используется заявителем и в принадлежащем ему фирменном наименовании ООО «Пасеки Соловьевых».

Согласно статьей 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Согласно статье 1476 ГК РФ, фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Заявитель указывает, что ООО «Дары Алтая» без согласия ООО «Пасеки Соловьевых» использует в качестве ключевых слов при размещении контекстной рекламы своих товаров на поисковом сервисе «Яндекс» словесное обозначение «Пасеки Соловьевых», тождественное комбинированному товарному знаку со словесным обозначением «Пасеки Соловьевых», а также тождественное фирменному наименованию заявителя.

18 июня 2021 года нотариальным протоколом осмотра доказательств в виде интернет-сайта адрес:https://yandex.ru при вводе поискового запроса по ключевым словам «пасеки Соловьевых» установлен факт размещения контекстной рекламы следующего содержания:

«Алтайский мед оптом. Дары Алтая!

мedaltaydar.ru * Мед оптом***

Большой выбор меда по выгодным ценам! Гарантия высшего качества. Доставка по

РФ! Заказ от 5000 руб. Контроль качества. Выгодные цены. Доставка по РФ

Весовой мед * Фасованный мед* Доставка и оплата * Каталог

Контактная информация 8(800)201-ХХ-ХХ-ХХ Показать Барнаул».

При переходе по данной ссылке открывается интернет-страница с уникальным идентификатором http://мedaltaydar.ru/ и заголовком «Дары Алтая».

При этом данная реклама при ответе поисковой системы на запрос выпадает первой по списку, далее следует информация непосредственно ООО «Пасеки Соловьевых».

Тем самым, использование ответчиком в качестве ключевых слов словосочетания «Пасеки Соловьевых», схожего до степени смешения с комбинированным товарным знаком , и тождественного оригинальной части фирменного наименования заявителя, направлено на привлечение внимания к товарам, реализуемым ООО «Дары Алтая», поскольку создает необходимые технические условия для показа заинтересованному в поиске рекламы с запросом «Пасеки Соловьевых» потребителю не сайта с таким наименованием, а контекстной рекламы ответчика. Указанное создает условия для легкого перехода непосредственно на сайт ООО «Дары Алтая» по запросу «Пасеки Соловьевых», в том числе посредством которого ООО «Дары Алтая» вводит в гражданский оборот товар, аналогичный товару заявителя, для индивидуализации которого зарегистрирован товарный знак , и используется заявителем оригинальная часть фирменного наименования.

Факт использования ответчиком данного словосочетания в поисковом сервисе «Яндекс» для показа собственной контекстной рекламы не оспаривается, напротив, указывается, что данное словосочетание было выбрано, как популярное, для того, чтобы сайт ООО «Дары Алтая», как результат поиска, выдавался наряду с сайтами иных производителей и продавцов пчелопродукции.

Запрет недобросовестной конкуренции установлен главой 2.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 10bis «Недобросовестная конкуренция» Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В том числе согласно указанной международной правовой норме подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В силу пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Тем самым, в действиях ООО «Дары Алтая», выразившихся использовании при размещении рекламы на поисковом сервисе «Яндекс» в качестве ключевых слов словосочетания «Пасеки Соловьевых», схожего до степени смешения с комбинированным товарным знаком со словесным обозначением «Пасеки Соловьевых» и тождественного оригинальной части фирменного наименования заявителя, усматриваются признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции. Указанные действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат требованиям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Получение преимущества ООО «Дары Алтая» в использовании указанных слов непосредственно связано с привлечением внимания потребителей к себе и своим товарам, которые могут предположить, что компании «Дары Алтая» и «Пасеки Соловьевых» входят в одну группу компаний под наименованием «Пасеки Соловьевых», что создает угрозу смешения деятельности двух продавцов и их товаров на рынке, и показывают намерение ООО «Даря Алтая» воспользоваться репутацией и узнаваемостью субъекта-конкурента с целью получить преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности и причинить ему убытки в результате перераспределения спроса на товар, вызванного оттоком потребителей, которые могут ошибочно воспринять товар ООО «Дары Алтая» за товар ООО «Пасеки Соловьевых».

При этом для признания факта недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующего субъекта-конкурента заявителю не требуется доказывать причиненные убытки, достаточно установления такой возможности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны