Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 6 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

регистрационный номер дела № 37-АД(АМ)02/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 37-АД(АМ)02/19

об административном правонарушении

6 марта 2019г. г. Барнаул

Заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю С (656059, г.Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела №37-АД(АМ)02/19 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица –директора по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» Ж <…> (<…>), в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается документами и материалами, имеющимися в материалах дела (заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении №37-АД(АМ)02/19 в отсутствии Ж<…>),

УСТАНОВИЛ:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило обращение жителя с. Михайловка Усть-Калманского района Алтайского края (вх.№181049 от 02.02.2018г.) по вопросу снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам.

В связи с поступившим обращением, антимонопольным органом проведен анализ действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих закуп молока.

При проведении анализа рынка закупа сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств в Усть-Калманском районе Алтайского края были выявлены хозяйствующие субъекты, осуществляющие закуп сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края.

Согласно информации, предоставленной администрацией Усть-Калманского района (вх. №181628 от 16.02.2018г.) на рынке сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района осуществляют закуп (сбор) сырого коровьего молока следующие хозяйствующие субъекты (покупатели):

  1. ИП Ш<…> (<…>);
  2. ИП Ж<…> (<…>);
  3. АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, 63).

Продавцами сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств и сельхозпредприятия, производящие сырое коровье молоко.

В результате анализа представленных документов установлено, что с сентября 2017г. по февраль 2018г. в Усть-Калманском районе Алтайского края сложились следующие цены на сырое коровье молоко, закупаемое у населения:

Дата

ИП Ш<…>

ИП

Ж<…>

АО «Барнаульский молочный комбинат»

01.09.2017

16,0

16,0

-

16.11.2017

17,0

17,0

-

01.12.2017

17,0

17,0

17,0

23.01.2018

17,0

17,0

17,0

01.02.2018

16,0

16,0

16,0

16.02.2018

15,0

15,0

15,00

Анализ вышеназванных закупочных цен на молоко сырое коровье, показал следующее: в период с декабря 2017г. по январь 2018г. закуп сырого коровьего молока осуществлялся в Усть-Калманском районе по цене 17 руб. всеми тремя хозяйствующими субъектами, с 01.02.2018г. ИП Ш<…>, ИП Ж<…> и ООО «Барнаульский молочный комбинат» была одновременно снижена цена до 16 руб., а с 16.02.2018г. до 15 руб.

На 01.12.2017 года цена для населения Усть-Калманского района в размере 17,0 рублей, установлена ИП Ш<…>, ИП Ж<…> и ООО «Барнаульский молочный комбинат», которое начало осуществлять закуп сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района с декабря 2017г.

С 01.02.2018 ИП Ш<…>, ИП Ж<…> и АО «Барнаульский молочный комбинат», одновременно установили цену для населения в размере 16,0 рублей.

С 16.02.2018 ИП Ш<…>, ИП Ж<…> и АО «Барнаульский молочный комбинат», одновременно установили цену для населения в размере 15,0 рублей.

Таким образом, снижение цен на закупаемое сырое коровье молоко с 01.12.2017 года отмечено одновременно у ИП Ш<…>, ИП Ж<…> и АО «Барнаульский молочный комбинат» на одни и те же даты с установлением одинаковых цен в Усть-Калманском районе Алтайского края.

ИП Ш<…>, ИП Ж<…> и АО «Барнаульский молочный комбинат» являются конкурентами на рынке сырого коровьего молока, так как закупают сырое коровье молоко на территории Усть-Калманского района.

Следует отметить, что ИП Ш<…> и ИП Ж<…> в дальнейшем поставляют сырое коровье молоко ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» согласно договорам поставки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с представленной ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» информацией и документами установлено, что предприятие формирует различные базовые цены на молоко для поставщиков.

Так в соответствии договором поставки сельскохозяйственной продукции №10 от 16 января 2017 года, заключенным между ИП Ш<…> (Поставщик) и ООО «Усть- Калманский маслосырзавод» (Покупатель) Поставщик обязан поставить, а Покупатель принять и оплатить натуральное молоко.

Согласно п.4.1 данного договора предусмотрено, что цены на молоко определяются исходя из цен, сложившихся на рынке. Уровень цены на молоко оформляется протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора. Изменение цены на молоко производится по согласованию сторон по телефону с обязательным подтверждением протоколом в течение 3-х дней. Покупатель оплачивает фактически принятое молоко по цене настоящего договора, рассчитанной исходя из стоимости 1 кг молока.

Далее в соответствии с протоколами согласования цены к договору на закупку сельскохозяйственной продукции №10 от 16.01.2017 цена без НДС на молоко при стандартных параметрах менялась следующим образом: с 01.09.2017- 19,00 рублей; с 16 ноября 2017- 20,00 рублей; с 01.02.2018-19,00 рублей; с 16.02.2018-18,00 рублей.

Между ИП Ж<…> (Поставщик) и ООО «Усть- Калманский маслосырзавод» (Покупатель), заключен договор поставки сельскохозяйственной продукции №05 от 16 января 2017 года, в соответствии с которым Поставщик обязан поставить, а Покупатель принять и оплатить натуральное молоко.

Согласно п.4.1 данного договора предусмотрено, что цены на молоко определяются исходя из цен, сложившихся на рынке. Уровень цены на молоко оформляется протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора. Изменение цены на молоко производится по согласованию сторон по телефону с обязательным подтверждением протоколом в течение 3-х дней. Покупатель оплачивает фактически принятое молоко по цене настоящего договора, рассчитанной исходя из стоимости 1 кг молока.

Так, в соответствии с протоколами согласования цены к договору на закупку сельскохозяйственной продукции №05 от 16.01.2017 цена без НДС на молоко при стандартных параметрах менялась следующим образом: с 01.09.2017- 19,50 рублей; с 16 ноября 2017- 20,50 рублей; с 01.02.2018-19,50 рублей; с 16.02.2018-18,50 рублей.

ООО «Усть- Калманский маслосырзавод» устанавливало различные закупочные цены для поставщиков молока - ИП Ш<…>, ИП Ж<…>, так базовая закупочная цена ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» для ИП Ж<…> была выше на 50 копеек, чем для ИП Ш<…>

В свою очередь, закупаемые цены для населения снижались большим темпам, чем на молоко, приобретаемое у ИП Ш<…>, ИП Ж<…> при этом, Индивидуальные предприниматели, являясь конкурентами на рынке закупа сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края, синхронно на одни и те же даты снижали и устанавливали цены до одной величины.

На основании информации (вх.№182212 от 02.03.2018), представленной ИП Ш<…> установлено, что структура затрат на закуп 1 литра сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края сложилась следующим образом: 0,5-0,7 рублей заработная плата; 0,5 рублей материальные затраты (запасные части для автомобиля); 1 рубль - прочие расходы (несортовое молоко, вет.справки и т.д.). В состав автомобильного парка предпринимателя входит 1 автомобиль марки УАЗ 33036.

Структура затрат ИП Ж<…> не представлена.

АО «Барнаульский молочный комбинат» покупает сырое коровье молоко для его дальнейшей переработки и выпуска готовой продукции.

На основании информации (вх.№184617 от 20.04.2018), представленной АО «Барнаульский молочный комбинат» цена на закупаемое сырое молоко определяется в соответствии с конъюнктурой рынка молочной продукции, потребностями предприятия в сырье, качество сырья, затратами на доставку до места переработки, объемами товарных остатков готовой продукции на складе, спроса и отпускных цен на готовую продукцию и другими факторами.

В качестве экономического обоснование уровня закупочных цен на сырое молоко АО «Барнаульский молочный комбинат» указало, что в конце 2017 года существенно изменилась ситуация на рынке молочных продуктов. Значительно снизился спрос на масло, сыр, сырный продукт, СОМ, что при увеличении производства этих товаров в 2017 году, привело к превышению предложения над спросом. Цены реализации на эти товары в январе 2018 года снизились на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом цена на молоко и другие молочное продукты осталась на прежнем уровне.

Отрицательная динамики цен на сыр, сырный продукт, СОМ неблагоприятно отразилась на предприятии, так как более ¾ объема перерабатываемого в крае молока используется на производство данной группы продуктов. Также значительно выросли товарные остатки, так по состоянию на 1 января 2018 года в АО «Барнаульский молочный комбинат» остатки сливочного масла составили 922 тонны, при этом на аналогичную дату 2017 года они составляли 135 тонн.

В связи с чем, АО «Барнаульский молочный комбинат», по его мнению, вынуждено принимать меры по предотвращению финансовых потерь и недопущению сокращения своего присутствия на рынке, в том числе путем привлечения поставщиков, предлагающих цены, которые могут обеспечить достижения конкурентоспособного уровня себестоимости готовой продукции.

При этом, АО «Барнаульский молочный комбинат» является крупным перерабатывающим предприятием на территории Алтайского края, использует схемы закупа сырого коровьего молока как напрямую у населения края, так и через юридических лиц Алтайского края, неся при этом затраты, отличающиеся от затрат ИП Ш<…> и ИП Ж<…> которые осуществляют деятельность по закупу сырого коровьего только у населения Усть-Калманского района.

Таким образом, в ходе проведения анализа установлено, что хозяйствующие субъекты ИП Ш<…> и ИП Ж<…> АО «Барнаульский молочный комбинат» осуществляют закуп сырого коровьего молока, используя различные схемы (договор поставки, агентский договор), неся в соответствии с этим различные издержки.

В обосновании цен, установленных АО «Барнаульский молочный комбинат», последнее также согласилось на то, что одинаковое определение цены закупа молока сырого исходит от его Продавцов, однако доказательств данного факта в антимонопольный орган Обществом не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

ИП Ш<…> и ИП Ж<…>, АО «Барнаульский молочный комбинат» осуществляют свою деятельность на рынке закупа сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края.

При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока.

Доказательством наличия соглашения между ИП Ш<…> и ИП Ж<…>, АО «Барнаулький молочный комбинат», направленного на установление и поддержание  цен на закупаемое сырое коровье молоко,  является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества посредством совершения одинаковых действий по установлению и поддержанию закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин.

Установление и поддержание АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Ш<…>, ИП Ж<…> одинаковых цен с одного и того же времени на закупаемое сырое коровье молоко в Усть - Калманском районе Алтайского края в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года, при отсутствии на то объективных причин, в разной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, является результатом устной договоренности и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 25.06.2018 №10-ФАС22-АМ/03-18.

Таким образом, АО «Барнаульский молочный комбинат» нарушен запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.32 КОАП РФ, либо участие в нем».

При рассмотрении вышеизложенных обстоятельств, установлено, что в соответствии с приказом (распоряжением) АО «Барнаульский молочный комбинат» №60000001838 от 01.11.2017 «О приеме работника на работу» Ж<…> принят с 01.11.2017 на должность директора по сырью.

В соответствии с должностной инструкцией директора по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат», утвержденной генеральным директором АО «Барнаульский молочный комбинат» Б<…> от 01.11.2017г., в должностные обязанности директора по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» входит организация работы по закупу сельскохозяйственной продукции у юридических и физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств; выезд в сельскохозяйственные районы, выявление потенциальных поставщиков(продавцов) производимой им продукции, заключение договоров купли продажи; контроль соблюдения действующего законодательства (в т.ч. при заключении и исполнении договоров купли-продажи сырья и определении цены на закупаемую сельскохозяйственную продукцию).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что установление и поддержание одинаковых цен с ИП Ш<…>, ИП Ж<…> в одно и тоже время на закупаемое сырое коровье молоко в Усть - Калманском районе Алтайского края в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года, при отсутствии на то объективных причин, в разной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, произошло по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей директором по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» Ж<…>.

Учитывая вышеизложенное, директором по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» Ж<…> нарушен запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.32 КОАП РФ, либо участие в нем».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом по делу №37-АД(АМ)02/19 об административном правонарушении от 20.02.2019г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения директора по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» Ж<…> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.2, ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. 14.32, ст.23.48, ч.1 ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать директора по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» Ж<…> (паспорт <…>), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении устного соглашения с ИП Ж<…> ИП Ш<…> и участия в нем, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Усть-Калманском районе Алтайского края в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к директору по сырью АО «Барнаульский молочный комбинат» Ж<…> (паспорт <…>) меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Р/с 40101810350041010001 Отделение Барнаул г. Барнаул

БИК банка получателя: 040173001

Реквизиты получателя:

ИНН: 2221022528, КПП: 222501001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ОКТМО: 01701000

Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140

УИН_________________________________________________________________________

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8-(3852)-24-68-81.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Дата вступления постановления в законную силу «____»________ 2019г.

Дата выдачи постановления «___» ____________ 2019г.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

Заместитель руководителя управления С<…>

Копия постановления получена «_____»________________2019г.

Копия постановления направлена «_____»________________2019г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны