Решение №889/9 Дело № 15-ФАС22-ОВ/11-18 по признакам нарушения Барнаульской... от 7 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-ФАС22-ОВ/11-18

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2019 г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «07» марта 2019

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

О<…> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 15-ФАС22-ОВ/11-18 по признакам нарушения Барнаульской городской Думой части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении специализированной службы полномочиями органа местного самоуправления в части, принятия решений об отказе в рассмотрении заявлений о предоставлении места захоронения умершего (п. 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории г. Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думой № 447 от 28.02.2011, в ред. решения от 31.10.2018 г. № 201),

УСТАНОВИЛА:

26.06.2018 года по результатам рассмотрения заявления ООО «Алтайская похоронная служба» в связи с наличием в действиях Барнаульской городской думы, выразившихся в наделении специализированной службы полномочиями органа местного самоуправления в части учета, регистрации захоронений и выделения земельных участков для захоронения тел (останков) умершего (п. 2.12, п. 2.13 и п. 2.16 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы № 447 от 28.02.2011), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», управлением ФАС по Алтайскому краю в отношении Барнаульской городской Думы 26.06.2018 г. за исх.№ 2494/9 вынесено предупреждение о прекращении вышеуказанных действий, со сроком исполнения до 15.11.2018г.

Из представленной Барнаульской городской Думой информации в антимонопольный орган (вх.№ 1813597 от 12.11.2018), следует, что с целью устранения выявленных противоречий Барнаульской городской Думой принято решение от 31.10.2018 № 201 «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 28.02.2011 № 447 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула» (в ред. решения от 22.12.2017 № 52). Нормы положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории г. Барнаула, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, изменены и изложены в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

УФАС по Алтайскому краю установлено, что предупреждение от 26.06.2018 г. за исх.№ 2494/9 УФАС по Алтайскому краю исполнено не в полном объеме.

По данному факту управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа № 248 от 29.11.2018 г. в отношении Барнаульской городской Думы возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 15-ФАС22-ОВ/11-18 по признакам нарушения Барнаульской городской думой ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.01.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дел № 15-ФАС22-ОВ/11-18 откладывалось до 26.02.2019 10 часов 00 минут.

На заседании Комиссии представители Барнаульской городской Думы нарушение антимонопольного законодательства не признали и пояснили, что в соответствии со ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» властная функция органа местного самоуправления по распоряжению землей ограничивается принятием органами местного самоуправления решения об организации места погребения на земельном участке и его отвод под кладбище.

Вместе с тем, определение места захоронения умершего на территории кладбища г.Барнаула осуществляется в соответствии с планом-схемой, разработанной и утвержденной органом местного самоуправления (комитетом по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула).

Пункт 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула» (принято решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2011 № 447, в редакции решения от 22.12.2017 № 52) устанавливает порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении места захоронения умершего.

Таким образом, при принятии заявления о предоставления места захоронения умершего и проведении сверки предоставленных документов специализированная служба не осуществляет властные полномочия органа местного самоуправления, поскольку данные процедуры не требуют принятия решений, а лишь гарантируют исполнение установленных действующим законодательством требований.

Барнаульская городская Дума закрепляя норму абз. 10 п. 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула, касающуюся отказа специализированной службы по вопросам похоронного дела в рассмотрении заявления о предоставлении места захоронения умершего в случае непредставления ответственным за захоронение лицом в момент подачи заявления для сверки копий оригиналов документов либо копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не наделяет специализированную службу по вопросам похоронного дела какими-либо исключительными полномочиями органов местного самоуправления и не нарушает ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула и МУП «Специализированная похоронная служба» поддержали доводы Барнаульской городской думы».

26.02.2019 года изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

Из содержания п. 2.12 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула (в редакции 31.10.2018 г.) следует, что земельные участки под места захоронения на территории кладбища предоставляются комитетом путем утверждения плана-схемы захоронений.

При этом п. 2.14 вышеуказанного положения устанавливает, что определение очередности использования земельных участков в соответствии с утвержденной планом-схемой и фактической возможности захоронения на определенном земельном участке осуществляется специализированной службой путем выдачи талона по форме согласно приложению 1 к Положению.

Талон выдается специализированной службой в течение суток с момента подачи ответственным за захоронение лицом заявления о предоставлении места захоронения умершего с приложением копий документов.

При непредставлении в момент подачи заявления о предоставлении места захоронения умершего ответственным за захоронение лицом для сверки копий оригиналов документов либо копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке специализированная служба отказывает в рассмотрении заявления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 123-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

В силу п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» земельные участки для погребения гарантируются гражданам и предоставляются, как правило, на безвозмездной основе, а нормы такого предоставления устанавливаются органами местного самоуправления.

Из анализа норм Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту – Закон № 8-ФЗ) усматривается, что определение конкретного места для погребения умершего осуществляется в рамках работ по эксплуатации и содержанию кладбища, то есть относится к текущей хозяйственной деятельности по управлению кладбищем. При этом хозяйствующий субъект связан определенными правилами, закрепленными на законодательном уровне (части 1 и 6 статьи 17 Закона № 8-ФЗ). Согласно статьям 15 и 16 Закона № 8-ФЗ властная функция органа местного самоуправления по распоряжению землей ограничивается принятием органами местного самоуправления решения об организации места погребения на земельном участке и его отводе под кладбище. В соответствии с нормами Закона № 8-ФЗ земельные участки под захоронение предоставляются всем без исключения гражданам на равных основаниях. Для отвода места под захоронение не требуется какого-либо административного решения о выделении и предоставлении земельного участка. Выделение (предоставление) участка под конкретное захоронение и регистрация захоронения не поименованы Законом № 8-ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Следовательно, наделение данной функцией и иными сопряженными с ней функциями хозяйствующего субъекта не может рассматриваться в контексте указанных норм как наделение властными полномочиями хозяйствующих субъектов, поскольку предоставление конкретного земельного участка на кладбище под захоронение в силу статей 15 и 16 Закона № 8-ФЗ к исполнительным полномочиям органов местного самоуправления не относится. В связи с чем нормы, закрепленные в пункте 2.14 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула (в редакции 31.10.2018 г.), не могут рассматриваться как устанавливающие право на совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 15-ФАС22-ОВ/11-18 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии <…> С

Члены Комиссии <…> О

<…> Б

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны