Решение №004/06/42-59/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/42-59/2023 о нарушении законодатель... от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/42-59/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«06» марта 2023 года                                                                               г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:

председатель комиссии: <…> – руководитель управления,

члены комиссии:

<…> – начальник отдела контроля закупок и торгов,

<…> – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителя заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай <…>, с участием по видео-конференц-связи представителя заявителя ООО «КрасМедСервис» <…>, представителя Министерства экономического развития Республик Алтай <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 27.02.2023 поступила жалоба ООО «КрасМедСервис» (вх. № 736) на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000923000376 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Аппарат рентгеновский маммографический цифровой).

Заявитель в жалобе указывает, что извещение на участие в аукционе составлено с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай (вх. № 782 от 01.03.2023), заказчиком Министерством здравоохранения Республики Алтай (вх. № 816 от 03.03.2023) в адрес УФАС по РА представлены письменные возражения.

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, установила следующее.

16.02.2023 уполномоченным органом в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0177200000923000376 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Аппарат рентгеновский маммографический цифровой). Начальная (максимальная) цена контракта 32200000,00 рублей.

Заказчиком по данной закупке является Министерство здравоохранения Республики Алтай.

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно не использована позиция каталога товаров, работ, услуг единой информационной системы в сфере закупок (далее – КТРУ) 26.60.11.113-00000089 «Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая».

В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила № 145)

В силу пункта 2 Правил № 145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с данными Правилами.

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145 (пункт 3 Постановления № 145).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию (пункт 4 Постановления № 145):

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

При этом в силу пункта 6 Правил № 145 использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил № 145).

На заседании Комиссии УФАС по РА представителем заказчика были даны пояснения о том, что, согласно постановлению Правительства Республики Алтай от 15 декабря 2020 года № 410 «Об утверждении региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения в Республике Алтай», Приказом Минздрава России от 28.12.2020 № 1379н «Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения», Министерством здравоохранения Республики Алтай были запланированы к приобретению в 2023 году «Аппарат рентгеновский маммографический цифровой или аналоговый». Товар с указанным наименованием в КТРУ отсутствует. Заказчик допускает, что требуемое наименование в рамках проводимого аукциона тождественно наименованию «Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая», под которым в КТРУ имеются три позиции, в том числе позиция 26.60.11.113-00000089, на которую указывает ООО «КрасМедСервис» в своей жалобе. Однако, детально изучив характеристики данных товаров, представленные в КТРУ, заказчик пришёл к выводу, что с их помощью невозможно описать требуемый товар.

Так, товар, представленный в КТРУ под кодом 26.60.11.113-00000089, не удовлетворяет требованиям заказчика, как минимум, по причине несоответствия следующих указанных в нём значений характеристик, обязательных для применения:

1. Размер пикселя, мкм: согласно значениям, изложенным в КТРУ: ≤ 85; согласно требованиям заказчика: не более 50.

2. Размер рабочего поля детектора: согласно значениям, изложенным в КТРУ (в сантиметрах): а) Более или равно 22х29 или б) Менее или равно 22х29; согласно требованиям заказчика (в миллиметрах): не менее 233х294 (мм).

Устанавливая данные требования, заказчик руководствовался своей потребностью, а также рекомендуемыми характеристиками цифровой скрининговой маммографической системы, представленными в Методических рекомендациях Министерства здравоохранения Российской Федерации по выполнению программы популяционного скрининга злокачественных новообразований молочной железы среди женского населения, согласованными с главными внештатными специалистами Минздрава России. Из предложенных заказчику аппаратов рентгеновских маммографических цифровых были выбраны те, которые максимально удовлетворяют вышеуказанным требованиям рекомендаций.

Маммография требует обнаружения чрезвычайно малых объектов (микрообызвествления (кальцинаты) размерами от 50 мкм). Именно малый размер пикселя - не более 50 мкм - обеспечивает улучшенную визуализацию молочной железы для обнаружения опухолей и микрокальцинатов, а также позволяет реже выполнять прицельные снимки. Более широкий размер рабочего поля позволяет проводить снимки ретромаммарной области молочной железы.

Таким образом, значение указанных характеристик является немаловажным для проведения качественной диагностики наличия новообразований в условиях первичного звена здравоохранения. При этом предлагаемые в КТРУ значения характеристик являются ухудшающими и не удовлетворяющими потребности заказчика.

Следовательно, закупаемый заказчиком аппарат маммографический рентгеновский цифровой, потребительские и функциональные свойства которого удовлетворяют потребностям заказчика, отсутствует в КТРУ, в связи с чем им было принято решение установить требования к закупаемому оборудованию в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Представитель заявителя не смог дать пояснения на вопрос Комиссии УФАС по РА исходя из каких технических характеристик товара заявителем был сделан вывод о том, что необходимо было применить позицию КТРУ 26.60.11.113-00000089, а не 26.60.11.113-00000090 или 26.60.11.113-00000091, имеющие идентичное наименование.

На заседании Комиссии УФАС по РА представителем заказчика были продемонстрированы технические характеристики аппаратов маммографических рентгеновских цифровых разных производителей, удовлетворяющих потребностям заказчика.

Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих невозможность принятия участия в электронном аукционе №0177200000923000376.

При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС по РА приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии в обжалуемых действиях Заказчика признаков нарушения норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.

Довод жалобы является необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь       ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КрасМедСервис» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000923000376 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Аппарат рентгеновский маммографический цифровой), необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               

 

Члены Комиссии                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны