Решение №№ 4087/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-554/2020 от 1 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

(магазин-сервис «zavGar»)

г.Барнаул, 656066

ИП <...>

г.Барнаул, 656064

Павловский тракт, 8

г.Барнаул, 656016

500-112@mail.ru

ИП <...>

г.Барнаул, 656003

Попова ул., 248/2

г.Барнаул, 656922

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/5-554/2020

Решение вынесено 17 сентября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы

рассмотрев дело № 022/05/5-554/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на территории магазина-сервиса «zavGar», расположенного в городе Барнауле по адресу: Павловский тракт, 8, рекламного баннера с использованием бранных слов, в которой усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

с участием представителей ИП <...> ИНН 222400275636 – <...> по доверенности от 04.08.2020г., <...> по доверенности от 04.08.2020г.,

в отсутствии представителей ИП <...> ИНН 222310399250, ИП <...> ИНН 222309477873,

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-544/2020 возбуждено в связи с установлением Алтайским краевым УФАС России факта размещения на территории магазина-сервиса «zavGar», расположенного в городе Барнауле по адресу: Павловский тракт, 8, рекламного баннера:

«500-112 zavGar.ruбнёшься как дёшево магазин-сервис zavGar.ru <=>улы».

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В рассматриваемой рекламе слово «улыбнёшься» в виду его стилистики написания («бнёшься… <=>улы») воспринимается как бранное слово, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Антимонопольным органом, исходя из информации, содержащейся на сайте www.zavGar.ru, установлено, что лицом, осуществляющим деятельность в магазине-сервисе «zavGar», является ИП <...>.

Во исполнение определения о возбуждении дела ИП <...> документы и материалы, связанные с размещением рассматриваемой рекламы, не предоставлены.

05 августа 2020 года присутствующие на заседании Комиссии представители ИП <...> нарушение индивидуальным предпринимателем требований законодательства Российской Федерации о рекламе отрицали, указывали на то, что ИП <...> никакой деятельности в магазине-сервисе «zavGar» не осуществляет, рассматриваемую рекламу не размещал. Информацию о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность в магазине-сервисе «zavGar» и разместившим рассматриваемую рекламу, предоставлять отказались, указав на то, что это обязанность административного органа.

Вместе с тем, 05 августа 2020 года антимонопольным органом при просмотре информации, размещенной на сайте www.zavGar.ru, во вкладке «О нас», установлено, что деятельность в магазине-автосервисе «zavGar» осуществляет ИП <...>, ИНН 222310399250.

Кроме того, по информации, предоставленной Барнаульским филиалом АО «Авантел», указанный в рекламе номер телефона 500-112 зарегистрирован на ИП <...> в соответствии с договором об оказании услуг связи Б-677-15/у от 01.12.2015г.

В связи с чем, в соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела отложено до 11 часов 00 минут 17 сентября 2020 года в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, а также привлечением к участию в деле иных лиц.

17 сентября 2020 года присутствующие на заседании Комиссии представители ИП <...> продолжали придерживаться позиции, изложенной ранее. Кроме того, указали на то, что им не известно лицо, разместившее рекламную конструкцию с рассматриваемой рекламой на территории магазина-автосервиса «zavGar».

Комиссия, рассмотрев материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в городе Барнауле на территории магазина-сервиса «zavGar», расположенного в городе по адресу: Павловский тракт, 8, размещена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания: «500-112 zavGar.ruбнёшься как дёшево магазин-сервис zavGar.ru <=>улы».

В соответствии со статьей 4 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Рекламой по смыслу Закона о рекламе признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая Комиссией антимонопольного органа информация полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину-сервису «zavGar.ru», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная). Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

В рассматриваемой рекламе слово «улыбнёшься» в виду его стилистики написания («бнёшься… <=>улы») воспринимается как бранное слово, содержащее смысловые ассоциации непристойного и двусмысленного характера.

Алтайское краевое УФАС России 06 августа 2020 года обратилось в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» оказать содействие и поручить специалистам института массовых коммуникаций, филологии и политологии рассмотреть рассматриваемую рекламу и высказать свое мнение по следующим вопросам:

  1. Ассоциируется ли используемое в рекламе слово «бнёшься» с бранным?
  2. Является ли рассматриваемая реклама в целом непристойной?

Проанализировав представленную рекламу, специалисты кафедры связей с общественностью и рекламы факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», указали, что в исследуемом рекламном тексте бранных слов и выражений, имеющих неприличную форму, не содержится, негативной информации о какой-либо группе лиц, объединенных по признаку пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, не имеется. Вместе с тем, настоящая визуально-вербальная подача, как указывают специалисты, содержит признаки провокационной рекламы, которая преследует цель приковать к себе внимание, вызвать общественный резонанс, эмоциональное потрясение, которое, в свою очередь, может перерасти в конфликт. Конфликтные действия могут быть выражены в форме шокирования, манипуляции, демонстрации насилия, употребления нецензурной лексики, эксплуатации тем секса, страха, отвращения и т.д. Провокационная реклама представляет риск для устоявшихся норм: нарушение общепринятых культурных, этических, эстетических норм в рекламе может привести к обесцениванию таких понятий как нравственность и мораль, что представляет опасность для культуры общества и государства.

Учитывая изложенное, Комиссия Алтайского краевого УФАС России приходит к выводу, что содержащееся в рассматриваемой рекламе слово «бнёшься» может вызвать ассоциации с бранным словом, что указывает на несоблюдение требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

Кроме того, у Комиссии антимонопольного органа имеется достаточно доказательств того, что у потребителей рассматриваемой рекламы слово «бнёшься» ассоциируется с бранным, непристойным, словом, что подтверждается новостной информацией «Провокация и непристойность в рекламе ZavGar» за 07.07.2020 года, размещенной в сети Интернет по адресу: https://rekportal.ru, и комментариями к ней, а также вышедшим 21.07.2020 года на телеканале «Россия» в региональном выпуске новостей «Вести Алтай» сюжетом по факту распространения данной рекламы.

По информации, предоставленной администрацией Железнодорожного района города Барнаула, собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Барнаул, Павловский тракт, 8, является К<...>, сведениями о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность в магазине-сервисе «zavGar.ru», администрация района не располагает. Кроме того, администрацией Железнодорожного района города Барнаула сообщено, что разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с рекламой «500-112 zavGar.ruбнёшься как дёшево магазин-сервис zavGar.ru <=>улы» администрацией района не оформлялось.

Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей, поэтому использование в ней источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку, признается непозволительным для рекламодателей приемом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет ответственность рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов и обстоятельств дела следует, что установить лицо, осуществившее размещение в городе Барнауле по адресу: Павловский тракт, 8 рассматриваемой рекламы, не представляется возможным, что указывает на необходимость прекращения рассмотрения дела. Однако, антимонопольным органом 17 сентября 2020 года в результате выезда на место размещения рассматриваемой рекламы установлено, что реклама «500-112 zavGar.ruбнёшься как дёшево магазин-сервис zavGar.ru <=>улы» не размещается.

Вместе с тем, Комиссией Алтайского краевого УФАС России ввиду того, что разрешения на установку и размещение рекламной конструкции с рассматриваемой рекламой не оформлялось, принято решение о направлении в администрацию Железнодорожного района г.Барнаула информации о принятии мер, направленных на устранение допущенных нарушений.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 27-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «500-112 zavGar.ruбнёшься как дёшево магазин-сервис zavGar.ru <=>улы», размещенную на территории магазина-сервиса «zavGar.ru» по адресу: г.Барнаул, Павловский тракт, 8, поскольку при ее размещении нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе прекратить в связи с невозможностью установить лицо, разместившее рассматриваемую рекламу.

3. Направить в администрацию Железнодорожного района г.Барнаула информацию о принятии мер, направленных на устранение нарушений в сфере самовольной установки по адресу: г.Барнаул, Павловский тракт, 8 рекламной конструкции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:<...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны