Решение б/н Дело № 41-ФАС22-ОВ/04-10 от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 41-ФАС22-ОВ/04-10 по признакам нарушения Советом народных депутатов В. сельсовета В.района Алтайского края абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по оказанию услуг по погребению согласно гарантированному перечню, а также по осуществлению мероприятий по обустройству и содержанию мест погребения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения анализа нормативных документов  о погребении и похоронном деле, действующих в муниципальных образованиях Алтайского края, установлено, что в муниципальном образовании «В. сельсовет»  В. района Алтайского края действует Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования В. сельсовет» (принято решением Совета народных депутатов В. сельсовета № 15 от 27.03.2007г).

В соответствии с п. 2.2 данного Положения  оказание ритуальных услуг может осуществляться юридическими лицами независимо от форм собственности либо индивидуальными предпринимателями, кроме услуг по погребению согласно гарантированному перечню, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела. Пунктом 3.2 данного Положения установлено, что погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела согласно Правилам, утвержденным представительным органом муниципального образования. Пунктом 4.2 Положения установлено, что мероприятия по обустройству и содержанию мест погребения осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела. 

В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) УФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 108 от 13.04.2010 в отношении Совета народных депутатов В. сельсовета В. района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 41-ФАС22-ОВ/04-10.

На заседании Комиссии представитель Совета народных депутатов В. сельсовета В. района Алтайского края не явился, Советом народных депутатов В. сельсовета В. района заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Так же поступило решение Совета народных депутатов В. сельсовета №11 от 26.04.2010 года об отмене решения Совета народных депутатов от 27.03.2007г. № 15 «О положении об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования В. сельсовет».

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона             о погребении.

Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении). Предметом регулирования данной статьи являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг. 

В соответствии с пунктом 2.2 данного Положения оказание ритуальных услуг может осуществляться юридическими лицами независимо от форм собственности либо индивидуальными предпринимателями, кроме услуг по погребению согласно гарантированному перечню, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, а так же пунктом 3.2 данного положения установлено, что погребение и оказание услуг по погребению на территории поселения осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела согласно Правилам, утвержденным представительным органом муниципального образования. Данные нормы противоречат действующему законодательству ввиду следующего.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что другие хозяйствующие субъекты лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, включая услуги по гарантированному перечню.

Статья 6 Закона о погребении предусматривает, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.

Пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению, что свидетельствует о том, что деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, осуществляется на конкурентном рынке.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. Каких-либо специальных требований к содержанию муниципальных кладбищ действующее законодательство не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять, в силу чего услуги по содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности.

Вместе с тем, пунктом 4.2 Положения установлено, что мероприятия по обустройству и содержанию мест погребения осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Формулировка данной нормы права исключает возможность осуществлять указанные в ней мероприятия иными хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что  действия Совета народных депутатов В. сельсовета В. района Алтайского края, выразившиеся в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями оказанию услуг по погребению (в том числе услуг согласно гарантированному перечню) на территории муниципального образования (пункт 2.2, пункт 3.2 Положения), а также по осуществлению мероприятий по обустройству и содержанию мест погребения (пункт 4.2 Положения), противоречат  абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вместе с тем, 17.05.2010 года вх.№3252 в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило решение Совета народных депутатов В. сельсовета В. района Алтайского края №11 от 26.04.2010 «Об отмене решения Совета народных депутатов В. сельсовета от 27.03.2007г. №15», что свидетельствует об устранении ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

            Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Совета народных депутатов В. сельсовета В. района Алтайского края, выразившиеся в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по оказанию услуг по погребению (в том числе услуг по гарантированному перечню) на территории муниципального образования (пункт 2.2, пункт 3.2 Положения «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования В. сельсовет», утверждено решением Совета народных депутатов В. сельсовета № 15 от 27.03.2007г.), а также по осуществлению мероприятий по обустройству и содержанию мест погребения (пункт 4.2 Положения «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования В. сельсовет», утверждено решением Совета народных депутатов В. сельсовета № 15 от 27.03.2007г.), противоречащими абзацу 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела №41-ФАС22-ОВ/04-10 в отношении Совета народных депутатов В. сельсовета В. района Алтайского края прекратить в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

                Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны