Решение б/н Решение по делу от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

<...>

<...>

г. Барнаул, 656050

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-346/2021

Решение изготовлено в полном объеме 8 июня 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио заместителя руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/5-346/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении наружной рекламы в г. Барнауле, в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя – индивидуального предпринимателя <...>,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/5-346/2021 возбуждено по результатам мониторинга наружной рекламной информации в г. Барнауле по адресу: ул. Северо-Западная, д.224.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признана ИП <...>. Рассмотрение дела назначено на 13.05.2021г.

13.05.2021г. в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <...>, рассмотрение дела отложено до 08.06.2021г.

ИП <...>, во исполнение определения об отложении дела от 13.05.2021г., представлены письменные пояснения, согласно которым текст рекламы не содержит утверждения, а носит предположительный характер на что указывает слово «возможно», текст рекламы приглашает потребителя посетить аптеку и сравнить цены на товары, которые возможно окажутся привлекательнее, чем в других аптеках. Изготовление и монтаж баннерной растяжки были заказаны 29.12.2015г. в период заключения договора аренды на помещение. Поскольку данная баннерная растяжка висит уже более пяти лет, договор на ее изготовление и монтаж, акт об оказании услуг, платежные документы были уничтожены, в связи с истечением срока их хранения.

ИП <...> осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д.224, на основании договора аренды нежилого помещения от 29.12.2015г., заключенного с <...>.

На заседании Комиссии ИП <...> с нарушением п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не согласилась, сообщив, что потребители, придя в аптеку, могут сравнить цены с ценами в других аптеках и приобрести товар по более привлекательной цене. В части использования в рекламе выражения «Аптека от склада» пояснила, что у нее заключены договоры с крупнейшими поставщиками товара, которые отгружают товар со своих складов.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, заслушав доводы ИП <...>, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 18.04.2021г. Алтайским краевым УФАС России установлен факт размещения в г. Барнауле по адресу: ул. Северо-Западная, д.224, слева и справа от входа в аптеку от склада на фасаде здания наружной рекламы следующего содержания: «АПТЕКА от склада возможно, лучшие цены желаем здоровья и долголетия!».

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе используется словосочетание «возможно, лучшие цены».

Используемая в рекламной информации превосходная степень слова «лучшие», однозначно указывает, что цены аптеки от склада являются самыми лучшими среди цен иных аптек г. Барнаула.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый вкусный», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе критерий, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Довод ИП <...> о том, что текст рекламы не содержит утверждения, а носит предположительный характер, на что указывает слово «возможно», Комиссией антимонопольного органа отклоняется в виду следующего.

Цена является денежным выражением стоимости товара. В экономической теории отсутствует такое понятие как лучшая цена. Применительно к цене прилагательное «лучший» отражает минимальное количество денег, которые покупатель при прочих равных условиях, может потратить на товар. Привлечение внимание рассчитано на покупателя, чувствительного к цене.

По смыслу рекламы в том виде, в котором она распространена, следует, что цены в Аптеке от склада лучше, чем у других продавцов. Наличие в рекламе слова «возможно» не снизило заявляемую степень превосходства рекламируемого объекта над аналогичными объектами. Указанная реклама адресована лицам, не обладающим специальными познаниями, которые воспринимают информацию в зависимости от социального и индивидуального опыта, однако доминирующим смыслом данной фразы для обыденного сознания потребителей рекламы является обобщенный смысл фразы «лучшие цены». Более того шрифт слова «возможно» значительно меньше шрифта фразы «лучшие цены», следовательно первоочередное внимание потребителей привлекает фраза «лучшие цены».

Также Комиссия приходит к выводу, что использование в рекламе фразы «Аптека от склада» указывает на необоснованные преимущества перед другими аптеками г. Барнаула, в виду того, что товары в аптеки поступаю от поставщиков.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Антимонопольным органом установлено, что предпринимательскую деятельность в аптеке от склада по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д.224, осуществляет индивидуальный предприниматель <...>(ОГРНИП <...>).

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

В соответствии с п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы указанным способом, в антимонопольный орган не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «АПТЕКА от склада возможно, лучшие цены желаем здоровья и долголетия!», распространенную по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д.224, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Вынести ИП<...>предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны