Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-285/2019 от 9 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Д<...>

 

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-285/2019

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2019г. г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

Б<...> – врио заместителя руководителя управления,

Члены Комиссии:

К<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Г<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-285/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по адресу: г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.6 в (ТЦ «Алтай»), листовок с недостоверной рекламной информацией о возможности приобретения дивана «Мадрид», реализуемого в магазине «Много Мебели», по сниженной цене, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ИП Д<...> (уведомлена надлежащим образом),

в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

13 мая 2019 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина РФ (вхд.№196067) о распространении 9 мая 2019 по адресу: г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.6 в (ТЦ «Алтай»), листовки с недостоверной рекламной информацией о возможности приобретения дивана «Мадрид», реализуемого в магазине «Много Мебели», стоимостью 20000 4999 руб, в которой усматриваются признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

В результате рассмотрения заявления 30.05.2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05/5-285/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Д<...> Рассмотрение дела назначено на 27.06.2019г.

27.06.2019г. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель - ИП Д<...> на рассмотрение дела не явилась (о месте и времени рассмотрения дела извещена). В адрес антимонопольного органа от ИП Д<...>  поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вхд. № 197970 от 19.06.2019г.).

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

На основание изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Д<...>  и заявителя.

27.06.2019г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к товарам, реализуемым в магазине «Много Мебели», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Рассматриваемая рекламная листовка содержит информацию о возможности приобретения мягкой мебели по сниженным, указанным на фото, ценам без каких-либо дополнительных скрытых условий.

Из содержания заявления следует, что заявитель обратился в магазин «Много Мебели» с целью покупки дивана «Мадрид», так как при входе в ТЦ «Алтай» распространялись листовки, в которых была указана информация о возможности приобретения дивана «Мадрид» стоимостью 4999руб. Однако, выбранный заявителем товар в магазине «Много Мебели» продавать за 4999 руб. отказались, в связи с тем, что приобрести указанный товар за 4999 руб. возможно при покупке дополнительных двух товаров. На распространяемой листовке была указана информация: «ЦЕНЫ КАК НА ФОТО! БЕЗ СКРЫТЫХ УСЛОВИЙ!», в связи с чем, заявитель считает рассматриваемую рекламу недостоверной.

В качестве доказательства заявитель представил оригинал рассматриваемой листовки (вхд. №198472 от 27.06.2019г.), а также фотографию дивана «Мадрид», выставленного в торговом зале магазина «Много Мебели», расположенного по адресу: г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.6 в (ТЦ «Алтай»), на нижней части которого, размещена рекламная информация следующего содержания: «РАСПРОДАЖА МАДРИД 20000 9,999 Забери …».

Рекламная листовка представлена на двух сторонах:

- на лицевой стороне размещается информация следующего содержания: «МНОГО МЕБЕЛИ Больше скидок на многомебели.РФ №1 в России 3 дня доставка 10 лет гарантия 200х90 200х140 Диван МАДРИД 20000 4999 …. ЦЕНЫ ЕЩЕ НИЖЕ количество ограничено….ЦЕНЫ КАК НА ФОТО! БЕЗ СКРЫТЫХ УСЛОВИЙ!»;

- на оборотной стороне размещается информация о стоимости корпусной мебели (шкафов-стенок, шкафов, кроватей, столов и стульев), сведения о дополнительной экономии до 10.000 рублей, контактные данные магазинов, а также информация об условиях акций на товары, размещенных на оборотной стороне («Асти: стул в подарок», «Lux в подарок»), под * следующего содержания: «Акция действует с 01.05.2019 по 31.05.2019г. Информация не является публичной офертой. Цены в листовке указаны на товары в минимальной комплектации и характеристике и действительны на выделенной территории РФ. Акция «Асти: стул в подарок» действует при покупке стола и 4 стульев Асти по одному договору, четвертый стул Асти за 0 рублей. Акция «Lux в подарок» действует при покупке кровати Lux, матраса и 2 доп. товаров из списка на выбор по одному договору, кровать Lux за 0 рублей. Количество товара, участвующего в Акции ограничено, в связи с чем Акция может быть прекращена Организатором досрочно в одностороннем порядок. Доставка 3 дня при условии наличия товара на складе на момент покупки. Кредит банка-партнера ООО «Русфинанс Банк» (ЦБ РФ №1792) с первоначальным взносом 0. Подробности акций, информацию о ценах, сроках и обязательствах по гарантии и прочее уточняйте в дилерских салонах бренда «Много мебели » или на сайте: многомебелиРФ».

13.05.2019г. антимонопольным органом установлено, что на официальном сайте «Много мебели»: https://mnogomebeli.com размещается информация о возможности приобретения дивана «Мадрид» стоимостью 20 000 рублей за 4999 рублей или в кредит за 499. Согласно п.9 раздела «Акции»: «Акция «диван «Мадрид» за 4 999» действует с 01.05.2019 по 31.05.2019 г.: при покупке дивана Мадрид, одного дополнительного товара и стенки / двух дополнительных товаров по одному договору диван «Мадрид» за 4 999 рублей».

Таким образом, в рассматриваемой рекламной листовке информация о возможности приобретения указанных товаров, в том числе дивана «Мадрид» стоимостью 20000 рублей за 4999 руб., а также стоимостью 9,999 руб., при условии покупки дополнительных товаров, отсутствует.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама вводит потребителей в заблуждение относительно возможности приобретения указанной в листовке мягкой мебели по сниженным, указанным на фото, ценам без каких -либо скрытых условий, а именно необходимости приобретения дополнительных товаров, что указывает на нарушение п.4 ч.3 ст. 5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно информации, представленной ООО «ТЦ «Алтай» (вхд. №196450 от 20.05.2019г.), предпринимательскую деятельность в магазине «Много Мебели», расположенном по адресу: г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.6 в (ТЦ «Алтай»), на основании договора аренды №И143/04-19 от 01.04.2019г. осуществляет ИП Д<...> (ОГРНИП 316645100115967). Распространение рассматриваемых рекламных листовок у входа в ТЦ «Алтай» происходило на основании заявки ИП Д<...> .на осуществление промо-акции и осуществлялось ИП Д<...>  самостоятельно.

На определение о возбуждении дела №022/05/5-285/2019 ИП Д<...> нарушение требований Федерального закона «О рекламе» не признала, пояснив (вхд. №197970 от 19.06.2019г.), что в период с 01.05.2019г. по 31.05.2019г. ИП Д<...>  проводилась акция «Цены еще ниже» на условиях, изложенных в рекламной листовке. Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанной листовки является ИП Д<...>  В соответствии с условиями акции, изложенными на обороте листовки, информация не является публичной офертой, количество товара ограничено, в связи с чем акция может быть прекращена досрочно в одностороннем порядке. На момент обращения гражданина товар, подпадающий под условия акции, закончился. В настоящее время акция прекращена, в связи с истечением срока действия. Таким образом, ИП Д<...> в полном объеме, без искажения сведений доведена рассматриваемая вся исчерпывающая информация о сроках и условиях акции путем изложения на обороте рекламной листовки.

Доводы ИП Д<...> о том, что рассматриваемая рекламная листовка содержит всю исчерпывающую информацию, а также то, что в соответствии с условиями акции, изложенными на обороте листовки, информация не является публичной офертой, количество товара ограничено, в связи с чем акция может быть прекращена досрочно в одностороннем порядке, Комиссия отклонят в силу следующего.

Цена товара является одним из ведущих факторов конкурентной борьбы, в связи с чем указание на конкретную низкую цену товара привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемому товару.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что период проведения в магазине «Много мебели» акций по продаже мебели по сниженным ценам ИП Д<...> был установлен с 01.05.2019г. по 31.05.2019г.

Документов и материалов, подтверждающих прекращение действия акций, указанных в рассматриваемой листовке, в том числе акции «диван «Мадрид» за 4999», ранее установленного срока, ИП Д<...>  в адрес антимонопольного органа не представлено.

Таким образом, заявитель обратился за покупкой дивана «Мадрид» по цене, указанной в рассматриваемой рекламной листовке (за 4999), в период действия акции 09.05.2019г., что подтверждается информацией, представленной заявителю продавцом магазина, а именно необходимости приобретения дополнительных товаров, а также фотографией дивана «Мадрид», выставленного в торговом зале магазина «Много Мебели», расположенного по адресу: г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.6 в (ТЦ «Алтай»), на нижней части которого, размещена рекламная информация следующего содержания: «РАСПРОДАЖА МАДРИД 20000 9,999 Забери …».

Рассматриваемая рекламная листовка содержит информацию о возможности приобретения мягкой мебели по сниженным, указанным на фото, ценам без каких-либо дополнительных скрытых условий.

Размещение в рекламной листовке какой – либо информации о возможности приобретения мягкой мебели, в том числе дивана «Мадрид» стоимостью 20000 рублей за 4999 руб., при условии покупки дополнительных товаров, антимонопольным органом не установлено.

Из содержания информации под обозначением *, размещенной на оборотной стороне рекламной листовки, следует, что указанная информация относится к иным акциям, проводимым относительно снижения стоимости корпусной мебели (шкафов-стенок, шкафов, кроватей, столов и стульев).

Кроме того, указание на оборотной части листовки сведений о том, что информация не является публичной офертой, а подробности акций, информацию о ценах, сроках и обязательствах по гарантии и прочее необходимо уточнять в дилерских салонах бренда «Много мебели» или на сайте: многомебелиРФ, не заменяет необходимость размещения в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение.

Согласно информации, размещенной на сайте: многомебелиРФ, а также информации, полученной заявителем от продавца магазина «Много мебели», приобретение дивана «Мадрид» стоимостью 20 000 рублей по акции за 4999 рублей возможно при покупке дополнительных товаров, а именно: одного дополнительного товара и стенки / двух дополнительных товаров по одному договору».

Поскольку рассматриваемая реклама о снижении стоимости мягкой мебели в магазине «Много мебели», в том числе дивана «Мадрид», направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, а именно: снижение цен, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, а именно: необходимость приобретения дополнительных товаров.

Таким образом, выполнение указанных условий влияет на итоговую цену рассматриваемого товара. Рассматриваемые условия проведения акция «диван «Мадрид» являются существенными для потребителя, в связи с чем отсутствие данной информации искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, на существенность информации об условиях проведения рассматриваемой акции и введение в заблуждение потребителей указывает поступление заявления от гражданина РФ. Не заметив информацию о том, что предложение не является публичной офертой, а подробности акций, информацию о ценах, сроках и обязательствах по гарантии и прочее необходимо уточнять в дилерских салонах бренда «Много мебели » или на сайте: многомебелиРФ, заявитель воспринял рассматриваемую рекламу таким образом, что он может приобрести диван «Мадрид» стоимостью 20000 за 4999 руб. без каких либо дополнительных условий.

Учитывая изложенное, заявленная в рассматриваемой рекламе цена дивана «Мадрид» была занижена и не соответствовала цене приобретения указанного товара в магазине «Много мебели», в связи с необходимости выполнения при покупке товара дополнительных условий.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.4 ч.3 ст. 5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Материалами дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Д<...>(ОГРНИП 316645100115967).

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП Д<...> . п.4 ч.3 ст. 5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», что выражается в распространении листовок с недостоверной рекламной информацией о возможности приобретения дивана «Мадрид», реализуемого в магазине «Много Мебели», по сниженной цене.

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией установлено, что распространение рассматриваемых рекламных листовок у входа в ТЦ «Алтай» происходило на основании заявки, направленной ИП Д<...> в адрес ООО «ТЦ «Алтай» на осуществление промо-акции, и осуществлялось ИП Д<...> в период проведения акции с 01.05.2019 по 31.05.2019г.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламную информацию о возможности приобретения дивана «Мадрид», реализуемого в магазине «Много Мебели», стоимостью 20000 за 4999 руб (9999 руб), по сниженной цене, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушены требования п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ИП Д<...> нарушившей требования п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

3.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП Д<...>  дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Б<...>

Члены Комиссии:  К<...>

 Г<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны